Analitika.at.ua. Процесс урегулирования
Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо положительно оценивает заявление министров иностранных дел ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, принятое в Хельсинки. Как сообщает "Лрагир", на пресс-конференции в столице Армении генсек ОБСЕ назвал крайне важным документом заявление 56-ти глав МИД в Хельсинки: "Мы должны оказать сторонам переговоров содействие в вопросе разрешения конфликта и в продолжении переговоров". Де Бришамбо подчеркнул, что не может говорить о конкретных сроках разрешения конфликта: "Стороны должны демонстрировать более гибкую позицию, формировать атмосферу взаимного уважения и доверия", заверил де Бришамбо.
Согласно газете "Айоц ашхар", генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо заявил, что ОБСЕ является сторонницей неприменения силы и считает, что одним из главных правил поведения стран-членов этой организации должно быть урегулирование спорных вопросов путем диалога и мирных переговоров. "К сожалению, не всегда все обстоит так, как мы того хотим", заявил де Бришамбо. Комментируя эти слова, газета пишет: "Иными словами, ОБСЕ просто не в состоянии поставить Азербайджан на место и обуздать его воинственные устремления".
"Мы придаем большую важность вопросу прямого участия Нагорного Карабаха в переговорах. Без прямого участия Нагорного Карабаха в переговорах мы не в состоянии придти к какому-либо решению". Как сообщает АрмИнфо, об этом заявил министр ИД Армении Эдвард Налбандян, будучи с двухдневным рабочим визитом в Степанакерте. "Я всегда отмечаю, что карабахская проблема может быть решена лишь в случае признания и осуществления права Нагорного Карабаха на самоопределение". В ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами главного вуза НКР - Арцахского госуниверситета, глава Налбандян представил нынешний этап урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В частности, он остановился на недавнем заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки, отметив, что в ходе встреч была подтверждена приверженность мирному решению азербайджано-карабахского конфликта, продолжению переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ на основе мадридских принципов и подчеркнута необходимость сближения позиций сторон конфликта. Отвечая на вопросы присутствующих, Налбандян отметил, что главным вопросом для армянской дипломатии является признание права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. "Без согласия Нагорного Карабаха не может быть принят ни один документ", отметил глава МИД Армении.
Как сообщает Bakililar.AZ, заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна о том, что "без полноценного участия карабахской стороны в переговорах какой-либо договоренности в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не может быть достигнуто" вызывает недоумение официального Баку. "Это высказывание вызывает недоумение, поскольку президент Армении поставил свою подпись под московской декларацией", заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. Он подчеркнул, что переговоры по карабахскому урегулированию ведутся между Арменией и Азербайджаном, и этот факт обозначен в указанной декларации. "Поэтому, для успешного проведения переговоров и достижения урегулирования конфликта мирным путем необходимо, чтобы армянская сторона отошла от данной ошибочной позиции, и вместо подобных высказываний фактически выполняла бы свои обязательства в рамках международного права", подчеркнул Ибрагим.
