Analitika.at.ua. 28 февраля текущего года в нашей газете была опубликована статья "МИД – пятая колонна?" Напомним, что спустя несколько дней после президентских выборов ряд сотрудников внешнеполитического ведомства страны, в том числе несколько послов и другие ключевые фигуры, выступили с письмом-заявлением, выразив горячую поддержку экс-президенту Левону Тер-Петросяну. В последующие после этого дни приказом действующего президента Р. Кочаряна все они были уволены из рядов МИД.
Давая оценку самому факту появления подобного письма именно в недрах Министерства иностранных дел РА, автор публикации напоминал о многочисленных статьях, в разные годы публиковавшихся в "Голосе", в которых газета настойчиво призывала руководство страны обратить внимание на очевидное засилье в этом ведомстве сотрудников, связанных с первым президентом родственными либо дружественными связями. Тот факт, что множество сотрудников МИД оказались в престижных креслах и на ответственных должностях, не имея соответствующего образования и квалификации и благодаря исключительно своим связям либо протекции со стороны ближайшего окружения первого президента, собственно, и аукнулся столь циничным образом в кризисный для Армении период.
Предлагаемая вниманию читателей статья в значительной степени дополняет публикации "ГА", приводя позорные подробности формирования и деятельности этой ключевой для Армении структуры, результаты чего, собственно, сегодня и пожинает наша страна.
…В руки попал номер "ГА" от 28 февраля со статьей, озаглавленной "МИД РА – пятая колонна?" Автор статьи А. Варданян, как видно, человек информированный, но не в достаточной мере. К примеру, при упоминании племянника Левона Тер-Петросяна не указывается, что Семерджян-младший, занимая очень ответственный пост советника, и не какого-нибудь административно-хозяйственного подразделения или службы протокола, что при его, мягко говоря, весьма невысоком интеллектуальном уровне было бы более или менее приемлемо, а управления Европы, этого важнейшего направления внешней политики страны, практически не владел ни одним европейским языком и плохо - русским, что для него, кстати сказать, по совместительству офицера СНБ РА, было очевидным признаком профнепригодности.
Нетрудно догадаться, для чего был "внедрен" в центральный аппарат МИД РА этот человек – явно не для выявления "предателей" и "шпионов" среди сотрудников МИД и тем более - не для соответствующей службы в загранучреждениях (посольствах) РА. Это был 1997-й, последний год Тер-Петросяна-президента, поэтому в данном случае речь идет скорее всего о "семейно-клановой разведке".
Ну а о графоманстве Аракела Огановича (сына Огана Семерджяна, зятя Л. Т.-П., "проработавшего" не один год шефом таможни а/п "Звартноц" – именно при нем сотрудники таможни буквально грабили прибывающих из-за рубежа пассажиров, по совместительству - владельца первой, по существу, "престижной" бензоколонки по пути в зоопарк) в МИД до сих пор ходят легенды. Не одну "книгу" выпустил "великий писатель и поэт". А названия-то какие: "Человек и муха", "Дерево и птица"… и т.д. и т.п. Более того, он не жалел денег (явно не из зарплаты сотрудника МИД или даже офицера СНБ) на перевод своих "шедевров" на иностранные языки.
Этакий недоросль ростом под 1м 90 см, неделями не появлявшийся в МИДе, - его чаще можно было встретить в хинкальных с постоянным собутыльником, большим любителем поесть и выпить за чужой счет, человеком, попавшим в МИД, мягко говоря, не без помощи Вано Сирадегяна, – Ашотом Алексаняном, кстати, тоже "поэтом и писателем", который частенько … засыпал на рабочем месте. А любимым занятием этого дипломата было … грызть ногти. Представляете, на приеме где-нибудь в Германии или Австрии (страны, где "служил" этот, с позволения сказать, дипломат) появляется представитель целой страны с изгрызенными ногтями, без галстука, небритый, в помятом (а то и с масляными пятнами) пиджаке…
…Автор статьи упоминает имя Гагика Петеяна - одной из самых одиозных фигур за всю историю госаппарата независимой РА, главной заслугой которого было приготовление хороваца для высокопоставленных гостей, - называя его просто лентяем. Нет, Петеян вовсе не был лентяем – он "трудился" в поте лица сначала в управлении делами президента РА, организовывая "увеселительные мероприятия" за госсчет, в основном для сына Л. Т.-П. Давида, который, справедливости ради отметим, до поры до времени был действительно воспитанным и скромным мальчиком, пока не попал под опеку "дядьев", – того же Петеяна и иже с ними.
Но пиком карьеры Гагика Араратовича стала его "работа" в должности управделами МИД РА при печально известном министре Ваане Папазяне. Вот уж кто был бездельником и плейбоем, оставлявшим визитки в заведениях небезызвестной парижской улицы Пигаль, член правительства, который мог в самый ответственный момент слинять с заседания правительства, который мог в самый ответственный момент слинять с важного международного форума, – так, прошвырнуться по городу, по кварталу "красных фонарей" или за шмотками, скажем, туфлями долларов этак за триста-четыреста. И это в те самые годы, когда в темном, холодном, голодном Ереване люди жили на 10-15 зеленых в месяц. При этом официальная зарплата "Его Превосходительства" не превышала 100-200 долларов. Папазян едва ли не всегда жил за счет других, т.е. фактически был паразитом, – диссертацию защитил благодаря отцу, уважаемому человеку и ученому, в АОД и в министерское кресло попал исключительно благодаря близким связям своей семьи с Левоном Тер-Петросяном.
Будучи послом РА во Франции, Папазян был одним из организаторов сделки по продаже – по существу за бесценок – Ереванского коньячного комбината. (Вспоминается, как один литовский ученый, узнав об этом, воскликнул: "Как, вы продали вашу национальную гордость?!") В качестве благодарности Папазян, уже будучи вышвырнутым из системы МИД, от новых хозяев коньячного комбината – компании "Перно-Рикар" - получил место шефа PR-службы коньячного завода, но вскоре был уволен и оттуда - естественно, за бездельничество.
Можно уверенно сказать, что в начале-середине 90-х главным принципом кадровой политики МИД РА был следующий: "Дайте мне любого человека с улицы (а лучше – женщину, да еще и молодую и длинноногую) - и я сделаю из него (нее) карьерного дипломата". И наоборот, Папазян и Петеян могли унизить кадрового дипломата до уровня подобной "длинноногой". Как здесь не вспомнить светлой памяти Григория Рафаэловича Бадаляна, советника-посланника Посольства РА в Брюсселе, карьерного дипломата, еще с советских времен пользовавшегося большим авторитетом в странах Бенилюкса, которому один аодовский люмпен бросил пренебрежительно: "Ты же не из наших" -что, скорее, было комплиментом. Петеян и его шеф Папазян обращались к Григорию Рафаэловичу, годящемуся по возрасту им в отцы, не иначе как "Гриша", заставляли этого почтенного человека возить их туда-сюда, встречать, провожать – и не только самих "Их Превосходительств", а еще жен, детей, родственников и т.д. и т.п.
...В конце ноября 1994г. открылся регулярный рейс Ереван – Амстердам. Событие, несомненно, радостное. Если, конечно, не считать того, что этим сразу же воспользовался тогдашний "главный авиатор" – для своих регулярных вояжей в Амстердам, Антверпен, Брюссель – города, где наиболее хорошо поставлена секс-индустрия. А за "геройства", совершенные, конечно же, в состоянии сильного опьянения Шаэном Петросяном, приходилось краснеть Г.Р.Бадаляну. (Тут нелишне напомнить, что Петросян, опять будучи пьяным, пытался заставить однажды члена экипажа самолета, выполнявшего рейс Париж – Ереван, немолодого уже летчика, исполнить гимн Армении – и это в присутствии пассажиров, среди которых была и посол Франции в Армении г-жа Франс д'Артэг).
Не выдержало сердце Григория Рафаэловича – он скончался в декабре 95-го.
То же в значительной степени относится и к другому карьерному дипломату, светлой памяти Чрезвычайному и Полномочному Послу Ашоту Зареевичу Мелик-Шахназаряну. Недолго проработал он на очень ответственном посту постпреда РА при женевском офисе ООН – его, многоопытного дипломата, заменили сотрудницей, проработавшей до назначения в Женеву в системе МИД РА совсем недолго, и то в должности третьего секретаря. Объяснение простое – г-жа К.Д. являлась старой знакомой В.Папазяна.
…По некоторым сведениям, тандем Папазян – Петеян торговал загранпаспортами, даже диппаспортами и должностями. Можно вспомнить большой скандал из-за того, что этот дуэт, продав должность директору ПТУ, подставил своего же подельника – замминистра ИД Эд. Зулояна, которого Л.Тер-Петросян был вынужден (поскольку скандал получил широкую огласку) уволить с должности и лишить ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла. (Последний, чуть не плача, оправдывался перед президентом: "Но я же делал это вместе с Гаго (Петеяном) и Вааном (Папазяном), шеф...")
Ну а назначение на работу в Посольства РА в те годы вообще было верхом ханско-байского волюнтаризма. Здесь были три категории счастливчиков: 1) родственники или партайгеноссе; 2) вышеуказанные длинноногие "дипломаты" женского пола; 3) "цеховики", столь милые сердцу Гагика Араратовича, как, например, его протеже, некто Эдик Таранян - банщик в прямом смысле этого слова, быстро сориентировавшийся в политическом отношении: он стал членом Гнчакской партии, столь любимой самим шефом (хотя на вопрос о том, что значит "гнчак", так и не смог дать вразумительного ответа). А при следующем министре, Алике Арзуманяне, алкоголике и неврастенике, особо приближенном к Тер-Петросяну, до этого "проработавшем" послом РА в Штатах и ООН, где во время приема от перепития блеванул на голландского дипломата, он, выказав соответствующее "отношение" генсеку МИД РА (незадолго до этого работавшему лаборантом в ЕрПИ) Дмитрию Мартиросяну, получил назначение в Лос-Анджелес - и не кем-нибудь, а первым секретарем генконсульства. Дальше - больше. Очень скоро Таранян стал аж Временным поверенным, то бишь фактическим руководителем генконсульства! Ну, там он проявил себя достойным учеником Петеяна, особенно по части организации приема очень высоких гостей – например, тогдашней первой леди Людмилы Тер-Петросян. Последнюю "культурная программа" (шопинги, рестораны, увеселения и, конечно же, подарки), организованная банщиком – новоиспеченным дипломатом (кстати, не знавшим не то что английского, но и армянского и русского), так впечатлила, что по возвращении в Ереван она уговаривала мужа, президента РА, назначить "банщика" аж генеральным консулом РА в Лос-Анджелесе! Слава богу, Тер-Петросян не послушался совета Людмилы Фроимовны Куртач.
… Петеян, не будучи карьерным дипломатом, не зная ни одного иностранного языка (даже толком русского), не отличая, скажем, Нигерию от Нигера, был пожалован в советники - это высший дипломатический ранг РА, присуждаемый министром ИД (дальше идут ранги Чрезвычайного посланника и полномочного министра и Чрезвычайного и Полномочного Посла, присуждаемые исключительно президентом РА). Зато за годы его "работы" на посту управделами (читай – завхозом) в МИД нередко бывали случаи, когда сотрудникам армянских дипмиссий за рубежом месяцами не перечислялась зарплата. Вспомним, что в 1993–94гг. (годы правления дуэта Папазян - Петеян) Ереван назывался "Токосаваном"; валюта крутилась под 20, а то и 30(!) процентов в месяц! Надеюсь, намек понят.
После всего сказанного не приходится удивляться, что дочь Петеяна, Элен Гагиковна, попавшая в МИД исключительно благодаря связям отца, а также матери – Асмик Даштоян (отдел Ирана), оказалась среди "подписантов" известного заявления – ведь надо же было "платить" за годы процветания Петеянов... Эта семейка вообще верх конъюнктурности. Сначала комсомольско-профсоюзно-партийный номенклатурщик Г. Петеян выступил против Карабахского движения (не путать с АОД), потом работал в госаппарате, потом, будучи по существу вышвырнутым из него, стал обвинять во всех смертных грехах т.н. карабахский клан. При этом его супруга осталась работать в системе МИД РА (ныне - в Посольстве Армении в Болгарии)…
Раз уж мы заговорили об управделами, нелишне упомянуть имя нынешнего управляющего делами МИД РА Рубена Шакаряна, или, как его называют за глаза, господина Шакаляна. Или товарища Шакаряна – ведь последний числился в штате КГБ Арм. ССР и дослужился аж до полковника – нет, не за заслуги перед страной – скажем, поимку шпионов, разведку и контрразведку, участие в боевых действиях в Карабахе, как многие, действительно честные и преданные офицеры этой организации, а исключительно благодаря тому, что ему удалось наконец занять вожделенную должность начальника охраны тогдашнего первого секретаря ЦК КП Армении Сурена Арутюняна. Осуждая клановость и семейственность в системе МИД РА, просто невозможно не отметить, что Р. Шакарян устроил свою явно звезд с неба не хватающую, а тем более не являющуюся карьерным дипломатом дочь аж консулом, и не куда-нибудь, а в самый Вашингтон.
...Спрашивается, а как же полковник спецслужб (слово "бывший" здесь неприменимо), знающий в МИД все и вся, прозевал акцию подписантов? А может, знал и молчал, чтобы подставить своего шефа, человека, которому он обязан этой должностью, Вардана Осканяна?!
О каких нравах, каком профессионализме, а тем более защите национальных интересов страны на международной арене могла идти речь, если одним росчерком (размашистым, почти как у императора Николая II, сантиметров этак на десять, – это ли не признак мегаломании?) пера министра ИД В. Папазяна человек с улицы, прозябающий и чуть ли не голодающий в Ереване – 92, 93, 94гг., мог буквально за неделю очутиться с замерзшими, спящими в одной большой комнате детишками в Нью-Йорке или Париже, как, скажем, нынешний Временный поверенный в делах РА во Франции, уроженец села Ачаджур Иджеванского района Гамлет Гаспарян - человек, попавший в МИД благодаря своим земляческо-дружеским связям с Ваником Смбатовичем, а также некоторым другим связям, берущим начало еще в т.н. советские времена, по линии "некоего" учреждения.
…"ГА" неоднократно критиковал бывшего министра ИД РА, политического долгожителя (1998 - 2008) Вардана Осканяна, однако справедливости ради надо сказать, что именно он несколько оздоровил ситуацию в МИД РА, разработав и представив в НС РА на утверждение закон "О дипслужбе РА", одним из краеугольных камней которого был общепринятый (в цивилизованном мире, естественно) принцип ротации дипкадров. Отныне сотрудник МИД знал, что, проработав 2-3 года в центральном аппарате, следующие 2-3 года он проведет в загранкомандировке.
… Но вернемся к февральским подписантам. Говоря о бывшем замминистра ИД Армене Байбурдяне как о лентяе, просыпающем большую часть рабочего дня в бытность помощником Б. Араркцяна, автор статьи упускает самые главные черты Байбурдяна. За благообразной внешностью этакого кабинетного ученого (он действительно неплохой историк, кандидат наук) скрывается искусный царедворец, большой мастер интриг, попавший в госаппарат исключительно благодаря связям отца - Вагана Байбурдяна (бывшего посла РА в Иране там он заслужил кличку Бейби за инфантильность и вошел в историю посольства тем, что в обеденный перерыв из его кабинета раздавался грохот, - это Бейби, как заправский каратист, ребром ладони раскалывал луковицу - от него постоянно, даже на дипприемах разило луком) с Левоном Тер-Петросяном и Бабкеном Араркцяном.
Да, совсем неплохо: два Чрезвычайных и Полномочных Посла в семье – двое Байбурдянов в тяжелейшие для страны и народа годы наслаждались благами цивилизации: младший - в Нью-Йорке, а старший– в Тегеране. Ну а самый младший Байбурдян - брат Армена, с трудом окончивший институт (по свидетельству самих преподавателей), опять благодаря связям был устроен, правда, на менее престижную и интеллектуальную, но зато очень доходную работу – в таможню.
Будучи назначенным генконсулом РА в Лос-Анджелесе, А. Байбурдян слезно уговаривал шефа - В. Папазяна, чтобы под генконсульство был куплен особняк не где-нибудь, а в Беверли-Хиллз. И это в те самые тяжелейшие годы (94-95)! Ну, конечно же, г-ну генконсулу, которому в то время едва исполнилась тридцать, хотелось, чтобы его соседями были Элтон Джон, Шер, другие мегазвезды…
Когда стало известно, что этот ловкий царедворец, осторожнейший (до маниакальности) человек, который, приезжая из-за рубежа в МИД, надевал болгарское (или чехословацкое) пальто 10-15-летней давности и держал в руке дипломат, купленный за 12 руб. в худсалоне годах в 70-х, оказался среди подписантов, сразу же подумалось, что это неспроста. Полусерьезно-полушутя начали поговаривать, что за ним (впрочем, как и за Рубеном Шугаряном) уже чуть ли не послан самолет ВВС США, чтобы использовать этих двух в случае первой же необходимости как рупор, обливающий грязью свою историческую родину. Ан нет!
Как говорится, ларчик просто открывался: Байбурдян давно уже подготовил себе запасной аэродром в виде ереванского офиса ООН, естественно, заручившись (многократно) поддержкой ООНовского руководства. Нелишне напомнить, что в первой половине 90-х А. Байбурдян работал в представительстве РА в ООН, где его шефом был не кто иной, как Ал. Арзуманян. Последнего на эту должность с поста посла РА в США был просто вынужден перевести Тер-Петросян, поскольку видные представители армянской общины США - такие как, скажем, предводитель епархии Армянской Апостольской Церкви Западного побережья США архиепископ Ваче Овсепян, а также не менее известные люди, работающие волонтерами (бесплатно) в Посольстве РА в США – Кристин Симон (дочь Луиз Симон-Манукян) и юрист Ван Григорян, обратились с открытым письмом к Л. Тер-Петросяну с просьбой убрать этого человека, позорящего страну.
Что касается уже бывшего посла РА в Италии, Испании и Португалии Рубена Шугаряна (Шугарова), по основной специальности лингвиста и искусствоведа, то, согласно имеющейся информации, этот инфантильный, совершенно несамостоятельный, по некоторым оценкам, даже "плаксивый" ребенок 46 лет скорее всего был обработан шефом – Левоном Тер-Петросяном, о котором в годы его правления Шугарян отзывался следующим образом: "Вы еще памятник Левону поставите..."(?!)
Не беремся судить категорично, но скорее всего Размик Хумарян, Левон Хачатрян, Марта Айвазян оказались в числе "подписантов" большей частью, что называется, на эмоциональной волне, при этом еще и поддавшись уговорам, можно сказать, главного идеолога и вдохновителя известного "воззвания" – пресс-секретаря министра ИД Владимира Карапетяна (кстати, человека, не имеющего к прессе никакого отношения, он практически чудом стал пресс-секретарем, долгое время оставаясь и.о.).
Немаловажное обстоятельство: лишившись должности пресс-секретаря, Карапетян явно не был обречен на голодное существование, поскольку, как выясняется, у них есть семейный бизнес: в т.н. переходный период практически за бесценок была приватизирована государственная аптека. Сейчас г-н Карапетян сотоварищи (с подписантами) частенько появляется на Северном проспекте, где сидят "митингующие", - этакий новоявленный аодовец, пардон, член Общенационального конгресса…
Говоря о МИДе, невозможно не отметить, что наши некоторые высокопоставленные дипломаты весьма успешно занимаются бизнесом, – в основном импортом в Армению товаров широкого потребления из стран пребывания. Так, по достоверным источникам, магазин шоколада "Леонидас" реально принадлежит одному Чрезвычайному и Полномочному Послу (естественно, скорее всего он оформлен на имя, скажем, жены, тещи, любимой тетушки и т.д. и т.п.). Но это тема для отдельного разговора.
…Впрочем, в МИД РА всегда были и есть настоящие профессионалы и порядочные люди. Этот список достаточно внушителен. И чувствуется, что Эдвард Налбандян, новый министр иностранных дел, карьерный и опытный дипломат, как человек строгий, но справедливый, по отзывам людей, давно и хорошо знающих его, опирается в своей работе именно на таких дипломатов, наводя порядок в этом важнейшем госучреждении страны.
Степан САРКИСЯН
Голос Армении |