Пятница, 26.04.2024, 10:25
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Январь » 16 » Азербайджан-Россия. Оружейный скандал
Азербайджан-Россия. Оружейный скандал
00:39

Analitika.at.ua. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов был приглашен в Министерство иностранных дел АР. Во время встречи, состоявшейся между заместителем министра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым и Василием Истратовым, российскому дипломату был представлен официальный запрос с целью получения ответа на вопрос, соответствует ли информация о передаче Вооруженным силам (ВС) Армении вооружения российских ВС общей стоимостью 800 миллионов долларов США из расположенной в городе Гюмри военной базы N102 действительности, сообщает пресс-служба отечественного внешнеполитического ведомства. Посол, в свою очередь, отметил, что российская сторона внесет ясность в этот вопрос (ИА "Тренд").

 

Ранее в СМИ была распространена информация о передаче армянам с российской 102-й военной базы в Гюмри 69 наименований оружия и техники. Указанные в списке виды вооружений переданы в 2008 году за подписью начальника вооружения, заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта Вячеслава Головченко. По оценке специалистов, стоимость этого вооружения составляет 800 млн. долларов США.

 

"По данному вопросу (передаче вооружений на 800 млн. долл.) проводится сбор дополнительных фактов, и по получению необходимой информации МИД сформулирует свою позицию", - заявил ИА "Новости-Азербайджан" первый секретарь отечественного внешнеполитического ведомства Эльхан Полухов. Глава пресс-службы Министерства обороны АР Эльдар Сабироглу отметил, что расследование, начавшееся по данному факту, пока не завершено. В ближайшее время общественность будет проинформирована по этому поводу.

 

Тем временем Министерство обороны РФ подтвердило факт передачи Армении вооружения, сообщает ANS-TV. "Передача любой военной техники 102-й военной базы Российской Федерации Министерству обороны Армении регулируется межгосударственным соглашением", - заявил глава пресс-службы силового ведомства Александр Петрунин. Он отметил, что здесь не может быть и речи о безвозмездной передаче вооружений. В то же время Министерство обороны Армении опровергло данную информацию. Распространенное азербайджанскими СМИ сообщение о том, что Россия якобы передала Армении военную технику на 800 миллионов долл., является дезинформацией, заявил PanArmenian.net пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян.

 

Военный эксперт Азад Исазаде полагает, что после грузинских событий Россия старается вернуть свое былое политическое влияние на Южном Кавказе и потому все ее действия в регионе следует рассматривать именно через эту призму. "Последние пару лет военный бюджет Азербайджана рос, и в этой гонке вооружений Армения с ее слабой экономикой рано или поздно начала бы задыхаться. Поэтому Россия передачей вооружений Армении на сумму 800 миллионов долларов США, что вдвое превосходит военный бюджет Армении и равняется военному бюджету Грузии, решила ликвидировать ее отставание от Азербайджана и восстановить баланс" ("Эхо").

 

Выявлен список вооружения, переданного Армении с российской военной базы N102, дислоцированной в Армении. Как сообщает ИА ANS, общая стоимость данного вооружения составляет 800 миллионов долларов. Указанные в списке виды оружия переданы в 2008 году за подписью начальника вооружения - заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению, генерал- лейтенанта Вячеслава Головченко. В списке указан 21 танк Т-72; 27 БМП - 2; 12 БТР-ов 70/80; 5 БРЭМ-2 (на базе БМП-1); 4 ед. ракет ЗСУ 23-4 "Шилка"; ракеты разных марок "Стрела"; 875 ящиков гранат Ф-1, РГД-5; 1050 ящиков противотанковых гранат РКГ-3/3 ЕМ; 7897 боеприпасов разных наименований (122мм РС, 152мм 2С3, 122 мм Д-30 и др.); 120 ед. 40 мм. подствольных гранатометов ГП-25; 2846 5, 45 мм АК-74, АКС-74; 1472 7, 62 мм АКМ, АКМС; 103 ночных бинокля НБ-8; тротиловые шашки; мины разных марок (ТМ 62 М/П, ОЗМ-72; ПМН); минометы БМ-37; 9 РСЗО 9К51 БМ-21 "Град"; 10 САУ 152 мм. 1С "Акация" (на базе Т-55), 14 САУ 122 мм. 2 С1 "Гвоздика" (на базе МТ-ЛБУ); пять 100 мм пушек МТ-12р "Рапира"; 210 ракет 3 М9МЗ "Куб" и другого вооружения, боеприпасы, техника и оборудование. В 1996 году Россия уже передавала Армении вооружение на сумму 1 млрд. долларов США. Несмотря на то, что правительство этой страны долгое время опровергало это, потом все-таки пришлось подтвердить этот факт. Руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана, полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу сказал, что этот вопрос должен быть серьезно изучен: "Пока не могу ничего сказать конкретного. Необходимо провести серьезное расследование и после этого можно будет что- то сказать".

