Analitika.at.ua. Тема двойных стандартов по-европейски вновь стала актуальной после последней рекомендации мониторинговой комиссии ПАСЕ по Армении в связи с ходом выполнения нашей страной резолюций ПАСЕ N1609 и N1620. Как уже сообщалось, 17 декабря в ходе заседания мониторингового комитета в Париже было решено рекомендовать ПАСЕ в ходе январской сессии приостановить мандат армянской делегации, лишив ее права голоса. Отметим, что зимняя сессия ПАСЕ пройдет с 26 по 30 января, а "армянский вопрос" будет рассмотрен 29 января.
Подобное решение объясняется тем, что мониторинговый комитет посчитал неприемлемым предъявление обвинений и лишение свободы людей по политическим мотивам в связи с беспорядками на улицах Еревана 1 марта. Мониторинговый комитет отметил, что "независимо от положительного развития ситуации в некоторых сферах" прогресс в деле освобождения "политических заключенных" недостаточен и должен служить поводом для лишения армянской делегации в ПАСЕ голоса в случае, если не будет зафиксирован "существенный прогресс" в данном вопросе до начала пленарной сессии ПАСЕ в январе. Мониторинговый комитет рекомендует применить и сохранить эту санкцию до тех пор, пока "власти страны четко не продемонстрируют политическую волю для решения данной проблемы".
Здесь очень трудно не вспомнить, что когда в Баку пачками сажали в тюрьмы журналистов, а многие из них до сих пор там и пребывают, что когда число политических заключенных в Азербайджане исчислялось сотнями, тем не менее вопрос лишения Азербайджана права голоса в ПАСЕ не стоял. Более того, известно, что сегодня в повестке дня стоит вопрос приема Турции в Евросоюз, несмотря на всем известные проблемы с правами человека и нацменьшинствами в этой стране.
Можно попытаться "с пониманием" (в тер-петросяновском стиле) подойти к решению комитета и предположить, что упомянутая рекомендация принята больше в профилактических целях. С учетом того, что содокладчики ПАСЕ Джон Прескотт и Джордж Коломбье в январе должны посетить Армению и в случае подвижек рекомендация может быть изменена.
Можно вспомнить о том? что угроза зачастую бывает сильнее ее исполнения. Так, в футболе судья зачастую показывает игроку желтую карточку, но не с намерением удалить его в дальнейшем с поля, а с целью заставить футболиста следовать правилам игры в той трактовке, как их понимает сам судья. Можно предположить, что так и в нашем случае: смысл решения мониторинговой комиссии скорее заключается в том, чтобы вынудить власти Армении либо рассмотреть пресловутое "дело 7" в ускоренном режиме, либо вообще прекратить преследование по этому делу или объявить амнистию по делам о беспорядках 1 марта до январской сессии ПАСЕ. Однако вопрос в том, что власти Армении сами уже начали применять практику помилования и, как можно судить по различным приметам, рассматривали возможность амнистии, но ждали завершения судебных процессов по делам о беспорядках 1 марта. Сыграв на опережение, помогли ли европейцы властям в решении проблемы? Представляется, что скорее нет, чем да.
Ведь если судебный процесс по "делу семи" будет продолжен и вердикт не будет вынесен до январской сессии ПАСЕ - это значит поставить страну перед серьезными рисками. В этом случае властям придется предпринять очень существенные шаги, чтобы предотвратить лишение Армении права голоса в ходе январской сессии и другие опасные для страны процессы. Если же власть пойдет навстречу настроениям мониторинговой комиссии и прекратит судебное преследование по "делу семи", это означает расписаться в признании ущербности армянской судебной системы, в том, что на нее можно оказывать давление извне. К тому же, если власти объявят амнистию по делам "1 марта", радикальная оппозиция будет утверждать, что сделано это не по доброй воле, а по принуждению.
Таким образом, главным эффектом решения мониторинговой комиссии будет усиление позиций радикальной оппозиции, что в свою очередь приведет не к ослаблению, а к усилению внутриполитической напряженности в стране. В итоге вне зависимости от того, чего мониторинговая комиссия хотела добиться на самом деле, можно утверждать, что 17 декабря мониторинговая комиссия ПАСЕ приняла решение с явно политической окраской.
Заметим, что АНК Тер-Петросяна уже вовсю трубит о том, что решение мониторинговой комиссии – большая победа оппозиции и что лишение права голоса армянской делегации не будет, дескать, ударом по стране, поскольку делегация Армении в ПАСЕ защищает не интересы армянского народа и Нагорного Карабаха, а "бандитского режима". Ну и так далее... А один из представителей радикальной оппозиции Гарник Маргарян уже предсказывает, что "усиление АНК, активизация народного оппозиционного движения приведут к социальному взрыву в начале следующего года, который будет способствовать смене власти".
Продолжая футбольные аналогии, можно заметить, что, если желтая карточка показана арбитром не по делу, это не только не способствует "игре по правилам", но еще более накаляет ситуацию, и зачастую происходит так, что арбитр просто теряет контроль над ситуацией. Не к таким ли непродуманным до конца последствиям может привести и решение мониторингового комитета ПАСЕ?
Рубен МАРГАРЯН
Голос Армении |