Пятница, 29.11.2024, 05:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Январь » 22 » Армянство Азербайджана, геноцид и политика
Армянство Азербайджана, геноцид и политика
14:43
Analitika.at.ua. Конъюнктурные игры вокруг этого крайне опасны, заявил в интервью “РА” карьерный дипломат, экс-глава МИД НКР, бывший кандидат в президенты Армении Арман МЕЛИКЯН

  

-В эти дни исполнилось 19 лет со дня армянских погромов в Баку. С 13 по 19 января 1990г. в столице Азербайджанской ССР происходило массовое уничтожение людей по национальному признаку, подпадающее под классификацию геноцида. Какова Ваша оценка тех событий?

 

- Между армянскими погромами в Баку и в Сумгаите - промежуток в два года. Мы чаще вспоминаем о Сумгаите, хотя резня армян в Баку была более масштабной, гораздо лучше спланированной, а жертвами этих погромов стали не десятки, а десятки тысяч людей. В этом смысле бакинские события стали апогеем проявления армянофобии в Азербайджане. Люди бежали в чем и как попало. Сотни погибли, тысячи были изувечены и практически все получили психологические травмы, которые не вылечили до сих пор. По сути, речь идет о 200-300 тысячах армян, которые в январские дни 1990г. кто как мог бежал из этого кровавого города.

 

Несомненно, это был спланированный геноцид, насильственная акция, направленная против людей по национально-религиозному признаку. Что бы ни говорили по поводу того, что Баку был интернациональным городом, после того, как там стало превалировать азербайджанское население, говорить об интернационализме стало неуместно, ибо поднявший голову азербайджанский национализм привел к уничтожению самого понимания интернационализма, существовавшего в тот период, когда русские, евреи, армяне, лезгины, другие национальности, азербайджанцы рассматривали этот город как общий дом, а не как столицу одной нации. Этнические чистки в Азербайджане сегодня продолжаются в отношении других наций. Все проживающие сегодня в Азербайджане нацменьшинства имеют тенденцию к уменьшению в численности, а их количество с момента образования Аз. ССР и по сей день сократилось очень значительно.

 

С сожалением должен констатировать, что армяне и в Азербайджане, и в Армении, и в Карабахе не были готовы к такому повороту в истории СССР, в истории своего народа. События 1988г., коллапс СССР застали их врасплох и умножили жертвы - к геноциду 1915г. добавив геноцид 1988-90гг. Мы не были готовы и к тому, что в Армению и в Карабах пойдет такой поток беженцев. К сожалению, лидеры Карабахского движения и в Ереване, и в Степанакерте, по сути, сняли с себя ответственность за судьбу азербайджанского армянства. Если говорить о конце 1980-90гг., может, это в какой-то степени было понятно. Но то, что они сняли с себя ответственность за их судьбу и в дальнейшем, уже непростительно как с гуманной, так и с политической и экономической точек зрения. В этом смысле, увы, в Армении и в Карабахе отсутствует политика по беженцам-армянам из Азербайджана. Единственное, что сделали власти и общество в Армении, - дали возможность людям, попавшим сюда после азербайджанского кошмара, обрести новое место для построения своей будущей жизни. Но многие просто не смогли здесь интегрироваться: и языковой барьер, и специфика постсоветской экономики, и вообще отношение к новоприбывшим создало достаточно агрессивную среду, в которой азербайджанское армянство либо приживается с большим трудом, либо не приживается и покидает страну.

 

- Политическая и юридическая оценка армянским погромам Баку, да и во всем Азербайджане так не была дана ни международным сообществом, ни Арменией. Спустя два десятилетия парламентская оппозиционная партия “Наследие” решила выступить с инициативой о признании этих событий геноцидом. Не поздно ли?

 

- В Азербайджане, несомненно, был геноцид. Но так же несомненно, что был геноцид армян и в Османской Турции. Уж если мы говорим о геноциде армян, где бы он ни происходил, то по этому вопросу нужно иметь единую политику. В этом плане будет странно, если будет поставлен вопрос о геноциде в Азербайджане и не будет поднят вопрос о геноциде в Турции. Я понимаю, что могут быть какие-то политические аргументы, которые будут говорить против того, чтобы мы сегодня поднимали вопрос о геноциде армян в Турции. Но, если мы исходим из политических соображений, не нужно поднимать и вопрос о геноциде в Азербайджане. А если мы исходим из соображений нравственных, тогда нужно поднимать вопрос о признании геноцида армян как в Турции, так и в Азербайджане. Нет никакого государственного акта о признании Арменией геноцида армян в Османской Турции.

 

Признание геноцида в какой бы то ни было стране в отношении какого-либо народа или группы людей влечет за собой определенные правовые последствия как для страны, признающей геноцид, так и для страны, в которой он произошел. Если признается геноцид в Азербайджане, то Армения, как подписант международных конвенций, в том числе по предотвращению геноцида и т.д., должна будет предпринимать определенные шаги в правовой плоскости на международной арене, обращаться в международные инстанции, суды, требовать справедливости, компенсации... Если мы будем делать это в отношении Азербайджана, почему мы не делаем этого в отношении Турции? В этом смысле у нас не было и нет политики.

 

Все разовые акции, которые те или иные политические силы инициируют, к политике не имеют никакого отношения. Это имиджевые процессы, которые инициируются, исходя из меркантильных соображений. Они не предполагают наличия политики, целей, путей достижения этих целей. Я не хочу, чтобы мы продолжали пускать мыльные пузыри.

 

Кстати, то же самое было и по вопросу признания Арменией независимости Карабаха. Аналогичная инициатива. Она не прошла и была на тот момент опасна, ибо не была подкреплена какой-либо вразумительной политикой. То же - по вопросу о геноциде. Все это взаимосвязано. Вопрос признания геноцида неизбежно приведет к вопросу о различных территориях, которые по разным международным договорам оказались как в границах Турции, так и в границах Азербайджана. Это очень серьезный вопрос. И все игры, которые связаны с этим, непродуманны, конъюнктурны, и потому - опасны. Надо выработать собственную политику и проводить ее, а не думать о том, как покрасоваться перед нашим и так уже измочаленным, замордованным обществом.

 

- Получается, что в течение многих лет власти Армении и Карабаха либо не несли никакой ответственности за беженцев-армян из Азербайджана, либо несли ее неполноценно. Как можно изменить ситуацию в этом смысле?

 

- До сих пор тема беженцев-армян была запущена. И разговоры о геноциде армян в Азербайджане, конечно, актуальны. Геноцид был. Но ответственность в отношении азербайджанского армянства государства должны нести на государственном уровне, в виде государственной политики. В Азербайджане стали беженцами более полумиллиона армян. В составе Аз. ССР была Нагорно-Карабахская Автономная область, которая имела вполне определенный государственный статус и, по сути, представляла собой зачаточное состояние права армян Азербайджана на собственную государственность. Азербайджан создавался как союз армян и мусульман, не азербайджанцев, не татар даже, а мусульман. И создание НКАО, пусть даже в усеченных границах, все же являлось свидетельством наличия у армян права на свою государственность. Т.е. пока существовал союз армян и мусульман, она могла быть в виде Советского Азербайджана. Но с прекращением существования этого союза армяне, причем армяне на территории всего Азербайджана, а не только проживающие на территории Карабаха, вполне имели право организовать собственную государственность в полном масштабе. Что и было сделано.

 

По моему глубокому убеждению, первым государственным актом должно стать принятие закона Нагорно-Карабахской Республики о гражданстве НКР с тем, чтобы он очень четко описывал ответственность Арцахского государства в отношении всего армянства Азербайджана. Таким образом, НКР, с одной стороны, сможет приобрести сотни тысяч новых граждан, с другой - всем станет ясно, какое государство, в первую очередь, заинтересовано в том, чтобы права азербайджанского армянства были защищены, и готово само их защищать.

 

- В конце прошлого года карабахский парламент начал обсуждение законопроекта о гражданстве НКР...

 

- С сожалением должен констатировать, что в обращение был запущен законопроект, во многом копирующий очень несовершенный закон о гражданстве Армении и совершенно не соответствующий тем параметрам, о которых я говорил. Совершенно непонятно, а нужно ли НКР какое-то количество новых граждан, нужно ли новое качество в этом смысле. Очевидно, что таким образом НКР отгораживается от всего, что произошло в Азербайджане в отношении армян, начиная с 1988г. Тогда как в этом законе обязательно должно проявиться особое отношение ко всему азербайджанскому армянству. Этого нет. Нет вообще политики по гражданству.

 

Принимая закон о гражданстве, государства обычно исходят из следующего: достаточно ли имеющееся количество граждан, нужно ли им иметь новых граждан, появление которых так или иначе может оказать существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Есть государства, которые поощряют иммиграцию - Канада, США, Австралия, с недавних пор и Россия. Им необходимы трудовые мигранты. Это - политика в данной области!

 

Очевидно, что для Карабаха было бы очень существенно через институт двойного гражданства приобрести множество новых граждан в лице азербайджанского армянства. По большому счету, этим людям от Карабаха ничего не нужно, кроме моральной поддержки. Они могли бы сами многое сделать для Карабаха во всех сферах. Но законопроект содержит положения, которые, по сути, ограничивают возможность людей, уже имеющих какое-то гражданство, принимать гражданство НКР. НКР рассматривает всех своих граждан исключительно как граждан НКР, не считается с тем, что эти же люди могут быть гражданами, к примеру, России, и в соответствии с законом о воинской повинности должны проходить службу в двух государствах, что абсурдно. Такие вопросы обычно решаются двусторонними договорами. В случае с Карабахом это пока невозможно. А это означает, что многие, либо уже прошедшие службу в армии в других странах, либо собирающиеся проходить, откажутся от самой мысли о гражданстве НКР, дабы не нести воинскую повинность и здесь. Это самый яркий пример.

 

Анализ самого законопроекта я, видимо, предложу вниманию читателей позже. Но уже сегодня видно, что он не содержит политики, это необдуманная калька, и вреда от него, если он будет принят в таком виде, будет больше, чем пользы. Но при толковом отношении к делу тот же закон может сослужить хорошую службу и в плане выработки соответствующей политики по беженцам, и в плане привязки самих беженцев к НКР и к Армении вообще.

 

Гаянэ МОВСЕСЯН

РА

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 814
Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru