Среда, 28.07.2021, 08:27
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Декабрь » 9 » "Отцы Тариелы", позорят республику Грузия
"Отцы Тариелы", позорят республику Грузия
11:00

Analitika.at.ua. Если вам изменяет историческая память, будем рады ее реанимировать

Впервые за многие годы общественность Армении остро и, главное, массово отреагировала на акт вандализма, предпринятый священником Грузинской церкви Тариелом Сикенчелашвили на территории армянского храма Норашен Сурб Аствацацин в Тбилиси. Группа армянских блогеров провела митинг у посольства Грузии в Армении с требованием прекратить геноцид армянского культурного наследия в Грузии. В руках у протестующих были плакаты, напоминающие о хищнических посягательствах церковников титульной нации на духовно-архитектурное наследие армян в этой стране, а у стен посольства был оставлен символический гроб как свидетельство ритуальных “похорон новорожденной грузинской демократии”.

Затем прошла еще одна акция, теперь уже перед зданием ереванского представительства ООН. Около двух тысяч студентов требовали прекратить незаконные действия представителей грузинского духовенства, планомерно уничтожающих армянские культурно-исторические памятники. Участники акции осудили равнодушие светских властей к актам вандализма, перманентно проходящих в Грузии, обвинили их в пособничестве отцу Тариелу и передали письмо с требованием прекратить посягательства на армянские церкви послу Грузии. В защиту армянского наследия в Грузии подняли свои голоса и историки, общественные деятели, представители государственных структур, проведшие в эти дни ряд пресс-конференций. Такой всплеск обеспокоенности можно только приветствовать, ибо все предыдущие годы вопросы эти не то чтобы замалчивались (армянские СМИ, в том числе и “НВ”, всегда сообщали о них), а как бы не замечались представителями государственных структур, хотя облаченный в рясу священника Тариел Сикенчелашвили (язык не поворачивается назвать святым отцом человека, поправшего все нормы христианской нравственности) избрал храм Норашен предметом своей маниакальной ненависти еще в 1995 году и с тех пор с бандой своих подручных уже не раз затевал очередную “реставрацию” закрытой церкви, цель которой состояла в уничтожении всех следов ее армянского происхождения. Так было и на этот раз, когда он, призвав на помощь экскаватор, попытался ликвидировать в церковном дворе надгробные плиты захороненных здесь более ста лет назад известных тифлисских меценатов Михаила Ивановича и Лидии Петровны Тамамшевых. Благодаря подоспевшим армянам надгробные камни были возвращены на свое место, однако никакого наказания Тариел Сикенчелашвили за свое деяние не понес. Более того, в пылу словесной перепалки он заявил, что “армяне склонны всегда забирать чужое”, и лишь после прибытия на место представителей епархии Армянской Апостольской Церкви и омбудсмена Грузии стал оправдываться, что временно передвигал камни с целью благоустройства дворика церкви, а точнее, “чтобы почистить под... надгробными камнями”.

Грузинские СМИ на этот непривычный для них резонанс армянской общественности сначала отреагировали привычным образом, поспешив обвинить армян в том, что они претендуют на грузинские церкви, не имея при этом никаких документов, доказывающих их армянское происхождение. А затем и вовсе заявили, что воодушевление армян есть результат “накачки” со стороны русских, особенно в свете недавней российско-грузинской войны.

Между тем, если им изменяет историческая память, будем рады ее реанимировать. Напомним, что почитаемые ими западные писатели еще в XIX веке восхищались толерантностью грузин, допустивших на своей земле строительство 650 армянских памятников. А также о том, что армянская церковь Сурб Норашен служила армянам Тифлиса с середины XV века. Основанная в 1467 году Садатом в 1650 году, она была перестроена Ходжа Назаром. Исторические свидетельства утверждают, что церковь всегда восстанавливалась армянами: в 1795-м — по приказу Мелик-Аветика Бехбудяна и по инициативе иерея Григора, в 1808-м — под руководством благочинного Тер-Газара и господина Мунтояна после особенно разрушительных нашествий Ага-Мухамед-хана. По велению Католикоса Нерсеса в 1875 году ремонтировалась черепичная кровля церкви, а в 1897 и 1900 гг. ремонтные работы были осуществлены внутри здания. В записях, оставленных армянскими и чужестранными посетителями, Норашенская церковь Сурб Аствацацин упоминается как одна из главных армянских церквей Тпгиса. Показательно, что до 1989 года этот факт не скрывали и грузинские исследователи.