Ситуация в Армении, сложившаяся после подписания Московской декларации довольно сложная. В экспертно-политических кругах участились слухи, касательно того, что в некоторых кабинетах политического руководства страны обсуждаются различные варианты "безболезненно" подготовить почву по сдаче некоторых освобожденных районов Арцаха Азербайджану. В частности говорится якобы о подготавливающемся референдуме касательно Карабаха, который будет проведен в Армении. Таким образом, некоторые представители руководства пытаются свалить всю политическую и историческую ответственность на простое население, которое пролило немало крови за освобождение того же Агдама, Физули, Зангелала или Кубатлу. Руководство страны и некоторая часть общества до сих пор не осознало военно-политическую, географическую и даже экономическую важность этих районов для армянской государственности. Исходя из этого, сторонники так называемого референдума по Карабаху, путем специально подготовленного вопроса, который сбьет с толку общественность, подготовят себе также моральную почву по сдаче территорий. Поспешим отметить, что подобный референдум никакого правового основания иметь не может, и это будет восприниматься просто как очередная акция по непродуктивной трате бюджетных денег. Если в действительности есть пресловутый план по референдуму, который может "развязать руки" пораженцев для сдачи армянских территорий, то это уже можно считать серьезным общественно-политическим духовным кризисом в Армении. Всевозможная готовность внешнеполитического ведомства Армении идти на территориальные компромиссы, сопредседателями и азербайджанской стороной не только воспринимаются в качестве проявления готовности вести диалог, но также могут стать причиной возникновения того мнения, согласно которой Армения не желает войны, поскольку не уверена в победе. Именно это заставляет заинтересованное мировое сообщество давить в одностороннем порядке именно на "слабый и неуверенный Ереван". Таким образом, подписание Московской декларации, в которой Мадридские принципы урегулирования играют главную роль, в некотором роде доказывают пораженческую внешнюю политику нашего государства. В этом плане иного мнения и быть не может, поскольку по Мадридскому принципу уступки Армении и Азербайджана не равны - армянская сторона сдает территории, а азербайджанцы просто подписываются на бумаге. Это, по меньшей мере, смешно. Будем искренне надеяться, что руководство страны осознает нависшую опасность над армянской государственностью и не пойдет на уловки российско-турецких или Западных региональных политических "архитекторов", и в скором будущем выступит с собственным региональным политическим проектом по стабильности и безопасности, который будет исходить из армянских интересов. (АЦ "Митк").
"Ереван и рад разрешить карабахский конфликт, да сепаратисты против. Министр иностранных дел Армении отбыл на оккупированные земли Азербайджана. Налбандян встретится с карабахскими сепаратистами и попытается убедить их в необходимости скорейшей развязки конфликта", пишет Bakililar.AZ, уточняя, что глава МИД Армении Эдвард Налбандян поехал в "оккупированный Карабах". "Официальный Ереван будет настаивать на скорейшем решении карабахского конфликта, но удастся ли убедить сепаратистов, силой добившихся того, о чем раньше могли только грезить? Лавров собирается в Азербайджан, а Налбандян убеждает сепаратистов", уверяет бакинское издание. Вкупе с заявлениями сопредседателей Минской группы ОБСЕ о скором урегулировании карабахского конфликта, есть предпосылки ожидать подписания очередного документа между конфликтующими сторонами в самое ближайшее время, заключает Bakililar.AZ.
На вопросы СМИ отвечает глава МИД Нагорного Карабаха Георгий Петросян
На совете министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, прошедшем 4-5 декабря в Хельсинки, азербайджанская делегация распространила документ с изложением своей точки зрения на принципы урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Какова позиция Степанакерта относительно этих принципов?
Попытки азербайджанской стороны, используя различные международные форумы, навязать посредникам и мировому сообществу в целом собственное видение как самой азербайджано-карабахской проблемы, так и путей ее урегулирования не новы. В рамках этой политики официальный Баку прибегает к различным приемам, в частности, выставляет себя в качестве жертвы им же развязанной агрессии против народа НКР и прикрывает свои цели лозунгами о европейских ценностях и демократии. Между тем, последние заявления азербайджанского руководства, в частности, своеобразное толкование Ильхамом Алиевым пунктов Московской декларации, а именно отрицание решения конфликта мирными способами, а также упомянутые вами азербайджанские принципы урегулирования демонстрируют всю лицемерность азербайджанской дипломатии и сводят на нет все усилия международного сообщества по поиску путей разрешения конфликта. Кроме того, данные шаги Азербайджана являются не только неуважением к работе международных посредников, но и формируют в отношении Азербайджана ощущение несолидного партнера, готового на следующий день отказаться от прежних договоренностей.
Изменилась ли позиция официального Баку в отношении урегулирования азербайджано-карабахского конфликта с 1988 года?
