Среда, 08.05.2024, 15:53
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Январь » 17 » Тифлис и его армяне
Тифлис и его армяне
00:19

Analitika.at.ua. Перманентно обостряющаяся ситуация вокруг церкви Сурб Норашен в Тбилиси вызывает лавину публикаций как в грузинской, так и армянской прессе. Но наиболее активную позицию демонстрируют все же блогеры — интернет заполнен представленными ими материалами не только на тему церквей, но и о роли, которую сыграли армяне в жизни Тифлиса. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей подготовленную армянскими блогерами подборку “Тифлис и его армяне”.

 

ЭТНОС ГРУЗИНСКОЙ СТОЛИЦЫ

 

Начало бурной деятельности армянского элемента в грузинской столице приходится на эпоху раннего средневековья. Как писал Г.Майсурадзе, “этот процесс приобрел широкий характер сначала в XI, потом в XV вв., когда завоеватели-кочевники почти полностью заняли жизненное пространство в Армении”. Грузинские правители поощряли переселение армян: это способствовало развитию ремесел и торговли, что в свою очередь содействовало укреплению экономического благосостояния Тифлиса. Плодотворная деятельность армянских купцов и ремесленников часто выходила за узко специфические рамки и приобретала государственное значение.

Г.В.Вейденбаум в своем “Путеводителе по Кавказу” утверждает, что “в этнографическом смысле Тифлис есть и был с отдаленных времен городом армянским. Грузины жили в нем только по служебным обязанностям: это были военачальники и придворные чины, дворяне различных степеней, каждый со своим штатом домашней прислуги. Но они были только временными и случайными обитателями города. Главная оседлость их находилась в родовых вотчинах. Собственно же горожане, или так называемые “мокалаки” (ремесленники и торговцы), были армяне, которые в общей цифре тифлисского населения всегда составляли большинство. Французский путешественник Жозеф Турнефор, оказавшийся в Тифлисе в 1701 году, писал: “Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20 тысяч, из них 14 тысяч армян, 3 тысячи мусульман, 2 тысячи грузин и 500 римских католиков. Последние также состоят из армян, перешедших в католичество. Аббат Иосиф Делапорт, побывавший в Тифлисе в 1768 году, так описывает национальный состав города: “Есть армяне, греки, евреи, турки, персияне, татары, русские и другие, но армян больше всех”.

А вот данные из “Путеводителя по Кавказу” М.Владыкина: “Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, что в 1803 г. в Тифлисе считалось до 2700 домов — только 18 домов принадлежало грузинам, остальные — армянам”.

Согласно переписи, произведенной духовенством в 1821 году, в Тифлисе оказалось дымов: грузинских и русских — 417, армянских — 2951. По данным официальной переписи 1864 года, в Тифлисе числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. “Цифры населения по народностям, — пишут Д.Бакрадзе и И.Бердзенов, — дают, между прочим, следующий вывод: число армян превышает все другие национальности, отдельно взятые”. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Тифлисе проживало 50 тысяч армян. А уже к 1905 году их стало 120 тысяч.

 

ИЗ 17 КАРАВАН-САРАЕВ 14 ПРИНАДЛЕЖАЛО АРМЯНАМ

 

Главным занятием проживавших в Грузии армян было предпринимательство. “Армяне, живущие в Грузии, очень деятельны и предприимчивы. Не только вся торговля края, но и все хозяйственные промыслы, хлебопашество, скотоводство, шелководство, огородничество, садоводство и почти все ремесла находятся в их руках”, — пишет писательница Вера Желиховская. “Торговля тифлисская находится исключительно в руках армян”, — свидетельствуют и другие русские писатели. Советник Российского посольства Александр Негри в дневниках 1816-1817 гг., делясь впечатлениями о столице Грузии, отмечает: “Из двух тысяч находящихся в нем домов едва лишь 150 или 200 грузинских: все остальные принадлежат армянам. Наиболее крупные торговые операции совершают армяне — только среди них и встречаются наиболее зажиточные”. Подробную картину этого явления отражает Ш.Чхетия: “Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю. Подобное положение имело место и в дальнейшем. Так, в 1860 году из 17 караван-сараев 14 принадлежало армянам”.

“Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию, — это уже свидетельства Д.Бакрадзе и И.Бердзенова. — В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие — нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит “горожанин”. Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг Горгасал вызвал во вновь устраиваемую им столицу и, чтобы привязать к ней, предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришельцы, вызванные царицею Тамарою”. “Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и другие”. “Такими же называли себя в конце XVIII и начале XIX вв. тбилисские жители Ипрумовы, Закарбековы, Шармазановы, Амировы, Такоевы, Мнацакановы, Шакар-Меликовы, Ротиновы, Питоевы, Бузгаловы и другие”, — вторит им Ш.Месхиа. Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих местных правах. Во времена, когда из Грузии персидским шахам посылался арбаб, то есть дань девушками и мальчиками, они могли избавляться от нее взносом денежных средств. Мокалаки могли поступать на службу, впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части.

 

“ЛЮБАЯ НАЦИЯ ЗАХОЧЕТ ИМЕТЬ ЛЮДЕЙ, ПОДОБНЫХ ИЗМАИЛЯНЦУ”

 

Вплоть до 1801 года, то есть до вхождения Грузии в состав Российской империи, грузинские цари традиционно назначали почетных граждан-армян меликами и меликами-мамасахлисами. Мелики являлись хранителями ключей от всех пяти ворот города. С конца XVII века мамасахлисами чаще всего оказывались представители рода Бебутовых. Кроме обязанностей по наблюдению за благочестием в городе мамасахлис ведал и городской казной. С приходом в Грузию наместника русского царя городского голову (мэра) стали выбирать. Абсолютное большинство градоначальников, управлявших Тифлисом до 1917 года, были армянами.

21 августа 1840 года первым тифлисским городским головой был избран Иван Измиров (Ованес Измирянц). В последующие годы этот пост занимали С.Хатисов, М.Тер-Грикуров, И.Шадинов, Ф.Придонов, З.Гуласпов, З.Амирагов, И.Мириманов, А.Свечников, С.Сараджев, А.Мананов, В.Аршакуни, С.Абесаломов, С.Мириманов, Е.Придонов, К.Шармазан-Вартанов, И.Арцруни, Н.Аладатов, Д.Туманов, Я.Туманов, А.Матинов, П.Измайлов, Г.Евангулов, Н.Черкезов, А.Хатисов. Многие из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я.Туманове (1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии 2-я мужская гимназия, Нахимовское училище и средняя школа N 25). Самым известным и любимым, несомненно, был Александр Матинян, четыре раза избиравшийся мэром Тифлиса в период с 1879 по 1891 гг. По его поручению были спроектированы здание городской Думы, дворянский земельный дом, построен водопровод. Знаменитая конка с трамвайными путями, мосты, бойня и первый телефон тоже его заслуга; при нем же город впервые совершил ряд крупных займов. А когда после его смерти вскрыли завещание, оказалось, что все свои деньги — более 200 тысяч рублей — Александр Матинян оставил в распоряжение городского управления. Не забудем вспомнить и градоначальника Погоса Измаилянца, также избранного на этот пост четыре раза. Вот что писал о нем Георгий Церетели в журнале “Квали”: “Любая нация захочет иметь людей, подобных Измаилянцу. Человек с такими способностями и энергией, к какой бы нации он ни принадлежал, все равно феномен”. Популярность Измаилянца среди горожан была так велика, что после его кончины городская Дума приняла решение повесить в думском зале его портрет, переименовать бывшую Кирпичную улицу в Измайловскую и установить на его могиле серебряный венок. Нельзя не упомянуть и Александра Хатисянца, бывшего мэром Тифлиса с 1910 по 1917 гг. Прокладка канализации, асфальтирование и газовое освещение улиц — все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря именно ему.

 

ВЕСЕЛЫЕ КИНТО И СЕКРЕТ БУЛАТНОЙ СТАЛИ

 

Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и энергичными кинто, занимавшимися главным образом торговлей вразнос, содержанием духанов, продуктовых лавок, небольших винных погребов и харчевен. Кинто, выделявшиеся своим внешним видом, составляли любопытную прослойку среди тифлисских торговцев, их товары располагались на табахе — деревянном подносе, который они носили на голове. Кинто обычно неистово рекламировали свой товар, громко зазывая к себе покупателей. Их самобытный нрав, проводимые ими кулачные бои пользовались огромной популярностью у населения, и не только армянского.

