Analitika.at.ua. 2008-й год для Армении был весьма непростым. На внутриполитическую напряженность начала года наложился глобальный экономический кризис конца года. Своего рода шоковая терапия второго поколения.
В принципе для самой Америки, которая стала виновницей кризиса, этот процесс правильнее назвать отрезвлением или оздоровлением. Модель экономики, основанная на стимулировании экономического роста за счет искусственного кредитного стимулирования сверхпотребления - это разновидность финансовой пирамиды, которая должна была рано или поздно рухнуть. В данном случае особенность этой пирамиды состояла в том, что, во-первых, она была выстроена в стране, экономика которой составляет 25% мировой и, во-вторых, она была выстроена не в рамках отдельного государства, а во всемирном масштабе - благодаря уникальной модели американской экономики. Этим и объясняются глобальные последствия ее обрушения.
Таким образом, плохо не то, что пирамида рухнула, плохо то, что ее строили. И виновны в кризисе, соответственно, те, кто ее строил, в частности, бывший глава Федерального резерва США Алан Гринспен, которого долгие годы считали финансовым гуру, но на деле он оказался заурядным надувателем финансовых пузырей. Точнее, пузыря сверхпотребления. К началу кризиса американцы ежедневно потребляли на $2 млрд. больше, чем производили! Кстати, внешняя политика Буша стала катализатором, ускорившим обрушение пирамиды, что следует считать единственной заслугой Буша, т.к. чем позднее обрушилась бы эта пирамида, тем последствия были бы более катастрофичными.
Но то, что для Америки является оздоровлением, для всего остального мира обернулось самым настоящим кризисом, т.к. американцы посадили экономики многих стран на иглу своего сверхпотребления. Это привело к тому, что все те отрасли мировой экономики, которые прямо или опосредованно работали на американское сверхпотребление, оказались в рецессии. Теперь им необходимо либо переориентироваться на другие рынки, либо сменить сферы деятельности с учетом того, что эпоха сверхпотребления в Америке (т.е. эпоха самых дешевых в мире денег) закончилась, скорее всего, навсегда, и никаких иллюзий здесь питать не стоит. Например, очевидно, что сильно пострадает гигантский китайский экспорт в США, а также экспорт из других стран, что сегодня мы и наблюдаем. Вдобавок оказался дискредитированным институт кредитного стимулирования потребительского спроса, поэтому банки во всех странах резко сократили свои программы розничного кредитования, что привело к кризису тех отраслей производства, которые были ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса за счет банковского кредитования. Это, конечно, болезненные и неприятные процессы, но по своей сути они также оздоровительные. Ведь это тупиковый путь развития человечества, когда в угоду эгоистическому сверхпотреблению одной страны бездумно транжирятся мировые ресурсы, создавая недопустимую нагрузку на природу. Поэтому в долгосрочной перспективе кризис пойдет на пользу всему миру.
Но вернемся к Армении. Естественно, кризис в первую очередь выявил глубинные болячки армянской экономики - зависимость от сырьевого экспорта и зависимость от частных трансфертов. То, что резко упал мировой спрос на медь и молибден, прямо доказывает в свете вышесказанного, что этот спрос до сих пор был обусловлен главным образом американским сверхпотреблением, т.е. наша горнодобывающая отрасль опосредованно работала на США. Поэтому с большой долей вероятности можно предсказать, что цены на эти металлы еще долго не восстановятся. Это означает, что и бизнес, и правительство должны исходить из пессимистичного сценария в отношении горнодобывающих отраслей.
Что касается трансфертов, то про нежелательную зависимость от них писалось и говорилось немало. Пора перестать рассматривать их как инвестиции и мотор экономического роста Армении, как это до сих пор иногда делается. Модель "развитого гастарбайтерства", основанная на экспорте рабочей силы, совершенно не делает чести стране-экспортеру и типична для стран третьего мира. Увы, сегодня по этой линии Армения получает больше денег, чем от всех остальных статей экспорта товаров и услуг! Вот так мы "трудимся". Это модель выживания, а не развития. Развитием был бы процесс постепенного свертывания массового гастарбайтерства, и, соответственно, тенденция снижения трансфертных потоков. Но это должно было происходить не под влиянием мирового кризиса как сейчас, а в результате целенаправленной политики государства по созданию новых рабочих мест на внутреннем рынке с достойной оплатой труда. Мы немного опоздали с этим, и сейчас придется наверстывать гораздо в менее благоприятных условиях.
Конечно, сейчас все взоры обращены в 2009-й год. Главный вопрос - прошли ли мы дно кризиса или нам это еще предстоит? Поскольку вопрос неоднозначен, то понятно, что часть экспертов оптимистично считает, что мы его уже прошли, а другая часть пессимистично - что соответственно, все еще впереди. Мы воздержимся от того, чтобы поддержать ту или иную сторону, тем более, что это не суть важно - психологически мы все уже давно на дне.
Очевидно, что антикризисные меры в Армении имеют свои особенности. Так, банковская система Армении в отличие от многих других стран не нуждается в поддержке государства, что значительно упрощает задачу правительства. Ясно, что главной проблемой 2009-го года для правительства станет безработица - как за счет внутренних "резервов", так и за счет части гастарбайтеров, которые не смогут найти работу за рубежом. Основное лекарство от безработицы в целом известно - это стимулирование малого бизнеса. Если крупный бизнес создает ВВП, то главная миссия малого бизнеса - как раз создание рабочих мест. Сегодня эту азбучную истину полезно помнить всем госорганам, так или иначе причастным к положению дел в малом бизнесе, и не в последнюю очередь, налоговым органам. Государству выгоднее стимулировать малый бизнес, чем содержать армию безработных.
В этом смысле правительство Тиграна Саркисяна сделало абсолютно правильный шаг, объявив о масштабных мерах по поддержке малого бизнеса в 2009-м году - как финансовых, так и налоговых. Это вполне адекватная антикризисная мера. Здесь самое главное - масштабы этой кампании необходимо максимизировать с тем, чтобы буквально каждый малый предприниматель ощутил это на себе. Банки также должны повернуться лицом к малому бизнесу, а то они чересчур увлеклись потребительским кредитованием. То, что малый бизнес выводится сейчас из-под НДС - весьма своевременный шаг, но планку оборота надо было поднять гораздо выше, она недостаточна. Я уже не говорю о необходимости снижения ставки НДС, что уже сделали некоторые страны СНГ. Любопытный пример - в России по линии НДС за год собирается один триллион рублей, а меры по господдержке экономики уже составили 4 триллиона рублей! То есть гораздо дешевле и эффективнее было бы просто отменить НДС, хотя бы на несколько лет...
И конечно, в этом контексте необходимо резко ужесточить антимонопольную борьбу - не на словах, а на деле, без чего будущее малого бизнеса выглядит сомнительным. А эффективная антимонопольная борьба невозможна без разблокирования границ, т.к. закрытые границы во многом способствуют монополизации и многим другим негативным явлениям. Таким образом, проблема малого бизнеса в Армении плавно упирается в карабахскую. Кстати, не исключено, что кризис - гораздо более хороший фон для того, чтобы подтолкнуть обе стороны к нахождению реалистичного и взаимоприемлемого решения...
Эдуард Нагдалян
ДЭ |