На всех этапах развития конфликта азербайджанская сторона выступала и продолжает выступать основным носителем силового решения. Ставка на силу вылилась в этнические погромы и изгнание армян из Сумгаита, Баку, Кировобада и других населенных пунктов бывшей АзССР, после чего последовала операция "Кольцо" по депортации армянских сел Шаумянского, Гадрутского и Шушинского районов Нагорного Карабаха. В ходе военной фазы конфликта Баку много раз уходил от ограничения и прекращения военных действий, срывал договоренности прекратить огонь, был первым и неоднократным нарушителем четырех резолюций Совета Безопасности ООН по азербайджано-карабахскому конфликту, полно и своевременно не выполнял ни одного из их требований и призывов. После заключения перемирия азербайджанское руководство активно закупает в большом количестве наступательное вооружение, тем самым раскручивая гонку вооружений, и не перестает угрожать НКР возобновлением боевых действий. Готовность рисковать региональным миром - базовым предусловием социально-экономического развития и реализации международных инвестиционных проектов - делают политику официального Баку серьезной угрозой не только для НКР, но и региональной стабильности и безопасности.
Азербайджанская сторона обвиняет Армению в намерении навязать решение конфликта на основе fait accompli...
Нынешний статус-кво - это результат агрессии и последующих военных действий Азербайджана против НКР и ее народа. Как инициатор войны, Азербайджан несет всю полноту ответственности за ее последствия. Сложившийся статус-кво - это тот минимум, который позволил обеспечить безопасность и независимость НКР и ее народа в условиях азербайджанской агрессии. Политика властей НКР направлена на сохранение мира и обеспечение необратимости процесса установления долгосрочной стабильности в регионе. Изменение этого статус-кво, на наш взгляд, неминуемо приведет к дестабилизации ситуации, эскалации напряженности с возможным возобновлением боевых действий. В годы советской власти руководство АзССР, в том числе руками "общенационального лидера" Гейдара Алиева, старалось сделать Нагорный Карабах несамодостаточным и зависимым от Баку, в первую очередь в попытках изменить демографический состав населения. Это выразилось и при определении границ бывшей автономной области Нагорного Карабаха. Сейчас Нагорный Карабах пытаются вернуть в прошлое. Но эти попытки обречены на провал.
Получала ли нагорно-карабахская сторона "технический документ", который, судя по информации, озвученной сопредседателем МГ ОБСЕ г-ном Фасье, был передан сторанам конфликта в Хельсинки в рамках министериала?
Данного документа нагорно-карабахские власти пока не получили, однако как сторона конфликта, признанная таковой в соответствии с основополагающими документами ОБСЕ по НК конфликту, мы ожидаем от сопредседателей Минской группы его получения в скором времени. ("Лрагир"). Россия готовится ввести миротворцев?
По мнению бакинской газеты "Зеркало", серьезного прорыва в мирных переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, по крайней мере, в рамках Минской группы ОБСЕ, ожидать не стоит. Как отмечает газета, в статье "Саммит СМИД ОБСЕ продемонстрировал углубление раскола между Западом и Россией" журналист Шахин Гаджиев, который лично наблюдал за саммитом министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки, в ближайшей перспективе ставит под сомнение сотрудничество между Россией и США в решении международных проблем: "Саммит прошел на фоне открытого противостояния Москвы с США и рядом других стран по грузинскому вопросу. По большому счету, решался вопрос: будет ли Россия и дальше делать все что хочет и продолжит ли реализацию политики отказа от однополярного мира и признания себя как минимум второй мировой державой, с зоной жизненных интересов далеко за пределами СНГ? Идеологической базой этих претензий должно было стать предложение президента России о созыве саммита ОБСЕ по выработке договора о европейской безопасности". Вся суть российской внешней политики сегодня сведена к тому, чтобы доказать, что ООН, ОБСЕ, Совет Европы и все остальные структуры устарели и бездействуют, и необходима новая форма объединения государств, которая сможет решать все вопросы по справедливости. "А началось все с поправок в проект итогового заявления саммита. Подготовленный финской стороной документ отличался расплывчатыми формулировками и, по словам одного из европейских дипломатов, носил "примиренческий и аморфный" характер. Представители ряда стран внесли свои поправки в проект, требуя упоминания территориальной целостности (Азербайджан, Молдова, Сербия). Однако больше всего постаралась Россия, которая была против упоминания этого принципа и сделала много других поправок, сообщил дипломатический источник. Именно из-за этого обсуждение текста итогового документа продолжалось до самого последнего момента. Когда же стало ясно, что договориться не удастся, Лавров