Analitika.at.ua. 14 декабря в Доме камерной музыки состоялась презентация книжных томов «Ахалцха» и «Джавахк», изданных Общественной организацией по изучению армянской архитектуры.
Памятники армянской архитектуры, находящиеся на территории Джавахка, помещены в IX («Джавахк») и XI («Ахалцха») тома книг, изданные Общественной организацией по изучению армянской архитектуры (RAA).
Во время презентации с речью выступил автор книг Самвел Карапетян, который сперва кратко представил содержание других томов, изданных организацией по изучению армянской архитектуры, а затем более подробно остановился на томах «Джавахк» и «Ахалцха».
Исследования доказывают, что в Джавахке, помимо историко-архитектурных памятников, установленных армянами, обосновавшимися в Джавахке в 1829-30гг., имеется также богатый средневековый пласт армянского культурного наследия. «Представителями» этого пласта являются могилы, места, где были основаны села, церкви и другие ценности. Как отмечает С. Карапетян, особенно кладбища являются паспортами каждого населенного пункта, вот почему Грузия в своей государственной политике «уделяет серьезное внимание» уничтожению армянских кладбищ, находящихся на ее юридической территории.
Хотя на территории бывшего Ахалцихского уезда, в отличие от Ахалкалакского уезда, нет такого же количества образцов, относящихся к средневековому армянскому культурному пласту, тем не менее, Ахалцха своими армянскими историко-архитектурными памятниками занимает свое «почетное место» на Армянском нагорье.
Грузинские бредни о том, что армяне прибыли в эти провинции только в 1829-30гг., уничтожаются за минуту под градом таких ранних средневековых армянских каменных, но «говорящих» фактов. «В эти годы (речь идет о 1829-30гг.) произошло лишь передвижение армян из одних армянских провинций в другие. Все эти провинции – несколько частей Армянского дома, и мы в своем доме имели право свободного передвижения. Это тоже самое, как если армяне из Гюмри переедут в Ереван или из Еревана - в Горис», - отмечает С. Карапетян.
Добавим, что за исключением одного представителя Министерства культуры РА среднего звена (который наградил С. Карапетяна почетной грамотой Министерства культуры РА), на мероприятии не было представителей таких общественно-политических организаций и партий РА, которые в своих галстуках с отливом с трибун и с экранов телевизоров постоянно выступают с программами спасения Джавахка. Скажем, что это отнюдь не удивительно: где уж понимать этим людям, вообще далеким от проблемы и не вникающим в ее глубинные сферы, что единственный путь спасения Самцхе-Джавахка-Цалки в развитии культуры в этом регионе, что здесь нет социальной проблемы, проблема здесь от начала до конца политическая, ей можно противостоять, только спасая народ от одичания и предоставляя возможность узнать собственную родину.
Только осознание чувства достоинства к собственной родине и нации может сделать армянство Самцхе-Джавахка-Цалки фактором. А такого результата можно достигнуть в том случае, если местное армянство узнает свою родину. В действительности, незнание собственной родины и проблемы на концептуальном уровне «обеспечила» поражение армян в последнем двадцатилетии (1988-2008гг.).
Сейчас никому не причиняет боль или, можно сказать, никому и в голову не приходит, что в ряду книг «Ахалцха» и «Джавахк» отсутствует третий том – «Цалка». Надеемся, что благодаря непоколебимым усилиям и доброй воле сотрудников RAA однажды эта серия пополнится и обретет целостный вид, и с ее помощью армяне Самцхе-Джавахка-Цалки получат полноценную возможность узнать свою историческую родину. А от этого знакомства можно многого ждать. Прежде всего, в армянских кругах возникнет или еще больше укрепится чувство того, что они – настоящие хозяева Самцхе-Джавахка-Цалки. А из рук хозяина трудно что-либо отнять, тем более, родину.
ИЦ "BAGIN", Ваге Саркисян, информационное агентство «Национал» |