Analitika.at.ua. Для большинства крупных российских средств массовой информации экс-чемпион мира по шахматам, лидер оппозиционного общественного движения “Объединенный гражданский фронт” Гарри Каспаров — персона нон грата. Причина — его чрезмерный радикализм в оценках правящей в Москве администрации. Потому-то голос Каспарова россияне все чаще слышат из-за рубежа. Вот и последнее интервью выдающегося шахматиста, наделавшее много шума, было опубликовано украинской газетой. Если российского обывателя в последних откровениях гроссмейстера интересуют его отношения с актрисой Мариной Нееловой, то для нас, конечно же, важнее, что думает бывший бакинец об армяно-азербайджанских отношениях.
Интервью Гарри Каспарова киевской газете “Бульвар Гордона” сразу же вызвало волну негодования в Баку. Решившись сказать правду об армянских погромах в Сумгаите и Баку, он удостоился со стороны азербайджанской прессы клейма “неблагодарного лжеца”. Между тем рассказ Каспарова, бывшего очевидцем кровавых событий января 1990-го года, позволяет убедиться в том, что зря некоторые поспешили записать Каспарова в число “безродных космополитов, не помнящих родства”. Итак, что же именно вызвало столь искреннее возмущение бакинских журналистов? Интервью им не понравилось с его первых же строк, где экс-чемпион мира, отвечая на вопрос о предыстории армяно-азербайджанских противоречий, отмечает, что “неприязнь усилилась после армянского геноцида в Турецкой империи”. Далее Гарри Каспаров подтверждает, что “первые погромы прошли в Сумгаите”. В феврале 1988-го он был за пределами страны. А вот январские события 1990-го происходили уже на его глазах. “Армянские погромы в Баку никем не пресекались, хотя в городе было 11 тысяч солдат внутренних войск. Там находился первый заместитель министра внутренних дел СССР Лисаускас, а потом, чтобы курировать ситуацию от ЦК КПСС, прибыл и Примаков. Но никто не вмешивался до тех пор, пока зачистка не была произведена. Причем это не в местечке были погромы, а в огромном столичном городе, где стоят многоквартирные дома...” — говорит Каспаров.
Гарри Кимович убежден в том, что действиями погромщиков руководил кто-то сверху. “В таком мегаполисе, как Баку, вести точечные операции толпа просто так не может. Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что им дали списки, что есть ведущий”, — продолжает Каспаров. “Заходили в армянские квартиры, грабили, убивали, насиловали. Кого-то из окон выбрасывали... Точного количества жертв я не знаю, но, по имеющейся информации, около 120 человек погибло”, — свидетельствует очевидец. “Из армян не осталось вообще никого?” — спрашивает журналист. В ответ Каспаров уверенно опровергает легенду алиевской пропаганды о том, что “в Баку по сей день живет около 30 тысяч армян”. “Какие-то смешанные семьи есть, но их буквально единицы, и совершенно очевидно, что Баку прекратил свое существование как интернациональный город. А ведь в Баку до начала этих событий жило не меньше 250 тысяч армян...” — напоминает гроссмейстер.
Можно ли спорить с приведенными Каспаровым фактами? Оказывается, можно. По крайней мере азербайджанское сетевое СМИ “Тренд Лайф” решилось взять на себя миссию по опровержению “неблагодарной лжи”. Набор аргументов стар как мир. Вот главный довод бакинского обозревателя: “В Сумгаите адреса армян распространялись армянином Григоряном, который лично убил пятерых армян и насиловал своих землячек”. Неважно, верит ли корреспондент “Тренд Лайф” сам в то, о чем говорит. Важен сам факт подобной реакции, которая подтверждает — в Азербайджане по сей день боятся “самого известного бакинского армянина”, потому как он не молчит и готов с любой трибуны давать показания о том, что было сотворено в Баку с сотнями тысяч его соотечественников. И было вполне естественно, что после откровенного интервью шахматиста средства алиевской пропаганды стали писать о “неблагодарности Каспарова по отношению к азербайджанской земле, которая его вырастила и сделала известным на весь мир”. “Если бы не забота Гейдара Алиева, Каспаров никогда бы не стал чемпионом мира”. Это вырванные из контекста слова президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, которые в эти дни с удовольствием цитируют многие бакинские газеты. “Тренд Лайф” продолжает и развивает эту тему: “Как быстро забыл Гарри Каспаров, благодаря чему и кому он стал сильнейшим шахматистом планеты. Ведь если бы не вмешательство Гейдара Алиева в ход его противостояния с Анатолием Карповым, Гарри Кимович не носил бы титул чемпиона мира...” Сам Каспаров не опровергает, что бывший правитель Азербайджана старался оказывать содействие. “Алиев действительно оказал мне огромную помощь в том, что создал базу для подготовки, которую Спорткомитет СССР разрушить не мог. С 80-го года у меня появилась возможность готовиться в Баку... Но нельзя же всерьез утверждать, что Алиев был более могущественным, чем, скажем, Черненко или Романов”, — рассказывает экс-чемпион.
Бакинская пресса утверждают, что Каспаров отплатил черной неблагодарностью и другому своему покровителю — бывшему первому секретарю ЦК компартии Азербайджана Абдурахману Везирову, сестра которого была замужем за родным дядей Гарри — Леонидом Моисеевичем Вайнштейном. Но замечу, что во второй половине 80-х Везиров ну никак не мог покровительствовать Каспарову хотя бы потому, что находился все эти годы очень далеко от родины. Он тогда был послом СССР в Пакистане. И еще одну любопытную версию приводит “Тренд Лайф”. Мол, во всех решающих партиях с Карповым победа Каспарову доставалась благодаря чарам экстрасенса Тофика Дадашева. Следовательно, Каспарова чемпионом сделал азербайджанец, а тот отплачивает нынче азербайджанцам черной неблагодарностью. Гроссмейстер категорически опровергает этот бред. “Дадашев появлялся в первом матче, немного во втором и один раз в третьем. Для меня эта поддержка была символической. Никакого участия в борьбе с Карповым он не принимал. А после 86-го года в силу каких-то причин, мне до конца не известных, Дадашев перешел на сторону Карпова и открыто стал ему помогать. Он много обо мне знал, естественно, и дал противнику ценную информацию”, — вспоминает Каспаров. Кстати, сам Дадашев не склонен преувеличивать роль собственной персоны в решающем поединке Каспарова с Карповым. Ну а относительного версии о том, что “азербайджанец сделал армянина чемпионом мира”, он поясняет: “Вообще-то у меня, как и у Гарри, мать — армянка”.
Принципиальность и честность, проявленная Каспаровым в интервью известному журналисту Дмитрию Гордону, радует. Судя по всему, Гарри Кимович, называвший себя в конце 80-х “бакинцем по национальности”, имел немало поводов задуматься об ошибочности собственных слов. Сегодня он все чаще вспоминает об армянском воспитании, которое дал ему дед. “После смерти папы я воспитывался в маминой семье, рос рядом с дедушкой Шагеном Мовсесовичем, у которого не было сыновей”, — говорит Каспаров, отвечая на вопрос Гордона о причинах смены фамилии. “Мой шаг был вызван внутрисемейными причинами. Поверьте мне, в Баку смена еврейской фамилии на армянскую преимуществ не сулила”, — справедливо отмечает он. Не очень привычно замечать в высказываниях Каспарова нотки, свидетельствующие о пробуждении национального самосознания. Но на самом деле интервью Дмитрию Гордону далеко не первое публичное выступление, в котором он позволяет себе резкую критику в адрес азербайджанских националистов, повинных в уничтожении армянского населения восточной части Закавказья. Вот лишь несколько цитат из выступлений Каспарова разных лет: “В Баку убивали только за то, что ты был армянином”; “После того как армяне покинули Баку, город стал мертвым”; “Баку уже никогда не будет цивилизованным городом, так как своим развитием он обязан не местным жителям, а покинувшим его армянам, евреям, русским”... Так что “бакинец по национальности” Каспаров все-таки отлично знает, кто лишил его родины и за что.
Артем ЕРКАНЯН
НВ |