Analitika.at.ua. Исламские религиозно-политические течения, в том числе салафизм (зачастую называемый термином «ваххабизм»), считающийся наиболее радикальным течением суннитского ислама, проник в Азербайджан в начале 1990-х годов в основном в результате русско-чеченских войн, а также пропагандистской деятельности саудовских миссионеров, постепенно перерастая во внутреннюю угрозу. В последнее время во внутриполитических процессах Азербайджана определенную напряженность вызывает салафитская группировка под названием «Лесные братья».
По своему характеру «Лесные братья» – джамаа, т.е. вид объединения имеющий в исламе значение как общины, так и военной группировки с инфраструктурой и единым предводителем (эмиром). Подобная структура руководствуется концепцией военного джихада, в основу ее идеологии положен принцип создания шариатского государства.
В состав «Лесных братьев» (имеющих северокавказское происхождение) вовлечены чеченцы, афганцы-арабы, дагестанцы и азербайджанцы. Группировка действует в основном в южных районах Дагестана, а также на севере Азербайджана, преимущественно в заселенных лезгинами районах. Члены группировки имеют связи с чеченским и дагестанским джихадским движением. Некоторые из них воевали с полевым командиром лакского происхождения Рабани Халиловым, который был известен как «эмир дагестанского фронта сил сопротивления Кавказа» и с 1999г. воевал в Дагестане под командованием Хаттаба против российской армии (был убит в 2007г.).
Тактика и методология «Лесных братьев» перенята от дагестанских джамаа, которые, в свою очередь, носят влияние афганского джихадского движения и моджахедов. Этот институт, внедренный во время афганской войны американскими и саудовскими спецслужбами, в дальнейшем проявлял себя в Нагорно-Карабахской, Чеченской и Боснийской войнах.
Примечательно, что члены структуры регулярно беспрепятственно проникали на территорию Азербайджана и осуществляли разнородную деятельность. Ключевыми фигурами группировки были лидер дагестанского джамаа лезгинского происхождения, эмир Ильгар Моллачиев (по кличке Абд Aль-Хамид) и его родственник Самир Мехтиев (по кличке Сулейман).
Еще в 2007г. азербайджанские власти в Сумгаите арестовали 17 активистов «Лесных братьев», в том числе одного из лидеров группировки, араба по происхождению, гражданина Саудовской Аравии Наифа Абд Аль-Керима Аль-Бадави (по кличке Абу Джафар). После этого Моллачиев и Мехтиев пытались восстановить деятельность структуры и осуществить в стране террористические действия.
В июле они перешли из Дагестана в Азербайджан, запланировали создать «Сумгаит джамаа» (которая в результате грабежей в Баку должна была добывать оружие и осуществлять военные действия), а также «Губа-Кусар джамаа», которая в горных районах должна была создать военные опорные пункты и арсеналы. Существенную помощь им оказывали также отдельные местные азербайджанцы.
Власти Азербайджана официально заявили, что осуществленный 17 августа 2008г. (в канун президентских выборов в стране) в бакинской суннитской мечети Абу Бакр террористический акт организовали «Лесные братья», точнее – группировка Ильгара Моллачиева. После взрыва мечети, в конце августа, группировка осуществила военные действия уже против правоохранительных органов Азербайджана, в окрестностях села Хезре Кусарского района. Ей удалось отступить – в результате был убит один азербайджанский военнослужащий. Согласно официальной азербайджанской информации, правоохранительные органы вели борьбу с «вооруженными ваххабитскими группировками, стремящимися дестабилизировать ситуацию в регионе и, в результате, создать на Северном и Южном Кавказе исламское государство».
7 сентября силам безопасности России и Азербайджана удалось ликвидировать в Дагестане Моллачиева, после чего азербайджанские власти осуществили массовые аресты «Лесных братьев».
Примечательно, что после убийства Моллачиева и ареста множества членов структуры «Лесные братья» на территории Азербайджана не только не уступили своих позиций, но и расширили свою деятельность. Доказательством сказанному являются очередные военные действия, развернутые на этот раз 10 ноября и в последующие дни в сопредельных с Дагестаном Кусарском и Губинском районах между членами группировки и силами обороны Азербайджана. 11 ноября пресс-служба МВД Азербайджана опровергла информацию об этих стычках, связывая передвижение внутренних войск в северном районе республики с очередными учениями. Однако 10 ноября азербайджанское агентство APA уже сообщило, что 9 ноября азербайджанские внутренние войска в поисках боеприпасов продвигаются к Кусарскому и Губинскому горным и лесным районам. Имеющиеся данные дают основание полагать, что боевикам удалось на протяжении нескольких дней оказать сопротивление азербайджанским внутренним войскам. Из материалов, нашедших место в прессе, становится ясно, что бакинские власти переместили в зону военных действий тяжелую боевую технику. Не исключается, что боевиков было не так уж мало. По всей вероятности, они, оказывая сопротивление азербайджанской армии, хотели осуществить демонстративную военную акцию, поскольку главари группировки вряд ли были уверены в том, что смогут добиться какой-либо серьезной цели.
По всей видимости, деятельность «Лесных братьев» в Азербайджане связана с лезгинским фактором. Известно, что лезгины являются одним из древнейших народов Кавказской Албании и разделены на два сектора. Часть из них проживает в Дагестане, а другая – в северных и северо-западных районах Азербайджана1. Лезгины проповедуют суннитское течение ислама, проживают в основном в Кусаре, Хачмазе, Губе, Закатале, Исмаиле, а также в окрестностях Баку. В Кусарском районе лезгины составляют 90-95% населения.
Несмотря на то, что азербайджанским властям (в частности, при Гейдаре Алиеве) удалось с течением времени нейтрализовать лезгинское националистическое движение и считавшуюся его лидером организацию «Садвал» (которая с 1990-х годов вела борьбу сперва за создание лезгинских автономий на территориях Дагестана и Азербайджана, а позже – за создание независимого государства Лезгистан), однако лезгинская политическая повестка не потеряла свою актуальность по сей день. Примечательно, что с течением времени в лезгинском национальном процессе определенное значение начала приобретать новая составляющая – ислам. Еще в 1990-х в лезгинских кругах большое распространение получили исламские религиозно-политические идеи. В результате, на лезгинских национальных территориях часть населения стала активной исповедовать суннизм. Лезгинская молодежь начала вступать в различные джамаа, действовавшие в Чечне и Дагестане.
Азербайджанские власти продолжают видеть решение лезгинского вопроса в силовых методах. Доказательством сказанному служит факт производимых время от времени в лезгинских районах арестов религиозных деятелей, журналистов, представителей молодежных организаций и интеллигенции. Лезгинские общественно-политические деятели, как правило, обвиняют азербайджанские власти в непреодолимых трудностях, связанных с изучением родного языка, и в наличии множества социальных проблем в лезгинских районах. В этом плане представляет интерес сделанное в июне 2008г. лезгинами, аварами и цахурами заявление под заглавием «Против азербайджанского государственного фашизма» (в заявление общая численность лезгин, аваров и цахуров в Азербайджане представлена цифрой один миллион). В заявлении проживающие в Азербайджане нацменьшинства предупреждают международную общественность об угрозе этнической чистки и насильственной депортации. В качестве доказательства приводится факт насильственной отправки на фронт десятков тысяч лезгин, аваров и цахуров во время военной агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха.
Недовольство властями Азербайджана обусловлено также тем обстоятельством, что лезгины, в отличие от азербайджанцев-шиитов, в основном являются последователями суннитского ислама. Не случайно, что суннитским религиозно-политическим силам, имеющим традиционно сдержанное отношение к шиитам, удается завоевывать симпатии именно в этих районах. По словам сотрудника Швейцарского информационно-аналитического центра (ISN) (занимающегося вопросами безопасности и международных отношений) Карла Рахдера, неслучайно, что чеченцы и дагестанцы, избегающие преследований российской армии, в северных районах Азербайджана «чувствуют себя как дома». Они находят аудиторию в суннитских мечетях Губы и Закаталы. Именно в этих районах время от времени находят оружие или регистрируют столкновения с полицией.
Не случайно, что «Лесные братья» запланировали создать военные лагеря именно в лезгинских районах. Не исключается, что Моллачиев хотел, чтобы эта группировка стала самостоятельным джамаа и втянула в движение сопротивления Северного Кавказа лезгин, которые смогли бы направить свою деятельность против Баку и быть последовательными в решении лезгинских проблем.
Религиозные и этнические составляющие в вызовах Азербайджану делают его крайне уязвимым. Отдельные данные свидетельствуют, что исламский религиозный радикализм проник также в азербайджанскую армию, доказательством чему было раскрытие запланированных осенью 2007г. против посольств США и Великобритании в Азербайджане террористических актов, которые пыталась осуществить ваххабитская группировка в лице лейтенанта министерства обороны К. Асадова, спрятавшего похищенное оружие и боеприпасы в заселенном лезгинами Исмаильском районе.
Активизация религиозного и этнического фактора во внутриполитических процессах Азербайджана может быть обусловлена также внешними воздействиями. В этом могут быть заинтересованы все геополитические акторы региона. Некоторые могут заключить, что активизация исламских религиозно-политических течений в Азербайджане является инициативой России. Считается также, что Россия использует лезгинский фактор в своей кавказской политике. Не исключается, что Россия, делая Азербайджан уязвимым, стремится иметь контроль над энергетическими ресурсами региона. То, что боевики «Лесных братьев» смогли беспрепятственно проникнуть в Азербайджан, говорит о том, что, с одной стороны, российские пограничники и спецслужбы закрыли на это глаза. С другой стороны, нельзя исключать, что перед Россией, в свою очередь, поставлена задача контролировать деятельность салафитских структур в Дагестане и российско-азербайджанскую границу, несмотря на то, что в 1996г. была достигнута договоренность с Азербайджаном по обоюдному укреплению границ, закрепленная соответствующим договором.
Активизацию исламского фактора в Азербайджане можно рассматривать и как стремление дестабилизировать район посредством исламских религиозно-политических структур и ослабить позиции России, имеющей там широкое влияние, чего и добивается Запад.
В то же время, тот факт, что это только один из множества связанных с «Лесными братьями» случаев за последние годы, говорит о том, что исламский радикализм становится составляющей повестки безопасности Азербайджана, и не исключено, что в ближайшее время в этом направлении будут новые развития.
1Согласно официальным данным, лезгины составляют 2-2.5% населения Азербайджана. По данным переписи за 1999г., их число составляло 178.000 человек. По лезгинским источникам, в Азербайджане проживают 500.000-700.000 лезгин. Азербайджанский исследователь Ариф Юнусов считает, что число лезгин в Азербайджане составляет 250.000-260.000 человек. Согласно докладу Комиссии ООН по правам человека (UNHCHR) за 2006г. (Minorities in the North Caucasus), в окрестностях Баку лезгинское население составляет 15%, а в Баку действует старая лезгинская мечеть.
Аракс Пашаян
noravank.am |