Analitika.at.ua. Церковь Сурб Саркис - Святого Саркиса – армянский храм, который находился в старейшей части города на улице, названной в честь храма - Сурп-Саркисской (ныне улица Гришашвили), в районе знаменитых тифлисских серных бань. «Кавказский календарь» второй половины XIX века, издававшийся по распоряжению главноначальствующего гражданской частью на Кавказе под редакцией действительного статского советника Е. Кондратенко упоминает Сурп-Саркисскую улицу в разделе «главнейшие улицы Тифлиса».
Церковь Сурб Саркис была основана в 1737 году тогдашним настоятелем Норашенской церкви Сурб Аствацацин Тер-Сукиасом, и, таким образом, может считаться одним из наиболее древних культовых сооружений города.
К этому времени в Персии наблюдается закат правящей сефевидской династии. Грузия только-только приходила в себя после разрушительных нашествий персидских войск в XVII веке. Однако процент магометанского населения Тифлиса в эти годы заметно возрос. Данный процесс в особенности затронул именно район серных бань. Сюда устремлялись предки нынешних джамадаров и оседали среди сернистых испарений этих мест. Они называли себя потомками Сеида, то есть привилегированными мусульманами, состоящими в каком-либо, пусть и дальнем, родстве хотя бы с одним из пророков. Так возник Сейдабад — квартал, прославившийся своими серными банями и непревзойденными банщиками.
Армянский католикос Симеон Ереванци (1763-1782 – Pandukht), подробно перечисляя тифлисские армянские храмы, упоминает, что «есть еще одна церковь в крепости, называемая кафедральной, искони принадлежавшая Святому Престолу, но теперь «крепость заселяется мусульманами, которые захватывают и церковь. С тех пор церковь пустует, лишается прихода; забывается даже то, что она принадлежала Святому Престолу».
В 1795 году ворвавшиеся в город орды Ага-Магомет-хана сравняли с землей знаменитый квартал серных бань. Тогда же, именно на пороге Сурб Саркиса, отказав врагам в их бредовом предложении отречься от веры, был заколот великий армянский ашуг Саят-Нова.
Вхождение Грузии в состав Российской империи и получение Тифлисом статуса губернского центра дало стимул к бурному развитию города. В 1831 году настоятелем недействующей церкви назначается прибывший из Крыма архимандрит Манвел Гюмушханеци. При его активном участии пришедший в запустение храм подвергается капитальной реконструкции и реставрации, и через непродолжительное время снова входит в славный ряд действующих армянских городских церквей.
Свое название церковь получила от имени почитаемого Армянской церковью Святого Саркиса – реального полководца IV века в армии римского императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией своей империи. Святой Саркис крестил воинов римской армии и, став мучеником веры, почитается в Армении как покровитель молодых и защитник влюбленных.
Армянский монастырь Сурб Саркис в Тифлисе отмечал свой храмовый праздник – день Святого Саркиса - после поста Арачаворац, обычно в январе или же в феврале месяце. В эти дни по праздничному звонко пели церковные колокола, проходили торжественные литургии, и в храме бывало особенно многолюдно. Многие молодые, парами или пока еще в одиночку, приходили за благословением.
Еще существует красивая легенда, согласно которой в незапамятные времена воин Саркис похитил возлюбленную и поднял ветер, чтобы уйти от погони. Впоследствии его причислили к лику святых, а явление природы - ураганный ветер в преддверии весны - стали называть его именем. Ветер под названием Сурб Саркис приходит с северо–запада и уходит на юго–восток и имеет научное название - Азорский максимум или большой ветер с Азорских островов. Ветреный Сурб Саркис предвещает сумасшедший март месяц.
Церковь Сурб Саркис, как и все тифлисское армянство на рубеже XIX и ХХ веков, переживала настоящий расцвет. По свидетельству современников, храм был высоким, богато украшенным изнутри, расписанным изящными фресками. Во дворе храма располагалась армянская церковно-приходская школа. Нужно упомянуть, что в 10-е годы ХХ века викарием здесь служил известный армянский церковный деятель, поэт, филолог и переводчик архиепископ Тирайр Тер-Ованнисян.