Галерея славных городских ремесленников была представлена кожевниками-”дабаханщиками”, гончарами, ткачами, портными, ювелирами, “оружейных дел мастерами”, сабельниками. Искусство оружейников-армян пользовалось большим спросом и было известно далеко за пределами Грузии. Самыми известными мастерами сабельных и кинжальных дел были члены семейства Элиазаровых, которые владели секретом особой булатной стали и первыми в России стали выделывать из нее клинки. О качестве изготовляемых ими сабель говорилось так: “При испытании этого булата отсекали одним ударом голову быка или коровы”. Прославленным мастером оружейных и серебряных дел считался также Иосиф Папов, который, будучи участником многих выставок, в 1862 году получил право изображать государственный герб Российской империи на вывеске и своих изделиях.

 

МАНТАШЕВ — САМЫЙ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК ГРУЗИИ

 

Наибольший расцвет экономической жизни Тифлиса и в целом Грузии связан с появлением плеяды крупных армянских капиталистов. И здесь нельзя не упомянуть Манташева — самого богатого человека в Грузии, Арамянца, Мелик-Казарянца, Питоева, Тамамшева. К 1858 году в столице Грузии насчитывалось 71 промышленное предприятие, к 1879 году — 214, большинство из которых принадлежало армянам. Это 2 чугунолитейных завода Карапетова и Яралова, 3 цементных (владельцы Аракелов, Багдасаров, Мнацаканов), 2 кирпичных (Мартиросов, Хангельдянц), маслобойный (Басенцовы), полтора десятка клее-мыловаренных, 5 кожевенных (Адельханов, Вартазарьянц, Заргарьянц, Сумбатов, Басенцовы), минеральных и углекислых фруктовых вод (Мамулов), кишечный (для струн), бумагопрядильная, 2 мебельных предприятия (Костандов, Мириманов), 2 фанерных (Еганов, Егиазаров), 2 бумажных (Микиртумов, Читахов), 4 конфетных (Атовмьян, Гозалов, Придонов, братья Дадамянц), 3 обувных (Адельханов, Парсаданов, Тер-Закаров), 4 табачных (братья Бозарджянц, Сафаров, братья Сейлановы, Энфианджианц), 7 лесопильных (Мириманов), макаронная (Петросовы), красильная и войлочная (Адельханов). Среди них были крупные предприятия, на которых работали сотни, а иногда и тысячи рабочих. Армянам, кроме того, принадлежал и приоритет открытия новых городских предприятий. Г.Мирзоев основал в Тифлисе первую бумагопрядильную фабрику, усилиями Азнаурова, Корганова и Энфианджианца было начато внедрение табаководства с последующим открытием табачной фабрики, Г.Адельханов запустил первый кожевенный завод, И.Таиров и К.Алиханов, первый на Кавказе мыловаренный завод, а П.Придонов и А.Гозалов стали пионерами производства конфет. Некоторые предприятия занимали особо важное место в промышленности Тифлиса как по размаху своего производства, так и по большому спросу выпускаемой ими продукции. К их числу в первую очередь относился кожевенный завод Г.А.Адельханова, ставший крупнейшим поставщиком этого сырья для Кавказского военного округа.

“Кожевенное и войлочное акционерное общество на Кавказе Г.Г.Адельханова” имело капитал в полтора миллиона рублей. В немногочисленный реестр акционерных предприятий также входили нефтепромышленные и торговые общества “А.Н.Милов и А.Н.Таиров”, “Братья Мирзоевы и К”, “И.Е.Питоев и К”, “Кавказское товарищество торговли аптекарскими товарами К.М.Алиханова” и другие.

 

ТИФЛИС — КАВКАЗСКИЙ ПАРИЖ

 

