Analitika.at.ua. В хитросплетении схем мировых энергопоставок назревает очередная сенсация. Россия поддержала намерение Ирана проложить новый газопровод “Парс” — в ответ на отказ Тегерана от финансируемого Западом трубопроводного проекта “Набукко”.
Об этом заявил член энергетической комиссии парламента ИРИ Хусейн Зюлянвар. Не исключено, что такое решение станет первым реальным шагом к созданию пресловутого “газового ОПЕК”.
Впрочем, иранцы, как всегда, не склонны “складывать все яйца в одну корзину”. Как теперь выясняется, проект “Парс” делится на два вполне самостоятельных направления. Одна ветка потянется на Восток, вплоть до Китая. А вторая... Будет использоваться для транспортировки иранского газа в Европу, причем через территорию Турции. Тегеран уже объявил, что сам изыщет необходимые средства для прокладки трубопровода, но не станет противиться, если какая-либо страна пожелает вложить инвестиции в данный проект. Причем многомудрые иранцы провели уже и “идеологическую подготовку”. В ходе своего недавнего визита в Тебриз, населенный, как известно, сплошь азербайджанцами, президент Махмуд Ахмадинежад обратился к собравшимся на азербайджанском языке. “Азербайджанцы и турки — наши братья и единоверцы и никакой силе не удастся вбить клин между нами”, — сказал он, и эти слова были восторженно встречены участниками митинга. Иранский лидер призвал всех мусульман объединиться и противостоять злым силам. “Если мы будем едины, ни одна сила не сломит нас”, — сказал он.
Таким образом, Иран готовится самостоятельно поставлять свой газа всем, кто в нем заинтересован, и подготавливает почву для этого, заручившись поддержкой Москвы и пытаясь снискать благосклонность Анкары. Европейская реакция не заставила себя ждать, но оказалась сдержанной и неоднозначной. Чувствуется, что европейцы от всего этого несколько подрастерялись. Вначале представитель комиссара ЕС по вопросам энергетики Ферран Тарраделлас заявил: “Европейская комиссия не рассматривает Иран в качестве поставщика газа для проекта газопровода “Набукко”. Основной причиной этого Тарраделлас назвал проблему, связанную с ядерной программой Тегерана. Однако почти сразу же из Еврокомиссии пришло сообщение иного содержания — директорат проекта “Набукко” огласил условие возможности транспортировки иранского газа и ждет официального ответа от Тегерана. То есть отталкивать важного поставщика они все-таки не желают.
Так заинтересован Запад в иранском газе или нет? Вопрос тут в том, кто и чем будет распоряжаться, что будет контролировать. Если газ из ИРИ проследует в Европу по “иранской трубе”, то западные компании останутся явно не у дел, а Тегеран определенно никого не допустит к “разделу пирога”. Поэтому, видимо, в “Набукко” решили, пока не поздно, скорректировать свою позицию. Но, может, европейцы уже опоздали?
Cергей ШАКАРЯНЦ
НВ |