Analitika.at.ua. На вчерашней встрече с журналистами глава внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян, касаясь недавнего визита в Ереван содокладчиков Мониторинговой комиссии ПАСЕ, выразил надежду, что в итоге проведенных в Армении встреч Прескотт и Коломбье прониклись определенным пониманием к ситуации в Армении. А потому, на его взгляд, не следует излишне нагнетать и драматизировать ситуацию — Армения с европейскими структурами как работала, так и будет работать и постарается сделать все возможное для смягчения последствий, возникших в результате поствыборных реалий.
Намеки министра на некое “понимание” не единственная утечка информации после визита содокладчиков, отказавшихся, как известно, от каких-либо публичных оценок. Отказывались от каких-либо подробностей и отечественные депутаты и официальные лица, ограничиваясь прозаическим “поживем — увидим”. Однако проявляемые оппозицией признаки беспокойства свидетельствовали о том, что какие-то подвижки в “понимании” ситуации все-таки были достигнуты. Для начала стали муссироваться слухи о том, что в ходе визита содокладчики пришли к компромиссу с властями о том, чтобы продлить срок выполнения Арменией требований резолюций ПАСЕ до апреля текущего года.
Потом заговорил глава временной парламентской комиссии по расследованию событий 1-2 марта Самвел Никоян, который заявил в прессе, что временная парламентская комиссия по изучению событий 1-2 марта в Ереване намерена в своем окончательном докладе коснуться вопроса изменения 300-й статьи УК Армении (“узурпация власти”) и что об этом шла речь во время встречи с Прескоттом и Коломбье. Напомним, что именно по первому пункту этой статьи выдвинуто основное обвинение подсудимым по делу семи. Кроме этого, их обвиняют по третьему пункту статьи 225 (“организация массовых беспорядков, сопряженных с убийствами”).
По словам Никояна, необходимо изменить формулировку 300-й статьи, с тем чтобы четко разграничить уголовно наказуемые преступления и действия по политическим мотивам. Кстати, речь, похоже, идет не только о 300-й, но и о 225-й статье, и первоначально идея их изменения принадлежит комиссару СЕ по правам человека Томасу Хаммарбергу, обратившему внимание на возможность широкой трактовки описываемых в этих статьях действий. Отметим, что в тексте 300-й статьи говорится о действиях, направленных на насильственный захват государственной власти и на насильственное свержение конституционного строя, а 225-я описывает организацию всех видов массовых беспорядков и их последствий. Объяснить, как именно подобные действия перестанут считаться уголовно наказуемым преступлением, как они могут быть выведены из Уголовного кодекса или дифференцированы по признаку политической мотивации, затрудняются даже специалисты по уголовному праву. Впрочем, к вопросам юридической казуистики будет еще возможность обратиться подробнее, в случае если будет предпринята редакция упомянутых статей. Заметим лишь, что Венецианская комиссия, где в свое время (в 2003 году) проходил экспертизу отечественный УК, дала положительное заключение и не имела ничего против этих статей. А теперь вдруг выяснилось, что нет предела совершенству в плане евростандартов.
Как следует из комментариев, которые уже дали в прессе министр юстиции Геворк Даниелян и глава государственно-правовой комиссии НС Давид Арутюнян, вопрос редакции указанных статей действительно обсуждался, и, судя по всему, она будет предпринята в самое ближайшее время с началом работы НС. Известно также, что в случае принятия смягченной редакции, она, согласно закону, распространится также на подсудимых по делу семи вплоть до того, что с последних на вполне правовых основаниях может быть снято обвинение. Правда, двум из них предъявлено также дополнительное обвинение по другим статьям: Мяснику Малхасяну — руководство сопротивлением полиции и Сасуну Микаэляну — незаконное ношение оружия, но в целом благотворное влияние на подсудимых планируемых изменений в УК очевидно.
Очевидно также и то, что именно это обстоятельство пробудило понимание у содокладчиков. Ведь, по сути, смягчение редакции статей, по которым предъявлено обвинение подсудимым, которых ПАСЕ называет “политзаключенными”, в конце концов приведет к тому же результату, который прописан в резолюциях 1609 и 1620. Налицо готовность власти проявить политическую волю, но не путем сиюминутной без суда и следствия амнистии, а через систему правосудия. А значит, есть надежда, что Мониторинговая комиссия пересмотрит свое решение о применении санкций.
Удовлетворена ли такой перспективой оппозиция? Как и следовало ожидать, нет. Традиционный вердикт радикалов — Европу пытаются обвести вокруг пальца — озвучил вчера Левон Зурабян, который будет откомандирован в ближайшие дни в Страсбург с благородной миссией — открыть глаза Европе.
При этом представитель АНК уверяет, что они вовсе не хотят, чтобы в ПАСЕ Армению лишили голоса, а хотят лишь, чтобы их сторонники были освобождены. Неуклюжее, заметим, объяснение на фоне очевидного стремления дожать ситуацию “до победного конца”. Ведь в Страсбург радикалы засобирались не на прогулку, а с разоблачениями о том, что власти якобы не предприняли никаких шагов по реализации резолюций ПАСЕ. И наверняка отдают себе отчет в том, что из этого последует для страны.
Представитель “Наследия” Вардан Хачатрян, выступая вчера в одном из пресс-клубов, оценил вероятность лишения голоса в ПАСЕ на 90%, заметив при этом, что “можно только представить, какую волну поднимет там азербайджанская делегация, добиваясь, чтобы это произошло”. Заметим, что сказал это отнюдь не коалиционный депутат, а оппозиционный, хорошо осведомленный о том, с какой целью едут в Страсбург их друзья из АНК. Комментарии, полагаем излишни, хотя так и подмывает сказать, что на подмогу делегации из “дружественной” страны.
Левон Зурабян, кстати, поведал и о том, чем закончилось накануне общение Левона Тер-Петросяна с еврокомиссаром Бенитой Ферреро-Вальднер. Напомним, что она акцентировала необходимость налаживания диалога власть — оппозиция, обратившись к обеим сторонам с призывом совместно найти выход из ситуации. В АНК выход уже нашли в виде очередного ультиматума, который озвучил вчера Левон Зурабян, заверяя журналистов о готовности Конгресса к диалогу.
“Мы требуем, чтобы власти прекратили репрессивную политику, освободили заключенных, после чего, начав диалог с оппозицией, вместе нашли пути оздоровления политической системы и восстановления демократии в Армении”, — сказано в заявлении принятом АНК...
Тамара ОВНАТАНЯН
НВ |