Analitika.at.ua. Историческая провинция Самцхе составляет часть современного армянского региона Самцхе-Джавахк-Цалка (в целом Джавахк). Название «Самцхе», что на грузинском языке означает «Страна месхов», происходит от имени когда-то проживавшего и в дальнейшем исчезнувшего из этих мест месхетинского народа. Отсюда другое название провинции – «Месхетия». Происхождение, самобытность и кончина месхов еще нуждаются в серьезном исследовании. От этого имени происходит также название «турки-месхетинцы», носители которого получили данное наименование в результате сочетания мусульманской веры и этого географического названия. У некоторых авторов провинция под названиями «Самцихе» и «Самцхе» связывается/отождествляется с Ахалцхой, как: 1. крепость в области Гугарк Великой Армении, 2. княжество в Грузии, 3. губерния (пашалык, вилайет, княжество), 4. провинция в Тифлисской губернии, 5. административный район в Республике Грузия.
По данным переписи, проведенной в Грузии в 2002 г. (к которым нужно подходить с большими оговорками), в четырех муниципалитетах вышеупомянутой провинции-региона (в бывших Адигенском, Ахалцихском, Боржомском и Аспиндзском (Аспиндза была преобразована в поселок городского типа 16 сентября 1961 г., когда был также образован одноименный административный район) районах) в общей сложности проживало около 23.000 армян (в Адигенском районе - 698, Ахалцихском – 16.879, Боржомском - 3.124 и Аспиндзском – 2273 армян).
Вследствие шагов Грузии, направленных на изменение и искажение демографической картины, численность армян региона Самцхе-Ахалцха, отличавшихся высоким показателем рождаемости, за 111 лет, в период с 1891-го по 2002-ой гг., увеличилась всего на 7355 человек, с 12.495 достигнув показателя 19.850. Если даже полностью признать цифру 782 в качестве показателя числа грузин в 1891 г., хотя в этот показатель было включено немалое число русских, то за те же 111 лет численность грузинского населения (среди которого в естественном росте практически не наблюдается положительных тенденций) каким-то образом увеличилась на 58.222, составив в 2002 г. 59.004 человек...
Добавим также одно очень важное обстоятельство: нынешний Самцхе, согласно правовому статусу и в административно-территориальном плане, входит в созданную в 1994 году губернию Самцхе-Джавахк и охватывает 4 муниципалитета (бывшие районы) – Адигенский, Ахалцихский, Боржомский и Аспиндзский. Исходя из этого, сегодня на территории Самцхе проживают в общей сложности 112.318 человек, из них грузин – 86.305, армян – 22.974, остальные – представители других национальностей (русские, азербайджанцы, украинцы, греки, езиды). Эти цифры, демонстрирующие демографическое соотношение, являются окончательными показателями, которые и представляются международному сообществу.
Не лишним считаем и в этот раз продемонстрировать тот демографический процесс, который прошел в Самцхе-Ахалцхе: за 111 лет число армян в Самцхе-Ахалцхе увеличилось на 10.479, с 12.495 поднявшись до 22.974 (около 23.000), число грузин за 111 лет увеличилось на 85.523...
Такие демографические показатели Самцхе-Ахалцхи за последние сто с лишним лет показывают, что грузинская элита всегда создавала для армян такие условия, при которых они были лишены возможности расти и развиваться на своей же родине. Искусственное создание подобных плохих условий с большим размахом продолжается и сегодня.
31 июля 1992 года Грузия стала 179-ым членом ООН, таким образом ряд интересующих нас конвенций ООН распространился и на Грузию. Согласно пункту «d» статьи 2 резолюции, принятой 179-ым пленарным заседанием Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году (d. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы), данные шаги Грузии можно расценить не иначе, как пример геноцида, осуществленного против армян Самцхе-Ахалцхи. Более того, захват и беспощадное уничтожение многочисленных культурно-религиозных центров, искусственное навязывание грузинской культуры, и, наоборот, применение «вето» в отношении основных составляющих армянской культуры – изучения языка, истории, вновь является грубым нарушением ряда конвенций ООН (Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 2), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1963 года, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о дискриминации в области труда и занятий (статья 1), Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992)14). Этот ряд можно продолжить. Став в 1999 году членом Совета Европы, Грузия и здесь взяла на себя многочисленные обязательства, которые также не выполняются. Вышеуказанные обстоятельства доказывают, что геноцид сегодня продолжается: сегодня в Самцхе-Джавахке-Цалке – на исторической родине армян, Грузия осуществляет геноцид как в демографической, так и в культурной сферах.
Такими «цивилизованными» методами отбиралась и отбирается у армянства очередная частичка его исторической родины. Этот процесс «нахиджеванизации» сегодня приобрел большой размах и в других частях Джавахка – в Ахалкалаке-Ниноцминде и Цалке.
На территории Самцхе-Ахалцхи насчитываются в общей сложности 32 армянские церкви, из них 17 – апостольские, 15 – католические. Только в одном городе Ахалцха было 10 армянских церквей, 7 из которых – апостольские, 3 – католические (отметим, что эти католические церкви также упоминаются и как апостольские).
В 1806 г., до установления российского господства, упоминаются «Пять армянских церквей» города Ахалцха. В 1883 г. в Ахалцихе было 6 армянских апостольских храмов (2 – кафедральных, 2 – приходских, 2 - церковных).
