Analitika.at.ua. Грузия, наш сосед и, как об этом постоянно заявляется, дружественное государство, по отношению к армянам, армянским культурным и религиозным ценностям, а в постсоветский период также и к РА всегда занимала позицию, характерную для «холодной войны».
В ответ на активизацию требований армянской стороны относительно многочисленных секуляризованных церквей грузинская сторона для того, чтобы «уступить» эти церкви за более высокую цену, в эти дни предъявляет сумасбродные требования. Лидер Национально-христианского движения Грузии Г. Андриадзе распространил заявление о том, что на протяжении лет Грузинская Православная Церковь умышленно не поднимала вопрос возвращения церквей для того, чтобы не обострять ситуацию и сохранить статус-кво. В этой связи в Тбилиси продолжаются соответствующие мероприятия, акции, на которых выдвигается требование вернуть Грузии около 10 грузинских церквей, находящихся на территории РА.
Все это подготавливает почву для будущих сделок, на основе которых, согласно некоторым сведениям, армянской стороне будут возвращены церковь Сурб Норашен и некоторые другие армянские церкви в Тбилиси, однако взамен Грузии будет сдан как ряд «спорных» армянских церквей в регионе Самцхе-Джавахка-Цалки (церковь Сурб Ншан в Ахалцхе, церкви в селах Гумбурдо, Самсар, Бурнашет (Ахалкалакский район) и др.), а также ряд церквей Лорийской области РА (среди них знаменитый Хучапаванк, находящийся на приграничной территории РА и считающийся Грузией «спорным»). То есть «победа» в обмен на родную землю и другие армянские памятники.
Эти и другие архитектурные памятники, построенные во второй половине VII – нач. VIII вв., во времена принятия Католикосами Всех Армян холкидонитства, и в дальнейшем, в X-XIII вв., под влиянием византийско-грузинского давления, на некоторых из которых имеются надписи на грузинском, дают общественным кругам Грузии основание считать их своим культурным наследием. Отметим также, что надписи на грузинском – это не что иное, как плод культурного наследия армян-халкидонитов (диофизитов), в X-XIII вв. преследуемых Католикосами Всех Армян и оказавшихся под влиянием грузинской политики. Подобные памятники есть не только в РА, но и на других исторических армянских территориях, например, в городах и селах Джавахка. Добавим, что в Джавахке, также начиная с 1990-х гг., существует целый ряд «норашенов», которые под прикрытием «обеспечения духовного присутствия» активно служат политике укрепления Грузии и выдавливания армян из этого региона (позорная грузинизация деревни Пока Ниноцминдского района путем захвата церкви – лучший тому пример).
Напомним, что несколько дней назад в Патриархии Грузии состоялась встреча двух Церквей по проблеме Сурб Норашен. Добавим также, что по итогам встречи Патриархия Грузии и Епархия ААЦ в Грузии обратились с совместным письмом в Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии, в котором выразили просьбу обратить внимание на церковь Сурб Норашен как на памятник культуры, изучить состояние памятника и взять на себя осуществление всех работ, связанных с Сурб Норашен.
Предательское участие в этом армянской стороны явилось доказательством того, что представители армянства, проживающего на территории нынешней Грузии, в частности, духовной элиты также согласны поставить под сомнение факт армянского происхождения церкви Сурб Норашен.
За этим последовало распространенное 8 декабря заявление Патриархии Грузии, в котором цинично отмечалось: «Известно, что Грузинская и Армянская церкви придерживаются разных мнений относительно исторического религиозного памятника (согласно армянским источникам – церковь «Норашен»), находящегося на улице Леселидзе рядом с церковью «Джварис мама», и поскольку ситуация обострилась, думаем, что нужно провести научное исследование вопроса, а результаты согласовать с комиссией, состоящей из профессиональных экспертов».
Разве можно доверять грузинскому правительству, которое до сих пор варварски уничтожает армянские церкви, и выражать надежду, что оно решит вопрос справедливо? Подвергать обсуждению вопрос принадлежности той или иной стороне вышеуказанных церквей Тбилиси, а также других армянских церквей, считающихся «спорными», уже несправедливо, а участие армянской стороны во всем этом – национальное предательство. Само существование Вана Байбурда, а также заявления по этому поводу еще раз подтверждают, что представители тбилисских армян в очередной раз совершили предательские шаги. Ван Байбурд цинично и в лучших традициях приверженности своим хозяевам заявляет, что посягательства в отношении церкви Сурб Норашен – это якобы результат исключительно самовольных действий отца Тариэла, поскольку грузинский патриарх, мэр Тбилиси неоднократно и настоятельно советовали этому человеку с неадекватным поведением воздержаться от подобных действий. А Михаил Саакашвили заявил Тиграну Саркисяну, что лично займется этим вопросом. Выходит, что грузинская сторона делает все для возвращения церкви Сурб Норашен и других храмов, однако отец Тариэл, занимая мощные позиции, противится этому. Подождем, но если и М. Саакашвили не «победит» отца Тариэла, то, можно предположить, что у Грузии останется два выхода: либо «по традиции» обратиться к Западу, либо ждать физической смерти отца Тариэла. Удивительно, как это Грузия, струсившая перед отцом Тариэлом, осмелилась в августе этого года выступить против РФ?.. Вот на таких удивительных чудесах строится нынешняя и будущая армяно-грузинская дружба.
С сожалением нужно констатировать, что делегация во главе с премьер-министром в свою очередь дала согласие и приветствовала инициативу грузинского патриарха совместно с ААЦ создать комиссию с целью изучения отмеченных запутанных вопросов и окончательного выяснения принадлежности многих церквей. Тем самым премьер-министр РА попытался подойти к вопросам с помощью цивилизованных методов, что и представляет собой так называемый «диалог», однако этот шаг на самом деле стал косвенным «согласием» РА с многолетней политикой Грузии, ставящей под сомнение армянское происхождение секуляризованных церквей Тбилиси.
Мы хотим иметь с Грузией хорошие отношения, однако они должны быть основаны не на самообмане, а на почве уважения национального достоинства друг друга. К сожалению, армянская сторона, которая во многих случаях оторвана от действительности, до сих пор в большинстве своем жила самообманом и иллюзией армяно-грузинской «дружбы».
Информационное агентство «Национал»
ИЦ "BAGIN" |