 

"Все, что будет сделано, будет сделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана", - заявил "Эхо" первый секретарь Министерства иностранных дел АР Эльхан Полухов, комментируя реакцию официального Баку в случае подтверждения информации о передаче Россией Армении вооружений, по оценкам экспертов, на 800 млн. долл. Представитель отечественного внешнеполитического ведомства отметил, что пока не получен ответ российской стороны. Остановившись на реакции азербайджанской стороны, Полухов указал на то, что по результатам информации по официальным каналам и по своим источникам будет принято определенное консолидированное решение. Дипломат не стал подробно рассказывать, какое решение может быть принято, однако подчеркнул, что все, что будет сделано, будет сделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана.

 

Сумма, в которую оценивается вооружение, преувеличивается, считает политолог Расим Мусабеков. "Это не талон, который русские передали Армении, вряд ли оружие стоит такую сумму. При всех случаях, думаю, это на порядок меньшая сумма, чем та, о которой говорят", - сказал он. Во-вторых, если они думают напугать нас этим оружием, какое-то давление оказать, то это тоже ошибочно, потому что практически это оружие и так было в Армении, и мы прекрасно понимали, что это оружие из Грузии вывезено в Армению именно для передачи в последующем Армении. Стратегический баланс между нами это тоже не изменит, добавил эксперт ("Эхо").

 

Вместе с тем Расим Мусабеков считает несомненным то, что так или иначе все это пагубно отразится на отношениях между Россией и Азербайджаном, очень серьезно повредит российским интересам в Азербайджане. "После того как Азербайджан попросил разъяснения у российской стороны, вызвав посла, и эти разъяснения будут получены, вряд ли они будут удовлетворительными, думаю, Азербайджан обязательно должен выступить с официальной нотой, где должен выразить свое по крайней мере сожаление решению России. Что это не красит положение России как посредника, что Россия может давать оружие кому угодно, но должна принимать во внимание, что это не просто кто угодно, это не просто союзник России, но это тот союзник, который оккупирует азербайджанские земли и не собирается их покидать, что этим решением Россия фактически становится соучастником оккупации азербайджанских территорий и что это обязательно отразится пагубно на интересах России в Азербайджане. Я думаю, это в ноте должно свое отражение найти", - предполагает политолог.

По его мнению, в качестве ответных шагов Азербайджан должен пересмотреть свою позицию и более активно отвечать на приглашение к сотрудничеству в области безопасности со стороны США, может пойти также достаточно далеко в области военного сотрудничества с Турцией и та сдержанность, которую Азербайджан проявлял в отношении планов "Набукко", также должна быть пересмотрена. "Россия должна остаться без газа и те предложения, которые исходили от "Газпрома", должны быть пропущены мимо ушей. И это тоже будет ответом", - полагает эксперт. А есть и другие вещи, говорит Мусабеков, они заключаются в том, что подходит срок завершения аренды Габалинской РЛС и нужно четко дать понять России, что никакой пролонгации использования Габалинской РЛС не будет, "пусть готовятся к эвакуации". "У них была большая заинтересованность в том, чтобы продавать оружие Азербайджану. Нельзя продавать оружие Азербайджану и бесплатно давать Армении. Я думаю, что нужно и эти все переговоры заморозить - считает аналитик. - И наконец, Россия имеет большое положительное сальдо в торговле с Азербайджаном. Думаю, что Азербайджан в состоянии дать почувствовать тем российским экспортерам, которые заинтересованы в азербайджанском рынке, что поведение российских властей повлияет в том числе на позиции России на азербайджанском рынке. Если завтра экспорт России в Азербайджан будет в результате этих действий падать, а те же продукты в большем объеме поставляться из Украины, думаю, российские, в том числе деловые круги, найдут возможность объяснить тем чиновникам в российском правительстве, что нельзя поступать в ущерб конкретным интересам России в Азербайджане".

 

Из интервью "Эхо" российского политолога Александра Власова, который считает, что в условиях, когда мировой кризис только набирает силу, Армения смотрит на Москву больше как на донора, чем на партнера:

 

"В прошлом году стороны армяно-азербайджанского конфликта подписали Московскую декларацию. После было много разговоров, в том числе о возможном скором рывке в деле урегулирования. Но пока ничего нет, напротив, ощущается какая-то пустота. Чего можно ожидать в этом вопросе в первой половине наступившего года?

 

Еще в прошлом году, после подписания декларации я высказал мнение, что если в ближайшие месяцы в рамках подписанного документа не будет движения вперед, хотя бы мелкими шагами, то это декларация зависнет в воздухе. Станет очевидно, что это был некий имиджевый продукт, который не связан с реальными шагами на встречу друг другу противоборствующих сторон. Россия здесь сделала максимум того, что могла: создала благоприятную дипломатическую, информационную среду вокруг переговоров. Но пока фактически не могу назвать шага со стороны Армении или Азербайджана, достаточно объективно работающего на развитие Московской декларации. Нет шага, который можно было записать в плюс инициаторам этого проекта. Это не критика, это объективная оценка. Для того чтобы Московская декларация стала переломным моментом в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта нужны эти шаги. Баку и Ереван должны понимать, что никакие посредники ничего не смогут сделать, если не будет доброй воли со стороны правящих элит. Возможности Москвы, Вашингтона и Анкары достаточно ограничены. Пока между конфликтующими сторонами не будет хотя бы минимального взаимопонимания, Московская декларация не сможет реализовать свой потенциал, который в ней заложен.

 

Высказывается предположение, что последствия кризиса в итоге, так или иначе, уменьшат аппетит России, ее роль в регионе Южного Кавказа несколько ослабнет, политика Москвы станет менее агрессивной...

 

Пока кризис больше отразился на политике Европейского союза, чем на политике Москвы. Брюссель сворачивает некоторые масштабные проекты, рассчитанные на пространство бывшего Союза: нехватка средств. Произойдет ли это с Россией, когда весной - летом кризис достигнет своего максимума? Большой вопрос. Сейчас основные проекты на пространстве стран СНГ простаивают. К примеру, на последнюю встречу СНГ прибыл некий круг "избранных": Казахстан, Киргизия, Армения и др. Они настроены на то, чтобы работать с Россией в рамках региональных проектов. Москва предлагает партнерам делить риски, по возможности разделять ответственность и финансирование. Несмотря на кризис, к примеру, Казахстан готов пойти на это, а вот Армения, Киргизия больше смотрят на Москву как на донора, а не как на партнера. В этом контексте отношения между Баку и Москвой могут развиваться более эффективно. Азербайджан пока меньше остальных стран бывшего СССР пострадал от кризиса. Открываются новые пространства. В этой ситуации Москва может сделать более сдержанную риторику в отношении Баку..."

 

Из интервью "Эхо" заместителя главного редактора (теперь уже - главного редактора) российской газеты "Коммерсант" Азера Мурсалиева: "Осенью 2008 года при посреднической деятельности России была подписана Московская декларация между сторонами армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Планировалось вроде интенсифицировать переговорный процесс, но на деле - затишье. На ваш взгляд, это был, как считают некоторые, имиджевый проект, от которого ничего ждать не стоит?

 

Действительно, это скорее имиджевый проект. Он фактически был выгоден всем участникам. Это произошло после войны в Грузии, и Москве надо было показать, что она не агрессор на Кавказе, напротив, она способна быть посредником, налаживать переговорный процесс и диалог. Тем самым Кремль хотел косвенно дать понять, что первопричина августовской войны не в Москве, а в Тбилиси. Армения и Азербайджан отказаться в этой ситуации не могли и согласились, так как надо было продемонстрировать готовность к решению, диалогу. В любом случае, главным итогом московской встречи президентов была сама встреча глав государств. Ждать вслед за декларацией подписание чуть ли не окончательного мирного соглашения было бы несколько наивно. Вместе с тем, подобные встречи еще могут быть в этом году, возможно даже будут вынесены на обсуждения какие-то элементы плана урегулирования. Но опять-таки не стал бы возлагать большие надежды на то, что процесс будет довольно быстрым.

 

Москва, с одной стороны, вроде бы пытается продемонстрировать, что равноудалена от Еревана и Баку, является нейтральным посредником, но, с другой стороны, ни для кого не секрет союзнические отношения между РФ и Арменией. Кремль искренне рассчитывает, что может быть нейтральным в этой ситуации или же это откровенное лукавство?

 

И то, и другое. Россия не хочет ухудшать отношения ни с одной из сторон конфликта. Более того, было бы недальновидно улучшать отношения с одной из сторон за счет ухудшения взаимоотношений с другой стороной конфликта. И тут, как и во всякой политике, имеется элемент лукавства. Во всяком случае, то, что вы говорите, постановка вопроса - это взгляд из Баку. Но в Ереване считают, что Россия - союзник, и поэтому Москва должна занимать более проармянскую позицию. Это вопрос баланса. Стремление России поддерживать хорошие отношения с обоими участниками военного конфликта все-таки свидетельствует об искренности, желании невозобновления боевых действий..."

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1127
Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru