– Я родилась в городе Одессе. Окончила знаменитую специальную музыкальную школу имени Столярского в Одессе по классу фортепиано и поступила в Одесскую консерваторию. Училась у Людмилы Гинзбург. Благополучно окончив консерваторию как пианистка, на следующий же день поехала в Киев поступать в другую консерваторию, только уже на факультет оперного пения – к Евгении Мирошниченко. На третьем курсе консерватории была принята в труппу Национальной оперы, и до сих пор являюсь солисткой этого театра.
– Чем еще, кроме сценической деятельности, Вы занимаетесь?
– В мае этого года мы с австрийским бизнесменом Альфредом Праусом создали международную культурную программу «Австрия – Украина без границ», которая рассчитана на продолжительную работу. В рамках этой программы мы организовали «Венские вечера». Особенность этого проекта – точное соблюдение традиций Австрии с целью наиболее полной передачи духа данной страны. Все «ингредиенты» проекта оригинальны по своей сути – от участия солиста Венской оперы Себастьяна Райнталлера и звучания австрийской оперетты (даже партитуры были привезены из Вены) до презентации блюд от австрийских шеф-поваров и вин, которые были доставлены специально для этого вечера. Акция проходила под патронатом австрийского посольства в Украине и посольства Украины в Австрии.
Знаете, я пришла к такой мысли: нужно приложить все усилия, чтобы армянские культура и традиции так же были представлены в Украине, были показаны во всех своих аспектах. Если будет предложение организовать что-то подобное, я с удовольствием соглашусь.
– У Вас широкий репертуар, Вы не только оперная певица…
– Оперный певец – это не только тот, кто поет исключительно в опере. Помимо оперы, есть еще концертные площадки, различные программы, например, я пою с Национальным оркестром народных инструментов Украины под управлением Виктора Гуцала. Этот оркестр имеет исключительно народный колорит, у него есть потрясающие обработки песен народов мира, я с ним даже пела «Цицернак» («Ласточка»), обработку которой Виктор Гуцал сделал специально для своего оркестра, но при этом мы поем и классику, и украинские народные песни. Я пою и в общих концертах с поп-звездами – диапазон жанров достаточно широк, но я никогда не буду петь попсу.
– Есть ли у Вас музыкальные предпочтения, помимо классической музыки?
– Я слушаю разную музыку. Люблю легкий джаз, хорошую популярную музыку, особенно американскую и западноевропейскую, например, Агилеру, Хьюстон, Дион, Бейонс, главное – чтобы музыкальное творчество было талантливым, затрагивало и «цепляло» по-настоящему. Так что жанр для меня не имеет абсолютно никакого значения. Точно так же и в искусстве живописи: в каком бы стиле ни была написана картина, для меня главное – сама сущность, эмоциональное восприятие и то, насколько талантливо воплощена идея. Я знаю, что у многих моих коллег более консервативный подход ко всему – они считают, что опера должна быть традиционной, передавать стиль, дух определенной эпохи. Но почему опера не может иметь современное прочтение? Популярные мелодии нашего времени – абсолютно нормальное явление, это часть нашей сегодняшней жизни, все должно присутствовать в меру.
– А как Вы относитесь к миру армянской музыки?
– Я люблю традиционные народные мелодии, также мне нравятся их хорошие ремиксы – либо их интересная аранжировка, либо новое исполнение. Это очень впечатляет.
– Откуда Ваши корни?
– Мой дед из ленинаканских армян. В послевоенные годы он перебрался в Украину и, женившись на украинке, остался здесь жить.
– С кем из известных исполнителей и звезд Вы общаетесь?
– В силу своей профессии я вхожа в светское общество и имею возможность общения со многими публичными людьми – это и исполнители популярной музыки, и политические деятели, и представители бизнес-элиты. Мы общаемся на обычном человеческом уровне и забываем о звездном ореоле. Да, эти люди имеют известность, но я не считаю обязательным щеголять этим.
– В связи с родом деятельности Вы часто общаетесь с интеллигенцией. На Ваш взгляд, растет ли в Украине ее достойная смена армянского происхождения?
– Конечно. Я получила большое удовольствие от фестиваля детского творчества «Моя Армения», в жюри которого мне посчастливилось быть. Я помню свои восхитительные ощущения, когда дети выходили на сцену – настолько талантливые, с азартом и гордостью преподносящие свою культуру, – просто радовалось сердце. Этот фестиваль полностью оправдал свое название. Это мероприятие было потрясающим, атмосфера в зале была непередаваемой. Так что я совершенно спокойна за подрастающее поколение армян: смена есть, и очень достойная – дети горды своей исторической Родиной.
– На Ваш взгляд, удалось ли армянской диаспоре состояться и решить свои насущные вопросы?
– Первый насущный вопрос – это, конечно, церковь. Пока не будет церкви в столице, этого оплота духовности, трудно говорить о том, что мы состоялись и все у нас хорошо.
Также мне бы хотелось, чтобы диаспора была ярче представлена в культурном аспекте. В своей деятельности она уделяет достаточно внимания воспитанию и образованию детей, армянскому фольклору, но явно не просматривается момент культуры как искусства не только в фольк-материале. Например, концерт Нарине Симонян – это одна миллионная доля в пласте армянской культуры, ее не достаточно для того количества представителей диаспоры, которые живут в Украине, с одной стороны, и этого не достаточно для граждан Украины, которые хотят познакомиться с культурой Армении. То есть не достаточно источников для познания культуры. Я считаю, таких концертов должно быть много, и они должны проходить не только в Киеве. Для меня культура нации – это не столько фольклор, сколько разностороннее представление этой культуры.
Вы помните период, когда Украина была представлена шароварами и гопаком. Я всегда борюсь с таким односторонним восприятием. Когда я за границей пою арию Моцарта, и на сцене звучит объявление «Сусанна Чахоян», но при этом добавляют «Украина», – это и есть украинское искусство. Я несу украинскую культуру вне зависимости от того, что пою. Нарине Симонян – представительница армянской культуры не только потому, что она исполняет произведения Комитаса. Она является носительницей армянской культуры, потому что именно в традициях образования, настоящей интеллигентской, классической школы проявляется ее происхождение.
Не стоит ограничиваться только одним аспектом культуры. Почему бы не сделать, скажем, хороший классический концерт в Киеве, ведь ничего подобного никогда не было, и пригласить, например, какого-то выдающегося скрипача или пианиста из Армении? Даже если в концерте не будет звучать армянская музыка, все равно он будет вечером классической армянской культуры, нашедшей такую мастерскую подачу, что люди полюбят и запомнят ее. Те, кто ответственный за культурный баланс, должны очень мудро относиться к этому вопросу и просматривать его перспективы. Дети, выросшие на фольклоре, вначале впитывают национальные традиции, а потом выходят на новый уровень, получив классическое образование. На мой взгляд, именно в соединении глубинных национальных традиций с классикой и современным отношением и заключается культурный прогресс.
– Какие проблемы у певицы Сусанны Чахоян?
– У меня такие же проблемы, как и у всех, у меня так же, как у всех, иногда болят зубы, также нужно делать ремонт, и я так же зависима от ситуации кризиса во всем мире. На этом фоне меня не устраивает отношение к артистам, особенно в Украине. Сложилось такое «потребительское» отношение, когда используют любовь артиста к своей профессии, к сцене, зная, что он не может не выйти к своей аудитории, и этим пользуются те, кто приглашает артиста. Ты приходишь на банкет после концерта и видишь икру на столе, дорогой коньяк, но при этом тебе не могут заплатить твой гонорар. И меня ужасно оскорбляет как артиста то, что искусство ценится ниже, чем материальные вещи. Мне жаль, что люди не хотят понимать, что артист потратил все детство и молодость на свое становление, вложив в свою профессию все ресурсы. Творчество артиста – это тоже профессия, тот же бриллиант, та же нефть, тот же товар, за который нужно платить деньги.
Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы требовать вознаграждение за свой труд.
– Кого бы Вы выделили из представителей армянской диаспоры в Украине?
– Я горжусь, что есть такие потрясающие представители армянской нации как Роман Балаян, Марина Гулегина-Мурадян, Борис Егиазарян.
– Ваши пожелания армянской диаспоре в Украине, нашим читателям?
Пользуясь случаем, поздравляю с наступающими Новым годом и Рождеством Христовым и, передаю наилучшие пожелания всем читателям. Пускай ваш дом будет полон счастья и любви!
Я бы хотела, чтобы люди научились ценить то счастье, которым каждый обладает на сегодняшний день, и находить в каждой минуте своей жизни радость. Нужно учиться быть счастливыми и благодарить Бога за каждый прожитый день.
Беседовал Марат АКОПЯН
Справка
Сусанна Чахоян – солистка Национальной оперы Украины, лауреат международных вокальных конкурсов в Австрии, Германии, Венгрии, Словакии, Испании, участница престижных музыкальных фестивалей в Украине и Европе.
Сусанна – достойная представительница украинской вокальной школы. Она является одной из лучших учениц певицы с мировой славой Евгении Мирошниченко, достойно продолжает и развивает традиции своих предшественников.
Феномен Сусанны Чахоян обусловлен тремя факторами: уникальными вокальными данными (лирико-колоратурное сопрано), блестящим артистизмом и неординарным образованием.