Analitika.at.ua. Удивительные метаморфозы происходят с некоторыми нашими азербайджанскими коллегами, когда они пытаются дать более или менее объективную оценку происходящим событиям геополитического значения. В особенности если тема обсуждений так или иначе затрагивает комплекс армяно-азербайджанских отношений в свете карабахской проблемы.
Бакинский политкомментатор Рауф Миркадыров в своей статье “Москва официально “отказалась” от территориальной целостности”, опубликованной в газете “Зеркало”, в основном излагает впечатления своего коллеги Шахина Гаджиева, который присутствовал и освещал прошедший в Финляндии саммит Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ. В результате наблюдений Гаджиева Миркадыров делает печальные для общественности Азербайджана выводы. Правда, до конца по этому пути все же не идет, оставляя надежду на то, что “еще не все потеряно — США с нами!”
“С сожалением приходится отметить, что с точки зрения урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, с учетом территориальной целостности, позиции Азербайджана в рамках ОБСЕ ослабли, — с понятной горечью рассуждает г-н Миркадыров. — До сих пор однозначно выступить против включения принципа территориальной целостности в итоговые документы саммитов ОБСЕ различного уровня могла только Армения. Ныне в полку противников этого принципа прибыло еще одним государством”. Он отмечает, что наиболее болезненным в этом свете является тот факт, что этим государством стала сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Карабаху — то есть Россия. После признания Южной Осетии и Абхазии Россия уж точно не может голосовать за урегулирование “замороженных конфликтов” в рамках ОБСЕ с учетом территориальной целостности. Таким образом, Россия объективно становится союзницей Армении, когда речь идет об урегулировании “замороженных конфликтов”, уверен бакинский политолог.
Вынуждены его разочаровать. На самом деле отнюдь не только Россия с некоторых пор выступает против “учета территориальной целостности” при урегулировании межэтнических конфликтов. Около 40 государств Европы и Азии, признавшие независимость косовских албанцев, тоже ведь считают, что этот принцип более не действует, пусть даже и оговариваются при этом, что-де “косовский случай” чуть ли не “особый”. Реально все прекрасно осознают, что ничего “особого” в этом самом “косовском случае” нет — разве только то, что путь к независимости косовских албанцев лежал не через их многовековую вооруженную борьбу с сербами, а через несанкционированные со стороны ООН военные действия НАТО против бывшей Югославии и затем прямую аннексию войсками НАТО края Косово и Метохия.
Что же касается точек зрения стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ относительно принципа территориальной целостности, то именно Россия до последнего времени выступала ярым противником его пересмотра или деноминации. Конечно, признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Москва также шагнула в ряды тех, кто запросто может себе позволить пренебречь данным принципом в отношении государств на порядок слабее себя. Но задолго до Москвы еще в феврале нынешнего года, от данного принципа в случае с Косово жестоко и безоговорочно отказались и два других сопредседателя МГ ОБСЕ — США и Франция. Более того, у них уже действуют и посольства в Приштине. Так что сейчас в МГ ОБСЕ более нет государства-сопредседателя, продолжающего с трепетом относиться к принципу территориальной целостности при урегулировании межэтнических конфликтов. Разница между ними лишь в том, что одни руками и ногами за албанцев, другие — за осетин и абхазов. При этом России не хочется рушить и без того слабенькие отношения с сербами, что и является причиной нежелания Москвы признавать косовских албанцев. А США и Франции не хочется “отказываться” от Грузии, что им “мешает” увидеть тот факт, что Южная Осетия и Абхазия давно независимы и хотя не без проблем, но вполне доказали и свое право, и свои возможности существовать в качестве суверенных государств.
Так что союзников у Армении и НКР, объективно говоря, в карабахском вопросе как минимум три, а вовсе не одна Россия. Другое дело, что в Баку как-то “не хотят” указывать США и Франции на их последовательность или непоследовательность в деле участия в урегулировании различных вооруженных конфликтов. Понятно: нелегко во всеуслышание признаться, что у Азербайджана в союзниках по карабахской проблеме во всем мире одна лишь Турция, да и та сейчас вовсю пытается наладить отношения с Арменией...
Сергей ШАКАРЯНЦ
НВ |