Analitika.at.ua. Даже самые упрямые этносы, режимы и конфессии, имеющие свои собственные “новые годы” и старательно их придерживающиеся, все равно — хочешь не хочешь — не могут пройти рядом, не заметить, игнорировать главный Новый год планеты. Тот, что начинается 1 января. Так что и мы, армяне, не ограничиваемся своим Навасардом, основательно забытым и, к счастью, реанимированным. Конечно же, одно другому не мешает: где август, где декабрь-январь. Кому дороги языческие традиции — пожалуйста, кому христианские — милости просим. Да и кто сегодня в предновогодней толчее задумывается о древнейших побудительных причинах. А за праздничным столом — тем более. И все же интересно: как там было, в те далекие времена, покрытые плотным слоем вековой пыли, напрочь замерзшей или раскаленной. Предлагаем читателям несколько любопытных страниц из истории Нового года.
Новый год в древней Армении
По дошедшим до нас данным, армяне имели 3 новогодних праздника: Аманор, Навасард, или Каханд, и 1 января.
До XXV в. до н. э. наши предки Новый год встречали 21 марта, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Этот день отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы, труд земледельца, обращались к богам, прося, чтобы год был урожайным.
Второй новогодний праздник — это Навасард, который отмечался 11 августа. По легенде, Айк Ахехнавор, убив в Айоц Дзоре тирана Бела, даровал свободу своему роду и будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. И этот день стал началом нового года для армян.
Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Арацани, на склоне горы Нпат. В торжествах принимали участие царь и царица со свитой, полководцы с войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа. Празднества длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, не случайно армянская поговорка гласит: “Боги больше всего плевел оставляют на поле пьяницы”. На этих праздниках даже еда была умеренной.
Из-за разных климатических условий Армении в регионах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. Главным компонентом была круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в новогодний день нельзя брать в долг хлеб — является отражением этих традиций. И поэтому всегда старались к праздничному столу подать хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.
Есть и другая древняя поговорка: “Без вина придет новый год, без нгацахика — запоздает”. В древности нгацахик был самой известной и популярной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Арарата. Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый год он всегда имел нгацахик. Эта традиция была символом национального единения. Цветок связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.
В XVIII в. по календарю Католикоса Симеона Ереванци 1 января было принято считать началом нового года. Однако еще до этого в разных местностях Армении и в поселениях беженцев-армян уже праздновали 1 января как начало нового года. В этот день в список новогодних блюд обязательно включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгацахик, Нур, Нуш и др.
Почему Новый год празднуют 1 января и откуда взялся Дед Мороз?
В большинстве стран древнего мира Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. В веке XIII-XIV новолетие перенесли по византийскому примеру на 1-е сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года — это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая.
Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и среди прочего перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему — на 1-е января. С тех пор западная часть Римской империи, а после ее распада — многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.
Какие были мотивы у Цезаря — сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианское осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, — это Рождество Христово. С VI века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.
Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и в отсутствие такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность — годы отсчитываются от знаменательного библейского события. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря — первой половине января по нашему календарю. В IV веке в Римской империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой — 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник — день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год, — это январь, и это тоже очень символично.
В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинается с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год “подстроили” к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.
После революции 1917 года
Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить театрализованные “новогодние елки” для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.
Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гулянья. Причина этому всем известна — это переход государства на более точный “григорианский” календарь. Хорошо это или плохо — вопрос спорный. Важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста.
О Деде Морозе
Западная традиция подарила обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца. Этот святой, живший в IV веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед императором за военачальников, приговоренных к смерти, и многое другое.
Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая допустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданое одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо — выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, Святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.
Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу — вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай, или в современной интерпретации Санта Клаус, из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью, приносит рождественские подарки. Впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужила к деформации основной легенды. Место Святителя Николая занял Дед Мороз со своей внучкой — Снегурочкой.
В итоге мы имеем Новый год с наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными. |