демонстративно покинул СМИД до его закрытия и не участвовал в заключительном заседании", пишет журналист. Автор считает, что российская делегация была крайне недовольна тем, что инициатива Медведева не удостоилась внимания на саммите, а говоря открыто, была зарублена на корню американцами. Русских явно раздражало то, что никто другой так открыто не выступил против их инициативы, и они решили сжечь мосты. Однако мало кто предполагал, что действия России будут столь вызывающими. "Так, за несколько часов до голосования по тексту итогового документа глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров был оптимистичен и называл будущий документ "важным и полезным". В беседе с журналистами он сказал, что в документе отражены многие важные принципы и порядок, а также абзац, касающийся карабахского урегулирования. "Провал с принятием итогового документа сделал невозможным принятие и заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху, хотя о его готовности днем ранее журналистам сообщил Мэтью Брайза, а чуть позже и Эльмар Мамедъяров", отмечает Гаджиев. Итак, с сожалением приходится отметить, что, с точки зрения урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, с учетом территориальной целостности, позиции Азербайджана в рамках ОБСЕ ослабли. До сих пор однозначно выступить против включения принципа территориальной целостности в итоговые документы саммитов ОБСЕ различного уровня могла выступить только Армения. Ныне в полку противников этого принципа прибыло еще одним государством. Притом этим государством стал сопредседатель МГ ОБСЕ, то есть Россия. После признания Южной Осетии и Абхазии Россия уж точно не может голосовать за урегулирование "замороженных конфликтов" в рамках ОБСЕ с учетом территориальной целостности. Таким образом, Россия объективно становится союзницей Армении, когда речь идет об урегулировании "замороженных конфликтов"... Скорее всего, именно поэтому азербайджанский МИД в последний момент в Хельсинки распространил специальный документ, отражающий позицию официального Баку по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. ("Зеркало").
На вопросы Day.Az отвечает директор Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса Фредерик Старр
Чем, на Ваш взгляд вызвана активизация роли России в решении нагорно-карабахского конфликта, приведшая к подписанию Московской декларации?
Совершенно очевидно, что несмотря на официальные заявления, Москва пытается подменить Минский процесс, сделав его Московским процессом. Но подобное поведение осталось в далеком прошлом, и мне кажется, что у России есть более неотложные проблемы, на которых она и должна сфокусировать свое внимание.
Насколько серьезны могут быть перемены в отношениях между Россией и США после событий в Грузии?
Многие ожидают фундаментальные перемены в отношениях между Москвой и США. Я считаю эти ожидания ошибкой. Отношения будут развиваться эволюционным путем. Без всяких сомнений, у США есть основания поддерживать хорошие отношения с Москвой. Это не будет осуществляться в ущерб интересам наших друзей на Кавказе. Я думаю, что игнорирование этих интересов в отношениях с Москвой стало бы худшей ошибкой для Вашингтона. Это именно то, что делают европейцы, использующие государства Кавказа в отношениях с Москвой скорее как предмет торга, нежели как правовой субъект. Я надеюсь, что в будущем США, как и прежде, будут относиться к Азербайджану, Грузии и Армении именно как к правовым субъектам, а не как к разменным картам в геополитической игре.
Могут ли сказаться противоречия между Россией и США, как стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, на карабахском урегулировании?
Я изначально был убежден в безуспешности Минского процесса, потому что Россия по многим аспектам была участником конфликта, и сейчас предлагает посреднические услуги. Я не знаю, к какому продвижению это приведет, но для меня ясно, что до сих пор Минский процесс потерпел фиаско. Все стороны осознают, что он ни к чему не привел. Разумеется, у России есть возможности для решения карабахской проблемы, но если она незаконно поставляет оружие Армении на 1 млрд долларов, это создает проблемы. В Москве заинтересованы в сохранении статус-кво. Россия должна понять, что необдуманная политика в отношении соседей и мирового сообщества ни к чему не приведет, и она должна вести себя как ответственная современная сила. Другие важные члены международной общественности не собираются строить великой китайской стены между российскими действиями на Кавказе и своей готовностью работать с Россией. Но до тех пор, пока Россия не изменит свою политику на Кавказе, в отношениях с этой страной будут сохраняться подозрение, неуверенность. Я имею в виду не только США и Европу, но и Китай, который также недоволен поведением России в Грузии. Кроме того, все государства Центральной Азии достаточно сильны, чтобы показать свое недовольство, что будет возможно при поддержке Пекина.
