Analitika.at.ua. Америка и Грузия окончательно согласовали документ о стратегическом партнерстве. Речь идет о сотрудничестве в сферах безопасности, экономики, в гуманитарной сфере и в области демократизации. Таким образом, вслед за Киевом, оформившим на минувшей неделе Хартию о стратегическом партнерстве с Вашингтоном, Тбилиси переводит отношения с США на более высокий уровень.
Поспешность, с которой в Тбилиси стремились подписать документ, объяснима: даже если в нем ничего не будет говориться об обороне, он важен с точки зрения безопасности. Ведь сотрудничество с Америкой подразумевает нахождение в Грузии американцев, а это, по мнению грузинских экспертов, “удержит Россию от агрессивных действий”.
Впрочем, оппозиция уже выразила сомнение в полезности договора, назвав этот документ “очередной пиар-акцией властей”. Каковая потребовалась в связи с предстоящими переменами на вашингтонском Олимпе. Как заявил один из лидеров Консервативной партии Каха Кукава, отношение новой администрации США к режиму Михаила Саакашвили будет иным, чем при Буше. “Обама фактически отказался от развертывания системы ПРО в Польше. Он заявил, что будет работать в направлении урегулирования конфликтов, снижения мировой напряженности, а не конфронтации. Так что для таких лидеров, как Лех Качинский и его друг Михаил Саакашвили, наступают тяжелые дни”.
В сказанном немало резона. О скорой замене Саакашвили говорят уже как о почти свершившемся факте. И действительно, с резкой критикой в адрес президента Грузии выступила госсекретарь Кондолиза Райс, которая обвинила его в “безответственности”. По словам главы американского дипведомства, Вашингтон предостерегал своего союзника от слишком брутальных шагов в отношении непризнанных автономий, но Саакашвили не внял и теперь за это расплачивается. Министр иностранных дел России Сергей Лавров язвительно прокомментировал слова американской коллеги, заявив: “хорошо, что США признают, что знали о готовящейся агрессии Тбилиси против Южной Осетии”. Масла в огонь подлило сообщение пресс-секретаря Белого дома Даны Перино. По ее словам, Буш после ухода с поста президента откроет “Институт свободы” в Далласе, куда для подготовки будущих зарубежных лидеров пригласит таких политиков, как Тони Блэр, Хосе Мария Аснар и Михаил Саакашвили. Но чему они будут учить? Провальной внешней и внутренней политике?
Все предположения сводятся к тому, что Грузию уже вскоре возглавит либо экс-спикер Нино Бурджанадзе, либо экс-постпред в ООН Ираклий Аласания. Впрочем, может быть найден и компромиссный вариант, при котором эти бывшие союзники Саакашвили, ныне пребывающие в рядах оппозиции, будут приведены к власти одновременно и разделят посты президента и премьер-министра.
Кстати, Бурджанадзе в эти дни проводит очередную серию встреч в США, а Аласанию в Тбилиси ожидали вчера. Он пока не делает никаких политических заявлений, хотя его уже сосватали в лидеры оппозиционного альянса “Новых правых” и Республиканской партии. “Дождитесь моего приезда и услышите много интересного”, — сказал он дозвонившимся до него грузинским журналистам и добавил, что приедет в Тбилиси раньше Санта-Клауса. И ни под каким видом не станет идти на компромисс с существующей властью. И это делает положение Михаила Саакашвили весьма уязвимым.
Осознавая шаткость своего положения, Саакашвили пытается наладить диалог с Москвой. Роль одного из посредников играет глава Союза грузин в России Михаил Хубутия. По его словам, “Саакашвили готов к контактам с Москвой. Он, кажется, разочарован тем, что Грузии не дали план действий по членству в НАТО, и тем, что он не получил должной поддержки от Европы. У него явно созрело понимание, что нужен диалог с РФ. Россия должна оказаться мудрее и помочь ему”. Несомненно, Москва была бы не прочь начать новую политику в отношении Тбилиси. Но проблема в том, что российские официальные лица и во время августовских событий в Южной Осетии, и после них прямо заявляли, что при нынешнем грузинском руководстве восстановление отношений с Тбилиси невозможно. В администрации российского президента также убеждены, что у российско-грузинских отношений нет будущего, пока у власти находится Михаил Саакашвили.
К этому необходимо добавить, что накануне в Грузии прекратила работу миссия ОБСЕ. Об этом в ходе встречи с замминистра иностранных дел Грузии Александром Налбандовым заявила руководитель миссии Тери Хакала. Случилось это, по ее словам, “из-за неконструктивной позиции России”, которая заблокировала продление мандата миссии. А Вашингтон назвал действия Москвы “непонятными, поскольку в регионе продолжает сохраняться напряжение”.
Однако справедливость требует признать, что как раз позиция Москвы в этом вопросе выглядит вполне понятной и логичной. Дело в том, что Кремль вовсе не выступает принципиально против военных наблюдателей ОБСЕ в зоне абхазо-грузинского и грузино-югоосетинского противостояния. Россия хочет, чтобы вопрос продления миссии и работы наблюдателей отныне согласовывался не только с Тбилиси, но и с Сухумом и Цхинвалом. То есть подталкивает Европу если не на юридическое, то на фактическое признание новых независимых государств. И очень возможно, что уже в недалекой перспективе так оно и случится. |