Рассказывая о Сурб Саркисе и Сейдабаде, нельзя не коснуться и истории знаменитого Абанотубани - Банного квартала. У него было несколько названий. Про Сейдабад мы уже рассказали. Бытует легенда о том, что некий беглец из пограничного пашалыка, простыв в дороге, принес сюда свой сильнейший насморк и приложился хлюпающим носом к камню у Банных ворот, отчего насморк как рукой сняло, а счастливцу поверилось, что это рука самого всевышнего высморкала его. После этого Сейдабад стал именоваться не иначе, как Харпух, что по-армянски означало «насморк». Восстановленные после разорительных нашествий бани вновь стали привлекать к себе множество людей, а квартал в скором времени стал зваться Банным. Харпухом же к тому времени называли уже не только Банный квартал, но и всю местность между Сейдабадом и Ортачала.
Тифлисские бани с древнейших времен считались одним из подлинных «чудес света». Арабский летописец Абдул-Касим-Мухамед ибн-Хаукаль, побывавший в городе в Х веке, писал: «Тифлис - город больше вселенной. Ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня...». Ему вторит османский путешественник XVII века Эвлия Челеби: «В восточной части Большой крепости из недр течет такая горячая вода, что можно сварить голову и ноги овцы». А вот так описывает тифлисские бани русский купец и паломник Василий Гагара (Яковлев): «Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...». А это уже слова, сказанные грузинским исследователем Вахушти Багратиони в конце XVIII века: «В Тифлисе из скалы течет горячая вода, коей благодаря есьмь шесть бань...».
В старину бани для горожан были не только местом помывки, но и местом общения, в котором засиживались до утра, а городские свахи в специальные дни для женщин и детей устраивали здесь смотрины.
Знаменитые серные бани, о которых с восхищением отзывались А. Дюма, А. Пушкин и другие знаменитые личности, составляли гордость столицы и в основном также принадлежали армянам. Сумбатовская, Казенная, Бебутовская и Мирзоевская бани считались самыми старыми и были построены в первой половине XVII века. Кроме них, по данным 1916 года, в городе функционировали бани Цовьянова, Тамамшева, Едигарова, князей Абамелика и Аргутинского. Позже к ним прибавились соответствующие заведения «банного короля» Гогилова. Вот лишь несколько адресов бань в Харпухе:
«Баня братьев Сумбатовых - Воронцовская, 30; царя Ираклия, наследников князей Грузинских – Багратиони, арендатор Игитханов – Сурп-Саркисская улица, 3; князей Абамелик – «Прохладная», князей Орбелиани - «Пестрая» - Банная улица, 2; Мурсакулова, Тамамшева».
Судьба же церкви Сурб Саркис сложилась не так счастливо, но вполне обыденно для армянского храма Тифлиса. В соответствии с уже неоднократно упоминавшимся приказом Берии и постановлением городских властей, на рубеже 1937-1938 гг. Сурб Саркис был снесен. Находившаяся во дворе церковно-приходская школа переехала в здание по адресу Ортачала, 79. По свидетельству очевидцев тех событий, храм, подобно легендарному Саркису и ветру, названному в его честь, упорно сопротивлялся разрушению. Согласно заведенному порядку, храм начали уничтожать с купола. После разрушения куполов было предпринято несколько попыток подрыва стен, однако храм, возведенный старинными армянскими мастерами разрушить до конца так и не удалось. И здесь не обошлось без мистики: во время производства «работ» сорвались с высоты и разбились насмерть два сотрудника органов НКВД. В итоге полностью справиться с безмолвным храмом так и не смогли, и было принято решение сохранить первый этаж здания. На него впоследствии был надстроен жилой дом, который и поныне стоит на своем месте. В здании бывшей церковно-приходской школы позднее разместилась женская консультация.
Продолжение следует...
http://pandukht.livejournal.com/10234.html#cutid1
|