А что Вы думаете по поводу действий Анкары в решении проблем на Кавказе и предложении инициативы создания в регионе Платформы стабильности и безопасности?
Я с интересом воспринял инициативы Турции в этом направлении. Вместе с тем я опасаюсь, что Анкара может иметь намерение решить за счет Карабаха проблему "геноцида армян". Искренне надеюсь, что это не так. Я надеюсь, что Турция очень скоро даст международному сообществу ясное заявление на этот счет. В противном случае могут появиться основания для беспокойства. (Day.az).
На вопросы АрмИнфо отвечает директор Института стран СНГ Констатин Затулин
Можно ли сказать, что Россия стала гарантом невозобновления военных действий Азербайджаном против Армении и НКР?
Во всяком случае, Россия еще раз заявила о своей приверженности мирному решению конфликта. Гарантом она в полной мере может стать не раньше, чем у нее возникнут новые дополнительные инструменты и возможности для реализации этих гарантий. Подписание Московской декларации сопровождалось слухами о вводе в Карабах российского миротворческого контингента. Думаю, что любая финальная договоренность, даже если она будет достигнута между Арменией и Азербайджаном, не решит главной проблемы: соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных формирований. И здесь в любом варианте лучшей гарантией мира было бы нахождение между противоборствующими сторонами разъединительных миротворческих сил.
Международных сил?
Да, именно международных. Мы не наивные люди. Мы прекрасно понимаем, что никто не согласится и, несомненно, окажет давление на Армению и Азербайджан, для того чтобы эти силы не были исключительно представлены российскими войсками. Если стороны будут готовы, чтобы это были именно российские войска, я думаю, Россия пойдет им навстречу. Если же по каким то причинам это неприемлемо, и станет причиной порождения различных интриг на всевозможных уровнях, мы будем готовы на обсуждения многостороннего формата, однако на иных условиях, чем это было, к примеру, в Косово. Однако при всем при этом, я хочу особо подчеркнуть, что обсуждение о вводе миротворцев станет возможным лишь после окончательного урегулирования карабахской проблемы. (АрмИнфо, с сокращениями).
Солдатов-срочников, призванных на службу осенью этого года, отправят миротворцами в Армению. Об этом заявила председатель Совета родителей военнослужащих Прикамья Александра Вракина. По ее словам, приказом Минобороны решено отправить 700 человек в составе миротворческой группы в Армению. В их число войдут прикамские солдаты, однако, пока их точное число неизвестно. "Формирование отряда связано с тем, что сейчас в Армении не хватает военнослужащих. Никто из солдат не желает подписывать контракт. Из жителей нашего края согласился только один человек. Поэтому срочников отправят просто для пополнения состава", отметила Вракина. Она также добавила, что солдаты, призванные на службу этой осенью, пока проходят обучение. "По его окончании станет известно, кто отправится в Армению. Первые военнослужащие отбудут туда вскоре после Нового года", сообщила председатель Совета родителей военнослужащих Прикамья, сообщает 59.ru. (PanARMENIAN.Net).
Степанакерт
Как сообщает PanARMENIAN.Net, 15 декабря президент НКР Бако Саакян принял личного представителя действующего председателя ОБСЕ, посла Анджея Каспршика. На встрече обсуждались вопросы, касающиеся нынешней ситуации в регионе, процесса урегулирования карабахского конфликта, равно как и предстоящего мониторинга на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана.
Президент НКР Бако Саакян встретился с находящимся в Степанакерте министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном. Как сообщает главное информационное управление аппарата президента НКР, в ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся расширения взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами двух армянских республик, нынешнего этапа и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Во встрече принял участие министр иностранных дел НКР Георгий Петросян. (www.nkr.am).
В связи с профессиональным Днем служащего Службы национальной безопасности 19 лекабря президент НКР Бако Саакян подписал ряд указов. Указом президента начальнику управления Службы национальной безопасности при правительстве НКР, подполковнику Араику Григоряну досрочно присвоено воинское звание полковника. Другим указом Президента руководителю Аппарата директора Службы национальной безопасности при Правительстве НКР, подполковнику Арсену Саркисяну присвоено воинское звание полковника. В тот же день Бако Саакян подписал распоряжение о вручении ценных подарков. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, проявленную высокую военную дисциплину лейтенанту Сергею Бедяну и подполковнику Араику Дадаляну были вручены телевизоры, а прапорщику Андранику Атаяну и лейтенанту Мгеру Арутюняну - сотовые телефоны. ("Азат Арцах").
Более 10 законопроектов принято накануне на очередном пленарном заседании седьмой сессии Национального Собрания Нагорного Карабаха, которое вел спикер парламента НКР Ашот Гулян. В ходе заседания были внесены поправки в законы "О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма", "О социальной защите инвалидов в НКР" и "О должностных окладах руководящих работников органов законодательной, исполнительной и судебной властей НКР". Карабахские парламентарии одобрили также проекты законов "О судебном кодексе НКР", "О вступлении в силу судебного кодекса НКР", "О прокуратуре", "О кодексе уголовного судопроизводства НКР", "О кодексе гражданского судопроизводства НКР", "О кодексе административного судопроизводства НКР", "О местном самоуправлении" и "Об авиации". В первом чтении были приняты проекты законов о внесении поправок в законы "О гражданстве НКР", "О воинской обязанности" и Избирательный кодекс НКР. На заседании были утверждены также годовые программы деятельности Контрольной палаты Нагорного Карабаха и Государственной комиссии по регулированию общественных услуг и экономической конкуренции НКР 2009 года. ("Де-Факто").
В Нагорном Карабахе в первом чтении принят закон "О гражданстве", в соответствии с которым в республике будет введен институт двойного гражданства. В законопроекте отмечено, что гражданином НКР может быть человек, достигший 18 лет, который в течение последних 3 лет проживал на территории НКР, может изъясняться по-армянски и знаком с Конституцией НКР, а также лица, супруги или дети которых являются гражданами НКР. Гражданство НКР может быть присуждено также за исключительные заслуги перед страной. Представляя законопроект в парламенте, министр юстиции Нарине Нариманян отметила, что закон "О гражданстве" включает в себя также положение о двойном гражданстве. Согласно проекту, гражданами НКР могут стать лица, которые уже являются гражданами другого государства. Мнения депутатов по поводу законопроекта разделились, и было решено провести парламентские слушания на эту тему. Нарекания вызвал пункт, согласно которому имеющее двойное гражданство лицо не освобождается от несения обязательной воинской обязанности, независимо от того, имело ли место служба во втором государстве. В настоящее время на территории НКР действуют так называемые "красные" карабахские паспорта. Однако, поскольку эти паспорта не имеют международного признания, большая часть населения предпочитает получить "синие" паспорта Республики Армения, чтобы иметь возможность выезжать за пределы Карабаха. Закон, который во втором чтении депутаты намерены принять не позднее января будущего года, позволит урегулировать создавшуюся казусную ситуацию. ("Кавказский узел").
Как сообщает ИА "Де-Факто", в 2008 году Нагорно-Карабахскую Республику посетили туристы из десятков стран мира. Согласно данным Консульской службы Министерства иностранных дел НКР, большинство из них составляют граждане США, Франции, Канады, России, Ирана, Великобритании. По сравнению с 2007 годом число туристов увеличилось примерно на 15%. Наблюдается также тенденция расширения географии посещающих НКР. В нынешнем году Нагорный Карабах впервые посетили туристы из Пакистана, Сингапура, Сомали. Кроме этнических армян Нагорно-Карабахскую Республику посещают граждане различных национальностей, в основном молодежь. Наиболее посещаемые места - историко-архитектурные памятники и монастырские комплексы: Амарас (4-19 в.), Дадиванк (4-13 в.), Гандзасар (13 в.) и др. В 2008 году Нагорный Карабах посетили также около 70 журналистов из 25 стран мира, десятки съемочных групп, подготовившие репортажи о различных сферах жизнедеятельности НКР. |