Analitika.at.ua. Молчание официального Тбилиси в ситуации с армянскими церквями Грузии воспринимается более радикально настроенной частью грузинского общества как попустительство. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил депутат парламента Армении от оппозиционной партии "Наследие" Степан Сафарян. Комментируя факт пикетирования армянского посольства с требованием отдать Грузинской православной церкви около 10 церквей на севере Армении, проведенный 11 декабря так называемым "христиан-демократическим движением" Грузии, депутат отметил, что это был не лучший способ выражения своих взглядов.
"После Абхазии и Южной Осетии грузинская сторона должна быть более мудрой и остерегаться оскорбления и попыток присвоения элементов самобытности других народов, проживающих на ее территории. Если ранее не было серьезного сопротивления и грузинской стороне удавалось переписывать историю, то после последних событий грузинская сторона должна понять, что будущее Грузии также в уважении прав других народов, проживающих на ее территории. Если более дальновидная часть грузинского общества не выразит другого мнения, получится, что в Грузии подходы к вопросу начинаются и заканчиваются целями, которые преследуют подобные группы своими действиями",- отметил он.
Сафарян затронул также достигнутую в ходе визита премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна в Тбилиси договоренность о создании армяно-грузинской комиссии, которая должна будет рассмотреть вопрос принадлежности спорных церквей Грузинской Православной или Армянской Апостольской церкви. "То, что комиссия будет ставить вопрос определения принадлежности, говорит о наличии серьезных претензий на армянские церкви, и путем комиссии грузинская сторона попытается решить вопрос их захвата", - резюмировал депутат.
Напомним, что в феврале 2006 года Священный Синод Грузии под председательством архиепископа Сабы (Гигиберия) провел заседание, в ходе которого заслушал заявление митрополита Минглиси и Цалки - Анания (Джапаридзе) и епископа Дманиси - Зенона (Иараджули) о восстановлении "одной из исторических епархий". Священный Синод постановил: "Восстановить исторически существовавшую епархию Агарак-Ташира и подчинить ее епископу Дманиси, титул которого определить следующим образом - епископ Дманиси и Агарак-Ташира, кафедра в Дманиси". Армянская Апостольская церковь тогда заявила, что в Армении нет последователей Грузинской православной церкви, а вместо учреждения епархии в Лори грузинской стороне следовало бы придать официальный статус армянской епархии в Грузии и решить вопрос с возвращением Армянской апостольской церкви армянских церквей, находящихся на территории Грузии.
В XIX веке в Тбилиси было 29 армянских церквей, но на сегодняшний день действуют только две церкви, которые принадлежат Грузинской епархии Армянской апостольской церкви. Спорными остаются 6 церквей, особо остро стоит вопрос о принадлежности тбилисской церкви Святой Богородицы Норашен. Вопрос Норашена обострился с 1994 года. Посягательства в отношении этой церкви, попытки "огрузинить" ее путем уничтожения армянских надписей, хачкаров и других актов, продолжаются по сей день. Первопрестольный Эчмиадзин неоднократно выражал протест по поводу таких действий, проводились встречи с политическим руководством Грузии и церковными иерархами, армянской стороне давались обещания, но проблема не решена. |