Analitika.at.ua. В новой концепции внешней политики России четко определено, что Москва будет рассматривать ОДКБ в качестве «ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, делая акцент на адаптации Организации как многофункциональной интеграционной структуры к меняющейся обстановке, на надежном обеспечении способности государств - членов ОДКБ к своевременным и эффективным совместным действиям, на превращении ОДКБ в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности. Об этом в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net заявил аналитик Центра стратегического анализа "Spectrum" Сергей Саркисян. По его мнению, наибольшую активизацию внешней политики России в ближнем зарубежье следует ожидать именно в этом направлении. «Как представляется, именно ОДКБ станет той базой, на которой она будет строить союзнические отношения со своими стратегическими партнерами. Без участия в деятельности ОДКБ возможность построения таких отношений представляется сомнительной. Выбор эту роль ОДКБ вполне понятен, поскольку Россия является единственным безусловным лидером этой организации», - отметил армянский эксперт.
Что касается Армении, то, по мнению Саркисяна, на сегодняшний день, несмотря на все перспективы углубления отношений с НАТО, ОДКБ является единственным военно-политическим блоком, полноправной участницей которого она является, и который в значительной степени является гарантом ее военной безопасности. «Членство Армении в ОДКБ является одним из основных факторов, определяющих обороноспособность Армении, боеготовность и боеспособность ее вооруженных сил. Пока - в большей степени по вопросам приобретения и освоения вооружений и военной техники. Именно членство в этой Организации позволяет Армении получать военную технику и вооружение российского производства по преференционным ценам, что дает ей возможность поддерживать с Азербайджаном, несмотря на разный вес экономик этих государств, приемлемый баланс сил, основанный на разумной достаточности. Однако у Армении есть и хорошая перспектива увеличения своего военно-политического веса – как в рамках этой организации, так и в регионе в целом», - подчеркнул он. Саркисян также считает, что в случае возобновления активных боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, во избежание дополнительных международных проблем они вряд ли выйдут за пределы территории бывшей АзССР, и ни о каком задействовании статьи 4 (о коллективной обороне) Договора о коллективной безопасности говорить не придется. «Здесь важен даже не сам факт гипотетически возможного вовлечения в боевые действия, в первую очередь, размещенных на территории Армении ВС РФ, а возникновение нежелательного для Москвы политического кризиса ОДКБ, когда другие государства-члены организации, скорее всего, займут (в основном, по экономическим (нефтегазовым) и конфессиональным причинам) нейтральную позицию по отношению к военному конфликту между Азербайджаном и Арменией. Однако помощь Армении как своему союзнику по ОДКБ может быть оказана, в первую очередь, Россией, и по другим схемам, не менее эффективным», - подчеркнул Сергей Саркисян. |