Analitika.at.ua. 13 декабря в гюмрийской церкви Святой Богородицы состоялся вечер органной музыки, посвященный 20-летию землетрясения. Уникальность вечера состояла не в том, что на органе священнодействовала лауреат многих международных конкурсов Нарине Симонян (Франция, Париж), а в том, что по задумке органистки экстра-класса впервые в мире органная музыка зазвучала в сопровождении армянского дудука, озвученного на вечере мастером дудука Гагиком Малхасяном (Армения, Гюмри).
...Что-то оборвалось во мне нечто - то ли сердце, то ли душа -выпрыгнуло, покружило над склоненными головами людей и устремилось к звездам и солнцу, горам и долинам, ущельям и рекам. Слились в единое целое несовместимые времена года, далекое и близкое, орган и дудук.
Органные и хоральные импровизации, фуги и прелюдии Баха, Брамса, средневековые шараканы в обработке Комитаса, народные песни "Чинар эс" (в обработке Г.Малхасяна) и "Дле яман" и другие породили призрачные картины и умиротворенность. Но удивительнее всего, что если небесные звуки органа вели нас к чертогам Бога, то звуки дудука, рождающие тоску по родной земле, глубинное понимание всего сущего, наоборот, притягивали нас к земле. Блаженное состояние - пребывать между землей и небом...
После землетрясения Ленинакану руку помощи протянули многие страны мира, и Франция была одной из первых. С тех пор Армению с ней связывают особые нити родства. Одна из них - Нарине СИМОНЯН.
- Училась я, - рассказывает она, - в школе N20, музыкой стала заниматься с шести лет, в музыкальном училище увлеклась органной музыкой, вот почему поступила на отделение полифонии Ереванской консерватории. В 1991г. уехала в Париж совершенствовать свое исполнительское мастерство. Четыре года училась у профессора органной музыки Мари Клер Алан, а затем у Югера Дрейфуса (клавесин).
- А нельзя было совершенствовать свое исполнительское мастерство в Армении?
- К сожалению, нет. Для сравнения скажу, в Армении всего два органа, а во Франции только в одном Париже - 360, и все они разные по своей форме, содержанию, звучанию и возможностям. Вот почему перед концертами я обычно в течение нескольких дней репетирую свою программу, чтобы ознакомиться со специфическими особенностями инструмента.
- Из сказанного следует, что в Армении совсем мало органистов. Почему бы вам не заняться педагогической деятельностью?
- Я решила последние 20 лет своей трудовой жизни посвятить педагогической деятельности в Армении, тем более что такой опыт уже есть. Лет 5 тому назад моя сестра Вардуи с дочерью Сатеник посетили меня во Франции. Тогда племяннице было 8 лет. Она побывала на моих концертах, присутствовала на всех моих репетициях, а когда пора было возвращаться в Армению, к дедушке и бабушке в Гюмри, вдруг категорично заявила нам, что не вернется на родину, пока не научится играть на органе. За пять лет Сатеник своим трудолюбием добилась головокружительных успехов: у нее 5 концертных программ, в свои 13 лет она уже стала знаменитостью Парижа. Мой педагог Мари Клер Алан, до этого побывавшая на каком-то международном конкурсе, в котором приняли участие и гюмрийские музыканты, слушая исполнение Сатеник на органе, как-то заметила мне: "Все эти годы меня поражало одно: как в таком маленьком городе, как Гюмри, могло родиться так много музыкальных талантов?"
- Известно, что вы часто выступаете в концертных залах Парижа...
- И не только. В декабре этого года с программой, посвященной 20-летию землетрясения, я дала два концерта в Париже, один - в Киеве и вот, наконец, в родном Гюмри...
- На днях дудукист Гагик Малхасян рассказал мне, что шесть дудукистов Армении, среди которых был и он, вместе с Дживаном Гаспаряном совершили турне по Европе, дали концерты в музыкальном сопровождении разных инструментов, но не органа.
- Да, органная музыка в сопровождении дудука - это моя идея. Эти инструменты не только отлично дополняют друг друга, но и придают музыкальному произведению особую чувственность и шарм. Известно, что в орган заложены регистры многих музыкальных инструментов. Я встретилась с создателем органов с мировым именем Даниелом Керном и предложила ему вложить в орган и регистр дудука. У знатного мастера загорелись глаза, он начал благодарить меня за подсказку, так что скоро орган зазвучит и дудуком... А встретилась я с ним по поводу того, что в Париже создан благотворительный фонд "Друзья Гюмри", от имени которого я заказала Даниелю Керну орган для Гюмри. Мастер завершит свою работу через два года. К этому времени окончательно будет восстановлена церковь Аменапркич, где и будет установлен орган.
Юрий АРУТЮНЯН
Голос Армении |