В советское время до 1931 года Норашенская церковь Сурб Аствацацин находилась под юрисдикцией епархиального совета. Затем здание церкви было превращено в книгохранилище. Сегодня церковь не просто закрыта для прихожан — идет планомерное варварское уничтожение всех символов армянской принадлежности. В начале 80-х годов прошлого века в ходе работ по благоустройству окрестностей церкви и улицы Леселидзе был разрушен северный парадный вход с каменной резьбой как “архитектурное излишество”. В 1989 году замначальника управления по охране памятников Джансуг Бабунашвили стал первым госслужащим, объявившим церковь Норашен “грузинской православной церковью, построенной в XIII веке”. Хачкар, который был закреплен внутри церкви, с памятной надписью, повествующей о постройке купола в 1650 г. джугинским мастером Петросом, был уничтожен в 1995 году. Когда в декабре 1984 года из церкви начали выносить книги и в Тбилиси прибыла группа армянских интеллигентов, секретарь Католикоса Илии Теодорос Джохадзе объявил, что существование армянской церкви в соседстве с грузинским Сионом недопустимо: “Мы должны ее превратить в грузинскую”. Сказано — сделано: 15 февраля 1995 года церковь была освящена согласно грузинскому ритуалу и названа Хареба (“обетованная”). С 1995 года по сей день под видом работ по “реставрации” с большим размахом продолжается исчезновение армянских церковных атрибутов — купели для крещения, высокого алтаря, хачкаров, укрепленных в стенах, лапидарных надписей, вырезанных на камне эпитафий, знаменитых фресок Овнатанянов, оскверняются могилы. Весной 2005 года возле южной стены церкви вдруг появилось новое кладбище — пять надгробных плит с вырезанными на них надписями на грузинском, в числе которых было надгробие некоего Маглакелидзе, скончавшегося в 1874 г. Руководитель общественной организации по изучению армянской архитектуры Самвел Карапетян отмечает, что, согласно исследованию мест проживания грузинских родов, Маглакелидзе проживали только в нескольких населенных пунктах Грузии, в том числе в селе Млети Душетского района, где до назначения духовным пастырем огрузиненной греческой церкви Джварис мама, трудился приходским священником сам отец Тариел. “Из этого следует, что надгробные плиты, призванные содействовать грузинизации церкви Норашен, отец Тариел доставил с кладбища села Млети, вверенного ему на пастырство”, — утверждает Самвел Карапетян. В мае 2008 года под непосредственным руководством все того же Тариела Сикенчелашвили началось строительство забора вокруг Норашена, который украшается символами и крестам, характерными исключительно для грузинской православной церкви. Благодаря многочисленным обращениям, жалобам и усилиям армянской общины городская мэрия Тбилиси вынесла в апреле с.г. решение о демонтаже забора, однако и по сей день оно остается неисполненным.

“Вопрос этот очень деликатный, и не надо его излишне политизировать”, — сказал Вахтанг Кикабидзе в интервью агентству “Новости-Армения”. Но как не политизировать, если грузинским властям, как и церковному начальству отца Тариела ничего не стоит остановить его систематические и “плодотворные” набеги еще до того, как он и его стая успевают отгрызть очередную часть армянских свидетельств на камне. Но они обычно следуют вслед за актом вандализма, что позволяет Тариелу Сикенчелашвили на время уйти в тень перед очередным “набегом”. Да и кому останавливать, если новый главный храм нынешней Грузии, храм Троицы — символ возрожденного при независимой государственности грузинского православия — построен в прямом смысле слова на костях армян, на месте армянского кладбища? Другого места не нашлось. А ведь мало в какой из стран Христианского мира общество сейчас настолько религиозно, как в Грузии. Удивительно даже не то, что христианство совмещается с такими деяниями. Удивительно то, что вера подталкивает к ним, что Церковь едва ли не первая культивирует шовинизм, ненависть к “нечестивым еретикам” армянам, которых вообще-то следовало бы считать собратьями-христианами.

