Analitika.at.ua. Сегодняшняя наша жизнь похожа на феллинниевский фильм в армянской интерпретации. Все движется, кипит и бурлит, все что-то репетируют, но трудно разобраться; что, зачем, к чему и почему? Особенно в проблемах глобальных.
Если предположить, что весь мир театр, а люди - актеры, то законно задаться вопросом: а кто, собственно, режиссер, и что за пьеса играется? Драма, трагедия, трагикомедия, комедия, фарс или что-то другое? Принято считать, что режиссер - это Господь Бог. Как про различные театры говорят, что это, мол, театр Капланяна, а это - театр еще кого-то, так и мир, по известному определению - театр Господа Бога. Или Вселенского Разума. Кому как нравится. Но, будучи безусловно талантливым режиссером, Господь Бог дает своим актерам, то есть отдельным людям и целым народам, возможность собственной трактовки роли. На то, как говорится, и даны разум или мозги в зависимости от того, что первично - идея или материя. Поэтому каждый человек и нация в целом должны некоторым образом понять, какую роль они играют в этом мире и как играют? Хорошо, на бис или плохо? Это трудно. Одному почему-то кажется, что он создан для великих дел, и он не догадывается, что от великого до смешного - один шаг. Другой считает себя заурядным человеком, но приходит момент, и он проявляет себя. Есть сапожники, которые философы, например, немец Яков Беме, а есть философы, которые сапожники. Не будем уточнять, кто.
Все вышесказанное относится и к народам. И даже в первую очередь к народам. Если народ неправильно понимает свою историческую роль, он переходит в разряд исторических статистов и говорит, как в театре, "кушать подано". Все дело в том, чтобы сообразить, предназначена ли тебе комедийная или трагедийная, маленькая или большая роль и в соответствии с этим не прыгать выше своей головы.
Если проследить историю нашего существования, то нетрудно прийти к выводу, что нас, мягко говоря, всегда затирали, а мы, грубо говоря, всегда выживали. Непонятно, говорит ли эта некоторая однообразность о том, что мы правильно уловили свою историческую роль. Во всяком случае, хотелось бы смены амплуа. Тем более, что впереди Новый год, а под Новый год принято загадывать желания. И еще рассказывать сказки. Что мы и сделаем сейчас, потому что это не серьезная статья, а новогодняя лирическая и несколько ироническая интермедия. Итак...
Жила-была Белоснежка. Вместе с семью гномами. В смысле жила она не с семью гномами и не с каждым по отдельности, а жила сама по себе, но в окружении семи гномов. И жила она в Ереване, потому что Европы на всех Белоснежек не хватает. Европа маленькая, а Белоснежек много. И вот в новогоднюю ночь собрались у нее все семь гномов. Естественно, каждый был влюблен в Белоснежку и хотел сделать для нее что-нибудь этакое... Но вот что? Это - вопрос, мучающий каждого гнома, влюбленного в Белоснежку. И вот первому гному пришла в голову блестящая идея. Надо сказать, что был он сыном олигарха, этот гном, и он подумал, почему бы не назвать ее именем холдинг, который отец подарил ему на день рождения. Туда входили шесть свиноферм, шесть империй молока, шесть бензоколонок и шесть птицефабрик. Но когда он сказал ей, что собирается все это назвать ее именем, Белоснежка загрустила, и загадочная ее душа подернулась дымкой непонимания и отчуждения. Ну, какой Белоснежке хочется, чтоб ее именем называли свиноферму? Короче, сынок олигарха получил отставку. Правда, так бывает только в сказках, но это же Новый год все-таки. Потом выступил второй гном. Он был молодым неженатым политиком и умел произносить зажигательные речи о любви к народу. Он просто немного переделал речь и получилось что-то, похожее на любовную лирику. Которая, конечно же, не произвела впечатления на Белоснежку, потому что он почему-то назвал ее "дщерь свободолюбивого народа", да еще и красных яблок потребовал. Потом по очереди выступили все остальные гномы. И тоже что-то говорили. Но история не сохранила их слов. Ибо они не произвели никакого впечатления на Белоснежку. И вот наконец настала очередь седьмого гнома. Он был поэтом, а значит бедным. Самым бедным из всех семи гномов. Но так как он любил Белоснежку от души, то проявил максимум смекалки и предложил ей круиз. Но не в Египет или еще куда-то, а круиз в будущее Армении. Пораженная размахом его воображения, Белоснежка согласилась. Не каждый день тебе предлагают попутешествовать в будущее без всяких там машин времени, а просто и без затей. По-армянски. И вот они взялись за руки, гном пробормотал что-то там по-гномовски, и они оказались в первом будущем Армении.
Вся Армения представляла собой одну Театральную площадь, на которой митинговала оппозиция. "Пайкар пайкар минчев вердч", - кричали люди, поднимая в воздух кулаки. Белоснежка оглохла, да и кулаки ей не понравились. И по ее настоянию они тут же убрались из такого будущего. И сразу попали во второе будущее. Но это было довольно странное будущее. На улицах почти никого. Только танки и автоматчики. Через динамики пронзительный голос кричал: "Армения от моря до моря" и "Весь мир наш враг. Мы победим весь мир". Белоснежка даже заплакала от страха. Все это так давило на ее хрупкую психику. И, конечно, по ее настоянию они тут же убрались из второго будущего. Для того, чтоб оказаться в третьем.
Город очень смахивал на восточный. Посередине стояла мечеть, а по всему городу висели портреты президента Турцияна. Надо ли говорить, что такое будуще ей тоже не понравилось. И, обняв ее за нежные плечи, гном увлек ее в четвертое будущее.
Но в нем они тоже не нашли покоя. В этом будущем Армении, как таковой, не было, а была армянская автономная республика в составе России.
От стольких неутешительных будущих Белоснежка устала. Она потеряла интерес и к поэту, и к этим странным круизам и мечтала только о возвращении в настоящее. Но напоследок гном уговорил ее все же посетить пятое, и последнее, будущее. И она согласилась, потому что прочла в его глазах любовь.
В пятом возможном будущем светило яркое солнце. Приветливые люди заполняли улицы, театры, кинозалы, магазины. Лица их светились довольством и счастьем. Слышался детский смех. Ни танков, ни криков, ни безнадеги. Белоснежка поняла, что именно в таком будущем ей хочется жить. Вместе со своим поэтом. Тут и сказки конец.
С Наступающим годом, соотечественники. И лучшего из возможных будущих...
Арам Яврумян
ДЭ |