Analitika.at.ua. Джиграшен, Джграшени Сурб Аветяц - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - однокупольный храм, располагавшийся в начале улицы Армянский базар (ныне Леселидзе) во втором квартале от нынешней площади Свободы.
Старший священник храма в начале XIX века - Тер-Симеон - в своей докладной записке, датированной 1815 годом, датой основания называет 1654 год, когда на средства будущего настоятеля Тер-Парсадана Моинова началось строительство новой церкви, названной впоследствии Джиграшеном. Место под строительство храма было предоставлено тифлисскими мокалаками Пиргулянами и Тер-Даниелянами. Первоначально были возведены стены «в два человеческих роста», затем, из-за нехватки средств, строительство приостановили. При ктиторстве князя Акобджана Аматунова, благодаря средствам, полученным от жителя Гори Бежанбека к 1729 году удалось завершить строительство храма. Уже в 1763 году в «Джамбре» католикоса Симеона Ереванци он упоминается в числе основных армянских храмов Тифлиса.
В 1777 году по велению Иованнеса Аматуни старое, к этому времени разваливающееся здание, было снесено, а на его месте началось строительство новой церкви. С западного фасада строящийся храм был расширен. Строительство завершилось к 1785 году и обошлось в 1700 туманов.
Северным фасадом - с продольной стороны - церковь смотрела на улицу Армянский базар, чуть отступив вовнутрь двора. Восточный - торцевой фасад - выходил на Угольную улицу. Джиграшен был однокупольным прямоугольным (24,0 x 14,6 м) сооружением с колокольней. Высота его купольной части составляла около 22 метров, высота здания в коньке - около 14 метров. Подкупольный барабан диаметром 8 метров представлял собой двенадцатигранную призму.
Известно, что в 50-80-е годы XIX века старшим священником церкви был внук Саят-Новы Мовсес Саядянц.
Джиграшен - сложное название явно армянского происхождения. Дословно это словосочетание можно перевести так: «джигра» - назло и «шен» - строение, то есть «строение чему-то назло». У церкви имелось и другое название - церковь «Раздора». На первый взгляд это странное название вызывает недоумение, поскольку противоречит всем известному факту, что Тифлис того времени отличался большой веротерпимостью. Существует несколько версий возникновения столь загадочного имени. К слову сказать, аналогичное название встречается и у одной из ахпатских церквей, Джиграшеном, также, называется село в северной части армянского Джавахка.
Армянское, как и православное, духовенство всегда было настроено крайне отрицательно к активной миссионерской деятельности католической церкви и постоянно боролось против нее, находя при этом поддержку сначала у грузинских царей, а позднее и у российских властей на Кавказе. Представители прошлых поколений горожан считали «яблоком раздора» католический костел Успения Святой Богородицы, который находился совсем рядом с Джиграшеном, лишь вход в него располагался с другой улицы. Утверждалось, что Джиграшен будто бы умышленно был построен рядом, словно «назло» костелу. В действительности же речь идет не о костеле Успения Богородицы, а о предшествовавшей ему католической церкви, которая располагалась дальше по улице с другой ее стороны. В 1755 году католические миссионеры на некоторое время были изгнаны из города, а их костел превращен в грузинскую православную церковь, которая позже вообще была ликвидирована. Новый костел освятили в 1844 году, однако вскоре миссионеры ордена капуцинов были вновь изгнаны из Тифлиса.
Согласно другой версии, название церкви объясняется причинами строительства: ктитор, якобы, приступил к работам «назло» своим соотечественникам, не позволившим осуществить такое строительство в его родном крае. Также существует предположение, что в названии Джиграшен отражено первоначальное место жительства строителей этого храма.
В советское время при полном отсутствии внимания и своевременных ремонтных работ, при использовании не по назначению, сильно поврежденная, с катастрофическими деформациями, церковь находилась в аварийном состоянии. В 1948 году как «не представляющая архитектурно-художественной ценности», церковь была ликвидирована. После нескольких неудачных попыток подрыва она была разобрана по кирпичу, обследована с инженерной точки зрения (материалы, конструкции, антисейсмические мероприятия и т. д.). Результатом этих исследований стала работа Д. Мшвениерадзе «Некоторые вопросы строительного искусства в древней Грузии» (изд-во «Техникада шлома», Тбилиси, 1949). Некоторые фрагменты убранства храма, в том числе церквный колокол, благодаря самопожертвованию местных армян, удалось спасти, перенеся во двор армянской церкви Сурб Геворг. После ликвидации Джиграшена эта территория пустовала вплоть до начала строительства тбилисского метрополитена. В начале 50-х годов ХХ века здесь было построено невзрачное двухэтажное здание барачного типа - душевые для строителей подземки со встроенной котельной и массивной дымовой трубой. Впоследствии здание использовалось под административные нужды: в нем располагались различные учреждения, в том числе - прокуратура Кировского района.
В последние 20 лет из средств массовой информации мы регулярно узнаем об очередных фактах разрушения, произвола, завладения или переделки в отношении какого-либо из армянских исторических памятников на территории соседней Грузии. Но, говоря о Джиграшене, придется упомянуть и о неприглядных деяниях, совершенных «своими» - армянскими - дельцами от веры. Известно, что в 90-е годы минувшего столетия в тбилисском квартале Нарикала шло строительство православной церкви, спонсором которого являлся бывший министр внутренних дел Грузии г-н Роман Гвенцадзе. 22 февраля 1997 года Гвенцадзе появился в армянской церкви Сурб Геворг, встретился со святейшим главой армянской епархии в Грузии. Позже выяснилось, что при посредничестве небезызвестного Вана Байбурта и участии тикин Рузанны, грузинской стороне был передан (читай – продан!) спасенный в свое время колокол XVIII века с колокольни разрушенной армянской церкви Джиграшен. Разразился грандиозный скандал, результатом которого стало публичное выступление святейшего архиепископа Геворга Серардаряна, в котором он отметил, что «люди от безделья клевещут» на него и его друзей, тогда как он «все усилия употребляет для укрепления вековой армяно-грузинской дружбы», и в знак этой самой дружбы, никому не нужный, брошенный в углу треснувший колокол, взял и подарил братской христианской церкви.
А как же люди? Как же те бескорыстные энтузиасты-армяне, которые, порою с риском для собственной жизни, находили в руинах, спасали, переносили в безопасное место все эти хачкары, фрагменты орнаментов, кресты, колокола, дабы хоть что-то из армянского культурного наследия в этой неблагодарной стране сохранилось для будущих поколений?..
Да кто их, собственно, спрашивал…
Продолжение следует... mitq.org со ссылкой на http://pandukht.livejournal.com/12996.html#cutid1 |