 

Но есть и другая сторона, на которую указал в беседе с нами редактор журнала “Анив” Карен Агекян. “Конечно, мы вправе сетовать на фанатичную целеустремленность немалой части грузинского общества в деле постепенной “зачистки” столицы от всего армянского — начиная с ассимиляции и заканчивая присвоением церквей и уничтожением могил. Но давайте задумаемся и о доле своей вины. Могли ли мы когда-то считать эту землю Арменией? Почему границы своей земли уже давным-давно размылись в наших глазах? Почему мы обосновывались в этом городе, были его мэрами и благотворителями, застраивали его европейскими зданиями, основывали здесь театры, да и вообще составляли большинство населения? Почему строили в Каире и Львове, Стамбуле и Калькутте, почему сейчас, прячась от проблем на Родине, пускаем корни где-то на краю света? Мы игнорировали непреложные законы жизни. Там, где ты не можешь рассчитывать сам стать хозяином, ты можешь полагаться только на милость хозяев. Хозяева меняются: империи, царства, республики. Одни к тебе более благосклонны, другие менее. Но настает время “отцов Тариелов”, и они быстро дают понять, что ничего твоего на этой земле нет, что на хозяев ты должен смотреть только снизу вверх и вообще — лучше бы тебе “на выход”. Все, что ты и твои предки создавали столетиями, может быть потеряно в “мгновение ока” — по историческому масштабу времени. Мы, конечно, продолжаем сетовать и перечислять, сколько всего сделали для Тбилиси — не понимая, что это не повод для гордости, что мы расписываемся в непростительной наивности своей и своих предков. Живя сегодняшним днем, не видя вперед дальше завтрашнего, мы не хотели понимать простых истин. Чем глубже пускаются корни, тем с большим остервенением их когда-нибудь будут выкорчевывать. Чем богаче достояние, тем тотальнее будет грабеж. Мы реалисты и не требуем от грузинского общества уважения к армянам и армянскому наследию в Тбилиси. Речь об уважении грузин к самим себе. Дело сделано, теперь придержите своих “отцов Тариелов”. Прежде чем срочно протискиваться в Европейский дом, грузинскому обществу нужно задуматься о психологической основе многих сегодняшних феноменов — в частности отношении к гражданам негрузинской национальности и их достоянию. Франция, Швеция, Чехия и т.д. далеко не идеал, но темные стороны грузинского общества — это отнюдь не пороки европейцев или народов Востока, создавших великие цивилизации китайцев, персов, индусов, арабов. Эти темные стороны слишком напоминают “нормы поведения” соседей в Турции и Азербайджане, для которых война с алтарями и могильными камнями есть органическая форма существования в истории. От коллективной психологии ущербности, которая порождает такую войну, излечиться трудно, но пора уже поставить перед собой эту цель”.

 

P.S.

Глава пресс-службы Патриархии Грузии отец Давид Шарашенидзе заявил на пресс-конференции 8 декабря, что принадлежность расположенного в Тбилиси, на улице Леселидзе, исторического памятника — церкви Св.Норашен будет установлена по итогам выводов грузинских и армянских экспертов. “Этот памятник, по армянским источникам, принадлежал Армянской Церкви. Но есть и другие, в том числе грузинские источники, которые ставят под вопрос это утверждение. Это вопрос рассмотрения экспертов — ученых и т.д.”, — заявил Давид Шарашенидзе.

 

Нора КАНАНОВА

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 712
Календарь новостей
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru