Analitika.at.ua. «В голове не укладывается, что часть интеллигенции или духовенства грузинского народа, обладающего серьезным культурным наследием, может так проявлять себя», - сказал председатель организации по изучению армянской архитектуры Самвел Карапетян на состоявшейся 14 декабря презентации своих книг «Джавахк» и «Ахалцха».
Первые материалы для подготовки книг были собраны в конце 1980-х – начале 1990-х годов. «В 1988-ом, когда уже громили автобусы в Гандзаке, Степанакерте и других районах, я сказал, что пора прервать обмеры памятников на территории Азербайджана и перейти к Грузии», - сказал С. Карапетян, отметив, что в отличие от Азербайджана, работать в Джавахке было гораздо легче, поскольку здешними жителями были армяне.
«Это не было похоже на работу в Азербайджане, где иногда мы оказывались в отделениях милиции, КГБ только потому, что у нас в руках был фотоаппарат. В советские годы у меня было чувство, что фотоаппарата «Зенит» азербайджанцы боятся больше, чем оружия. Потому что на воре и шапка горит», - рассказал С. Карапетян.
По его словам, полевые исследования на территории нынешней Грузии показали, что почти во всех селах Джавахка, в средневековой части кладбищ, сохранились хачкары или подставки от них, подсказывающие об их существовании в прошлом. Это обстоятельство доказывает вековое присутствие армян в этом регионе и опровергает версию грузин о том, что армяне – гости в Грузии, и они должны вести себя, подобно гостям.
В отличие от Джавахка, в десятках сел Ахалцхи лишь на 3-4 кладбищах сохранились армянские надгробия средневекового периода. Кстати, кладбища – это памятники, содержащие больше всего информации о данном поселении.
С. Карапетян отметил, что стирая армянские надписи, воруя надгробия, истину невозможно скрыть, потому что о каждом памятнике имеется огромный документальный материал в виде фотографий, научных трудов.
«Еркир» |