Целый ряд жилых, общественных, промышленных, торговых и религиозных сооружений, принадлежащих армянам, считался вне конкуренции в своей монументальности. Самым большим церковным зданием был Ванкский собор, самым большим домом считался дом Манташева по ул. Гановской (ныне ул. Галактиона), самой большой гостиницей — “Мажестик” (дом Арамянца), самым значительным мостом был Мнацакановский, а самыми крупными в своей области — торговые ряды Манташева и караван-сарай Тамамшева. Старые тифлисцы и сегодня могут назвать имена первых владельцев домов на бывшей Сергиевской (Мачабели) — Маркоса Долуханова, генерала Тер-Гукасова, братьев Маиловых, Александра Манташева. Именно здесь — в Сололаках — в начале прошлого века строилось и селилось богатое армянское купечество. Дома того времени пышностью и качеством не уступают европейскому модерну: амбициозные владельцы заказывали строительство особняков самым лучшим архитекторам города. Трехэтажный особняк братьев Бозарджянц получил специальную архитектурную премию конкурса, организованного тифлисской мэрией, — за лучший фасад. Зодчий Александр Тер-Микелов возвел роскошный отель “Мажестик” (нынешний “Марриотт”) и виллу в итальянском стиле для “икорных королей” братьев Маиловых. А выпускник Петербургского института гражданских инженеров Газарос (Лазарь) Саркисян был автором едва ли не самых блестящих архитектурных сооружений города: Народного театра Зубалова (сейчас театр им. Марджанишвили), здания Офицерского общества, торговых рядов Манташева. Он же построил здание торгового училища (Манташевского), ставшего впоследствии знаменитой 43-й школой. А дом, известный как “Салон Смирновой-Россет”, был дан в приданое внучке Егора Тамамшева Елизавете, вышедшей замуж за М.Смирнова. Как бы ни сложилась судьба армянского Тифлиса, есть дом, который всегда будет напоминать о прошедших годах славы, богатства и расцвета. Это гигантское, раскинувшееся на квартал здание, принадлежавшее купцу первой гильдии Александру Мелик-Азарянцу, которое и до сих пор зовется именем своего первого владельца.

 

МЕЦЕНАТЫ

 

Армянская финансовая элита того времени успешно сочетала предпринимательскую деятельность с благотворительностью, покровительствовала искусству, образованию, театру, строила школы, больницы и синематографы. Состоятельные тифлисские армяне сделали немало не только для своих соотечественников, но и для общего развития и процветания родного города. На средства главного редактора газеты “Мшак” Г.Арцруни в 1879 году на Дворцовой улице (ныне проспект Руставели) было сооружено здание театра, в течение ряда лет называвшегося “Театром Арцруни”. И.Ананов пожертвовал огромные суммы на создание и поддержание местного армянского духовного женского училища “Мариамян-Овнанян”. Крупный промышленник-винодел М.Ананов построил на свои средства дом для глухонемых и детский дом, а деньги, вырученные на выставках, передавал в фонд обездоленных и сирот. Генерал-майор Корганов приобрел водоподъемную паровую машину, которая снабжала водой несколько фонтанов города и орошала Александровский сад — любимое место гуляний тифлисской публики. Торговец Эфендиев завещал свои средства на обучение армянской молодежи. В.Егиазаров являлся попечителем тифлисских тюрем и инициатором открытия больницы при Метехской тюрьме. М.И.Тамамшев подарил городу свою библиотеку из 41 тысячи томов, которая послужила основой при создании Тбилисской публичной библиотеки.

Княгиня Е.Эристави (урожденная Тамамшева) отписала большую сумму на поддержание малоимущих грузинских писателей, вносила пожертвования в общество распространения грамотности среди грузин, на ее деньги ежедневно выдавались бесплатные завтраки в двух учебных заведениях. Княгиня М.Туманова передала городу здание на Авлабаре для устройства бесплатной столовой для бедствующих детей. В 1918 году было организовано Армянское благотворительное общество, которое оказывало помощь сиротским домам и школам Тифлиса, причем не только армянским.

Из семи действующих до революции мостов два имели “армянское” происхождение — Мадатовский, соединявший одноименный остров с правым берегом Куры, и Мнацакановский (на месте нынешнего 300 арагвинцев). К середине XIX века в Тифлисе появляются первые фешенебельные магазины Иосифа Берутчева, “Персидский и кавказский магазин” Г.Ахшарумова и Г.Джанинова и магазины С. и Г.Чарахчиановых, где продавались модные парижские товары. Подобные магазины размещались также в домах Арцруни, Тер-Асатурова, Тамамшева, Харазова и др. Помимо них в дореволюционный период функционировало немало других магазинов различного профиля, как, например, молочные магазины торгового дома Г.Шадинова, вин Б.Ахшарумова, Жигулевского пива фирмы Л.Мамулова, канцелярские И.Тер-Саркисяна, музыкальных инструментов И.Сузанаджяна и другие.

...Тифлис был особый город, где все чувствовали себя дома, и в том числе армяне...

 

Подготовила Нора КАНАНОВА

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 3692
Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru