Analitika.at.ua. Несмотря на известные трудности, связанные с мировым кризисом и сопутствующим ему падением цен и спроса на основные предметы армянского экспорта — медь, молибден и продукцию химических предприятий, валовой внутренний продукт (ВВП) республики в прошлом году вырос, составив около 3 триллионов 650 миллиардов драмов, или 12 миллиардов долларов.
Получается, что в расчете на душу населения мы произвели товаров и услуг приблизительно на 3,5 тысячи долларов, что ставит Армению в ряд среднеразвитых стран. Тем не менее рост ВВП более чем вдвое уступил показателям 2007 года, когда он составил 14 процентов. Радует, правда, что почти на 18 процентов выросла средняя зарплата, которая, увы, продолжает оставаться более чем скромной, едва превышая 91 тысячу драмов. Нынешний рост — наиболее скромный с 2001 года, он на 3 процента ниже бюджетного плана. Сократился экспорт, зато импорт продолжал расти, в результате чего выросло и отрицательное торговое сальдо республики. Любопытно. Что при всем том нашим основным торговым партнером оставался Евросоюз, на долю которого пришлось более трети внешнеторгового оборота страны. На втором месте по этому показателю — государства СНГ (почти 30 процентов), а Россия (хотя и она — член СНГ, но в нашей статслужбе проходит отдельной строкой) — на третьем месте с 19 процентами.
Итак, влияние кризиса отрицать бессмысленно. Важно понять, что нас ожидает в ближайшем будущем.
Предполагается, что валовой продукт в наступившем году вырастет приблизительно на 7 процентов, а инфляция при этом на выйдет за рамки 4-х процентов. Так во всяком случае обещает глава Центробанка Артур Джавадян. И напоминает, что это станет прогрессом по отношению к году минувшему, когда инфляция, несмотря на усилия монетарных властей, все же перевалила за 5 процентов. Говоря на волнующую всех тему — ситуацию на валютном рынке, г-н Джавадян признался, что Центробанк влияет на курс национальной валюты.
Впрочем, это и без того очевидно. Стабильность курса драма в отношении доллара основана на миллионных интервенциях, проводимых ЦБ в ходе ежедневных биржевых торгов. О чем можно судить по сводкам о ежедневных объемах купли и продажи валюты на бирже. Эти объемы нередко превышают 10 миллионов долларов, что и свидетельствует о вмешательстве ЦБ. Ибо, как сказал глава Центробанка, “воздействие мирового финансового кризиса на армянский рынок достаточно сильное”, поэтому вмешательство в процесс формирования валютных курсов неизбежно и вызвано соображениями сохранения финансовой стабильности. Напомним, однако, что по этому вопросу имеются и другие мнения. В частности, руководитель аналитического центра “Политэкономия” Андраник Теванян утверждает, что “на рынок было выброшено около 70 млн драмов, дабы удержать курс доллара в рамках 303-305 драмов. Фактически получается, что из-за высокого курса драма несут убытки местные производители, в особенности экспортеры”. Результатами политики высокого курса драма, по Теваняну, будет снижение внешних резервов и рост отрицательного торгового сальдо. В конце концов, говорит он, если выяснится, что мы не в состоянии содержать драм, он девальвируется быстрыми темпами. Центробанк, считает А.Теванян, обязан способствовать переходу к дешевому драму. Однако позицию ЦБ можно понять, так как резкие изменения курса нацвалюты могут привести к панике среди населения, считает независимый эксперт Татул Манасерян. По его мнению, плавное падение курса драма и укрепление позиции доллара просто необходимо и ЦБ должен вести правильную работу, включая и агитационную.
Здесь важно указать, что Артур Джавадян назвал вмешательство возглавляемого им ведомства в формирование соотношений валют “временным”, однако конкретных сроков — когда оно прекратится — не назвал. Надо думать, это во многом будет зависеть от объемов зарубежных инвестиций, займов и частных трансфертов.
Мариэтта МАЛУМЯН
НВ |