Analitika.at.ua. С началом фактической операции Тель-Авива по ликвидации военно-политического фактора ХАМАС, руководство Израиль задействовало немалое количество общественно-политических и информационных ресурсов для создания нужного мирового мнения далеко за пределами Израиля и Ближнего Востока. При исследовании и анализе этнополитического и политического развития кавказского региона, ведущие эксперты на ряду с интересами региональных и мировых держав на Кавказе обходят стороной военно-политические цели и задачи Израиля в данном регионе, которые также как, к примеру, интересы Турции, ЕС и Ирана играют немаловажную и основательную роль, имеют четко разработанную и постоянно трансформируемую военно-политическую направленность.
Полное умиротворение антиизраильских настроений на государственном уровне на политической карте Ближнего Востока, очевидны, если не сказать большего. Саддамовский режим в Ираке – оплот антиизраильской политики в арабской умме – был подавлен главным союзником Израиля – США. Иордания уже давно считается своеобразным форпостом США и ее союзником, не говоря уже о Саудовской Аравии, политическое руководство которой находится в тесных политико-экономических связях с США и Великобританией. Нынешний руководитель Сирии – Башар Ассад в политическом плане слаб и нерешителен, что и было доказано во время совместной американо-израильской операции в Ливане, в результате которой руководство Сирии, не выдержав политических давлений, сразу же вывело свои войска из Ливана.
Из всех антиизраильски настроенных мусульманских государств наиболее опасным на данный момент является Иран. Государство, которое на протяжении веков имело военно-политические цели на Ближнем Востоке и на Кавказе, где Тель-Авив уже более чем 15 лет имеет четко разработанную и синхронизированную со своими союзниками политику, которым являются США и прежде всего Турция.
Официальный Тель-Авив, не смотря на сотрудничество со стратегическими союзниками в регионе, все же играет собственную политическую игру и решает важные для себя задачи. За последнее время, после августовских событий 2008 г., западная пресса неоднократно намекала на «израильский» след в деле провокации Грузии в Южной Осетии, на что Россия ответила со всей решительностью и даже жестокостью – разгромив грузинскую армию в течение суток. Именно израильский след в подготовке и оснащении грузинской армии, а после и ее сокрушительного поражения стала причиной столь бурной реакции на грузинское военное фиаско в Израиле.
Однако какие могут быть цели у географически отдаленного от Кавказа Израиля, малого по своим территориально-этническим масштабам, имея значительные проблемы у себя на границах? Исследуя политику официального Тель-Авива на Кавказском регионе можно с уверенностью сказать, что израильское государство, по крайней мере в собственном воображении начинает достигать уровня т.н. «великой державы», задачи и интересы которой могут играть важнейшую роль в различных кавказских военно-политических и экономических процессах.
В политико-экономическом проекте «кавказского энергетического коридора» Азербайджан-Грузия-Турция, в значительной степени был заинтересован именно Израиль, поскольку окруженная враждебно настроенными арабскими странами – экспортерами нефти, она испытывала значительные трудности в импорте нефтепродуктов. После эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, откуда официальный Тель-Авив получает львиную долю импортируемых нефтепродуктов, еврейское руководство, осознавая, что важнейший для себя сырьевой поток обходит арабские страны и находиться под полным контролем Турции, начало всерьез заниматься кавказскими вопросами, исходя из интересов национальной безопасности. Для официальных представителей еврейского государства, активность России, Ирана и политическая самостоятельность Армении в кавказском регионе являются недопустимыми. Исходя из этих принципов, Израиль уже около семи лет пытается найти в лице Грузии и Азербайджана своего военно-политического партнера, интересы которой в глобальном плане и, в особенности в вопросе дальнейшего благоустройства Кавказа и Средней Азии отнюдь не противоречат интересам своих основных союзников – США и Турции. Кроме решения вопроса своей энергетической безопасности, усиление своего политического влияния на Кавказе и приобретение в лице Грузии или Азербайджана регионального союзника – альтернативного Турции, исходит из главнейших задач Израиля касательно Ирана. Не для кого уже не секрет, что именно Иран на сегодняшний день является реальной угрозой безопасности еврейского государства, что и является причиной столь значительного интереса Тель-Авива в военно-стратегическом союзе с Азербайджаном и в особенности с Грузией, которая вполне может предоставить израильским ВВС аэродромы для уничтожения военных и ядерных объектов Ирана в случае конфликта.
Израиль активизировал свою деятельность особенно после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, когда США начали создание своего кавказского плацдарма для дальнейшего расширения своего влияния в Средней Азии – путем ослабления Москвы. Активное сотрудничество Тель-Авива с США и с Турцией в вопросе военно-политической и идеологической абсорбции кавказского региона вошла в основательную стадию с 2004 г., когда стало известно о начале постоянных посещений Израиля политических и военных делегаций Азербайджана и Грузии. Одновременно, стали ощутимы инвестиционные, общественно-гуманитарные проекты Израиля в Грузии и в Азербайджане. Грузию, в частности, неоднократно посещала делегация известной израильской военно-технической фирмы «Элбит Системс», директором которого является бывший мэр Тель-Авива Рони Мило. Таким образом, путем посещений ряда подобных фирм и корпораций между Израилем и Грузией в течение 2000 по 2008 гг., активно развивалась военно-техническое сотрудничество и партнерство. Таким образом, израильские, на первый взгляд частные, компании поставляли в Грузию не только новейшее вооружение и военные технологии, такие как специальное оборудование по нахождению противопехотных и противотанковых мин, спутниковые навигационные системы для артиллерии и самолеты беспилотники, которые в течение 2008 г. неоднократно сбивались в воздухе Абхазии и Южной Осетии, но и десяток профессиональных военных специалистов по подрывной, разведывательной, пропагандистской деятельности. Началом военно-политического сотрудничества между Грузией и Израилем можно считать соглашение между министерством обороны Грузии и компанией «Элбит Системс» в 2000 г., согласно которой, израильская компания сразу же согласилась за мизерные цены модернизировать 5 устаревших грузинских штурмовика Су-25, три из которых были сбиты во время августовских боев в Южной Осетии в 2008 г. Более того, согласно этому договору, израильская компания приобрела 40% акций ТАМ, на основе которой планировалось осуществлять модернизацию Су-24 и Су-25 на основе израильских технологий. Иными словами, ТАМ (Тбилавиамшени - Тбилисский авиазавод) по состоянию на 2004 г., после инвестиционного проекта «Элбит Системс» вполне могла осуществлять модернизацию на территории Грузии. По некоторым данным, в модернизации своих устаревших Су-25-х в Грузии заинтересована Туркмения и Казахстан: с 2004 г., взамен на аннулирование внешнего долга Грузии в отношении Туркменистана, ТАМ уже модернизировала около 10 туркменских Су-25. Примечательно, что на этом израильская компания не остановилась и в начале 2006 г., была достигнута договоренность о производстве самолетов Су-25 «Скорпион» в тбилисском авиазаводе, первый выпуск которого по некоторым данным вышел в мае 2008 г.
Именно в 2008 г., в майской газете «Асавал Давасали», один из представителей фирмы «Элбит Системс», от имени Израиля недвусмысленно дал понять, что официальному Тель-Авиву выгодно сотрудничество с Грузией по становлению и усилению военной промышленности, и что сотрудничество между Израилем и Грузией в военной сфере, исходит из национальных интересов Тель-Авива. Кроме этого, «Элбит Системс» в 2006 г. поставила в Грузию 8 беспилотных самолетов-разведчиков Hermes 450 собственного производства, каждый стоимостью 2 млн. Долларов. По линии МО Израиля Грузия до 2008 г., получила 100 переносных зарядов разминирования для прокладки проходов в противотанковых минных полях H-PEMBS, 50 переносных зарядов разминирования для проделывания проходов в противопехотных минных полях L-PEMBS, 500 комплектов маскировочных сетей. Более того, во время очередного неофишируемого визита министра обороны Грузии Давида Кезерашвили, на средства, предоставленные США, с израильской стороной была достигнута договоренность о приобретении 250-300 модернизированных для введения боевых действий в горных условиях израильских танков «Меркава». Причиной стой резкой готовности Израиля продавать свои произведенные танки Грузии возможно являются авиабазы на территории Грузии. Взамен на полную военно-техническую поддержку Грузии, Тбилиси должен будет предоставить авиабазы для приема израильских ВВС для поражения целей в Иране, таким образом резко сократив расстояние и, использовав эффект внезапного авианалета с северо-запада. Для отставных израильских военных, Саакашвили создал все возможные условия для активного сотрудничества с МО Грузии, путем подготовки военных пилотов, групп специального реагирования и особых штурмовых батальонов. В частности известно, что несколько десятков израильских военных специалистов в 2006-2008 гг., обучали грузинские вооруженные формирования. В частности известно, что израильские специалисты обучали батальон «Коммандос» 1-й пехотной бригады, расположенного в Вазиани и отдельную бригаду специального назначения, расположенного в Коджори. Эти боевые единицы активно проявили себя в боях за взятие и удержание Цхинвала в августе 2008 г. Руководство Грузии не только не скрывало, но и гордилось результатом израильских специалистов. В частности, министр по реинтеграции Теймур Якобашвили в интервью радиостанции Армии Израиля так перевозбудился, что восхищаясь работой израильских военных, заявил, что «Израилю следует гордиться своими военными, обучавшими грузинских солдат», так как, пояснил он довольно неубедительно, «благодаря урокам израильтян небольшая горстка наших солдат смогла уничтожить целый дивизион российской армии». Кроме того, израильские спецподразделения обеспечивают охрану нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на всей территории Грузии. По имеющимся данным несколько сот израильских военных задействованы в несении охранной службы.
Кроме военной поддержки, Израиль и Грузия уже более года разрабатывают совместные инициативы в рамках ООН, а сотрудничество между диаспорами уже в информационной сфере, дают ощутимые результаты.
Кроме сотрудничества в военно-политической сфере, заметна деятельность израильских общественно-благотворительных организаций в Грузии. По линии различных студенческих грантов, грузинские студенты проходят специальное обучение по введению психологической пропаганды в отношении национальных меньшинств, а также особенности агитационной работы в интернете. Кроме того, израильская сторона активно работает над молодежными программами по поддержке интеграции национальных меньшинств и религиозных групп в грузинское общество, путем работы над усилением грузинской государственного самосознания.
Кроме Грузии, израильская сторона активно сотрудничает с Азербайджаном через активную общественно-политическую деятельность горских евреев государства, которые сильно интегрированы в военно-политическую жизнь азербайджанского общества.
Азербайджан в геополитических и геоэкономических планах играет на много более решающую роль в дальнесрочной перспективе как в иранском вопросе, так и в вопросе укрепления западно-тюркского политико-экономического фактора. Не секрет, что именно израильские газеты, такие как «Хереец» и «Маарив», с 2000 г. и до сих пор нередко пишут о перспективности создания общественно-экономического союза, а затем и военно-политического блока ряда тюркоязычных и балканских государств, где главенствующую роль будет играть Турция. В этом контексте, азербайджанских фактор с позиций Израиля является важнейшим звеном, которая должна иметь собственную сильную позицию, дабы не попасть под прямое влияние, как Запада, так и Москвы. Региональные проекты по военно-политическому сотрудничеству с официальным Баку в глазах еврейского руководства имеют далеко идущие цели и представляют собой геополитические задачи, в рамках которых интересы, как Азербайджана, так и Израиля во многом совпадают. Горскоеврейская община Израиля на протяжении многих лет сумела создать почву для поддержки азербайджанских инициатив и политики не только в еврейском государстве, но и в крупнейших еврейских диаспорах Европы и США. Еврейские общины активно поддерживают антиармянские инициативы азербайджано-турецких лоббистских сил в вопросе пересечения процессов признания Геноцида армян, и поддерживает в проазербайджанской пропаганде как в вопросе Карабаха, так в экономическом представлении азербайджанского потенциала в Европе. Заметна интенсивность попыток скоординированных действий азербайджанской и еврейской общин в России. Более того, некоторые проазербайджански настроенные чиновники Кремля фактически сотрудничают именно с некоторыми еврейскими общественно-политическими организациями. Примечательно, что резкое усиление проазербайджанских настроений в руководящем аппарате Российской Федерации связанно именно с началом повсеместной политической поддержкой еврейской стороны Азербайджану.
Не смотря на то, что в израильском Кнесете активно действует группа парламентской дружбы, в течение 2008 г., когда по всему миру азербайджанско-турецкие диаспоры активизировали деятельность касательно мероприятий по созданию мирового общественного мнения по событиям в Ходжалу, в Израиле подобные мероприятия открыто поддерживались руководством и рядом государственных институтов.
Кроме всевозможной поддержки в антиармянской деятельности в США, ряд израильских научных организаций, совместно с некоторыми представителями армянской национальности, активно внедряются в различные арменоведческие научно-исследовательские структуры в США и в Европе. Основной задачей подобных представителей «науки» и ряда «купленных» армянских «учены» США обосновать лжетеорию, что армянский этнос является семитским и имеет сильную схожесть с еврейским народом. Путем повсеместной пропаганды этой теории в США, Израиль подавляет стремление армянского общества США продолжать процесс по признанию Геноцида армян, создает мнение, что Кавказ, а также Малая Азия не являются исконной родиной армянского народа и в конечном счете, путем массового смешивания армянского и еврейского диаспор США и Европы, установить контроль над влиятельным капиталом армянской общины. Необходимо отметить, что проект по «июдеизации» армянства Европы был разработан турецко-еврейскими историками и психологами в 1930-х гг. Основной задачей Турции в этом плане являлась если не физическое, то морально-психологическое устранение остатков армянства, имеющего историческую и генетическую память родины в Восточной Армении и память событий 1915 г. Активной агитацией еврейского происхождения армян в Германии и в Польше занимались протурецкие организации и чиновники, а на Балканах и во Франции – еврейские активисты и общественные деятели.
Странным является тот факт, что армянские научные круги до сих пор не воспринимают опасность активно пропагандируемой лжетеории в армянских кругах США и Европы, которая уже сегодня дает свои негативные плоды. Наиболее опасным явлением можно считать резкую активность в самой Армении космополитических и откровенно проеврейских настроений в обществе, которые дополняются стремлением внушительных, в большинстве своем молодежных масс создать дружелюбные и братские взаимоотношения с Турцией и с Азербайджаном - придав забвению национальную идентичность и национальные стремления восстановить былую мощь и величие армянской государственности и нации. Иными словами, еврейская активность в Армении полностью решает турецко-азербайджанские задачи в армянском обществе.
На фоне резкой активизации сотрудничества между Тель-Авивом и Баку в военно-промышленной сфере четко показывает геополитическую позицию Израиля в отношении армянской государственности и идеи государственного усиления и распространения влияния. Одним из активных компаний из Израиля, сотрудничающая с азербайджанской стороной в сфере вооружения, является та же «Элбит Системс», которая не только поставила Азербайджану 6 беспилотников, но и подписала соглашение с МО по финансированию создания завода по производству беспилотных летательных аппаратов. Более того, по словам министра оборонной промышленности Азербайджана Ямера Джамалова, с помощью израильских разработок и финансовых инвестиций к 2016 г., Азербайджан планирует серийное производство собственных боевых и многоцелевых вертолетов. По некоторым данным, израильские компании также планируют производство в Азербайджане различных приборов ночного видения и технику связи.
Азербайджан в кавказской политике Израиля играет немаловажную роль в вопросах также по Северному Кавказу. Известно, что израильские спецслужбы с 1994-95 гг., активно сотрудничают с турецкими аналогичными органами в Чечне, Ингушетии и в Дагестане. Таким образом, при выявлении сепаратистски настроенных лезгинских и аварских национальных активистов, израильские спецслужбы азербайджанским коллегам предоставили услугу по выявлению и ликвидации некоторых активистов-лезгин с 1996 по 2003 г. Также известно, что ряд сотрудников азербайджанской МНБ каждый год проходят специальное обучение в Израиле.
Таким образом, можно констатировать факт, что, несмотря на визуальную пассивность Израиля в кавказском регионе, официальный Тель-Авив четко определил свою политику, согласно которой протюркская направленность считается одной из приоритетных. С точки зрения глобальной политики, подобная направленность Израиля более чем результативна и выгодна для государства, поскольку усилением так называемого тюркского блока автоматически вырисовывается геополитическое и геоэкономическое противостояние с арабским миром, локальным примером которого можно считать кризисная ситуация северной части Ирака.
Эдуард Абрамян
mitq.org |