Из церквей, построенных на протяжении веков в городе Ахалцха, в стоящем, полуразрушенном или разрушенном состоянии сохранились Сурб Аставацацин, Еревман Сурб Хач, Сурб Григор Лусаворич, Сурб Степанос, Сурб Пркич, Сурб Ншан (Сурб Вардананц).
Примерно 23.000 армян региона Самцхе-Ахалцхи сегодня переживают кризис не только в демографической, но и в духовно-религиозной сфере. В условиях отсутствия контршагов с армянской стороны в Самцхе-Ахалцхе были беспощадно уничтожены и продолжают уничтожаться и захватываться/грузинизироваться армянские архитектурно-исторические памятники, большую часть из которых составляют церкви. На сегодняшний день многочисленные армянские церкви, действовавшие на протяжении истории, либо уже не существуют, либо были отремонтированы и освящены как грузинские православные церкви. В 1991 году «спорной» объявлена церковь Сурб Ншан - средневековый религиозный памятник Ахалцхи, по этой причине местные армяне сегодня уповают лишь на единственно действующую в городе церковь Сурб Григор Лусаворич.
Ремонтные работы ведутся и в церкви Сурб Геворг в городе Абастуман: находясь долгие годы в полуразрушенном состоянии и служа в качестве пекарни, она «вновь нашла своих хозяев», будучи объявленной грузинской. У армянской духовной элиты об этом нет исчерпывающей информации: армянское духовенство и забытые миром последние представители армян Абастумана даже не поднимают этот вопрос, поскольку в них давно уже умерла надежда на достойную жизнь, защиту которой обеспечивали бы духовные и политические власти Республики Армения. Вместо этого в том же Абастумане на каждом шагу можно встретить представителей-священнослужителей Грузинской Православной церкви.
Попытка обеспечения активного присутствия Грузинской Православной церкви наблюдается и в близлежащем от города Ахалцха армянском селе Чечерек (Чала, Чачарак). Прежде село входило в Ахалцихский уезд Тифлисской губернии, в 1907 г. в нем проживало 230 жителей-армян. Сейчас в деревне примерно 100 домов, из которых 5-6 занимают появившиеся здесь со временем грузины. В настоящее время армянская церковь Сурб Геворг в Чечереке тоже не действует. Есть программа по строительству грузинской церкви у находящейся возле деревни святыни, которую посещают и армяне, и грузины.
Грузинские духовные центры – лучшее средство в плане усиления/активизации в этом регионе грузинского фактора. Существует множество примеров, когда в поселениях, где 100% населения составляют армяне, создаются грузинские духовные центры в виде комплексов и частных особняков. Такими мишенями стали села Пока и Сагамо (Ниноцминдский район), города Ниноцминда и Ахалкалак, бывшее греческое село Элианк (Ольянк – советский вариант топонима, Ольянги – нынешний грузинский вариант названия) (Цалкский район: в эту полуразрушенную деревню в последние годы были привезены аджарские семьи, сегодня они составляют 25 домов. Отметим, что село имеет важное военно-стратегическое значение, так как находится в «тылу» густонаселенного армянами Цалкского района: это та часть, которая связывает район с Джавахком. Не случайно, что именно в этой части региона вырастают аджаро-сванские деревни). В этом смысле строительство грузинской церкви всего для 5-6 грузинских семей Чечерека и примерно 70-75 семей соседнего села Миназа (Минадзе) (село Миназа в советский период было объединено с плодоводческим государственным хозяйством села Чечерек, сейчас в деревне имеется примерно 75-80 домов, из них армяне составляют 6-7 домов), в условиях наличия грузинской церкви в Миназе, имеет огромное значение не только в духовном, но и в политическом смысле: таким образом, армян этой части ждет обращение в православие (а за этим последует грузинизация).
Историческая армянская территория Самцхе, согласно нашим последним исследованиям, искусственными и «естественными» путями подвергается массовой исламизации. Продолжается процесс по переселению в эти населенные пункты турок-месхетинцев, сосланных в 1944 году. Этот процесс выполнения обязательств, взятых перед Советом Европы еще в 1999 году, Грузия также использует в своих планах по выдавливанию армян из Самцхе-Джавахка-Цалки. 120 деревень, оставленных турками-месхетинцами, из которых 115 находились на территории Самцхе (остальные 5 находились на территории Джавахка), постигла следующая участь: из 115 деревень 65 опустели, остальные 50 – были заселены грузинами, направленными сюда из Имеретии (ныне губерния в западной части Грузии, состоит из 11 бывших советских районов, центр – город Кутаиси). Сейчас, когда уже начался процесс переселения, о застройке вышеупомянутых 65 запустевших деревень ничего не говорится, а говорить о «выселении» растущей грузинской массы из остальных 50-ти деревень смешно. Следовательно, пристанищем для возвращающихся турок-месхетинцев становятся места, постепенно покидаемые армянами. Правдивость этих предположений «доказывает» сама Грузия: жители армянского квартала, который находится по соседству с железнодорожной станцией Ахалцхи и называется «Товарный», отмечают, что в 8-ми из 12 приобретенных для репатриантов домов уже живут большие семьи турок-месхетинцев. Более того, в этом армянском квартале в скором времени будет построена тюркская мечеть, для чего уже предусмотрена соответствующая территория.
На территории Самцхе строительство мечетей также осуществляется в Адигенском районе, на лесистой территории, находящейся между селами с условными названиями Чела (Чечла, Чечля), Покр Чела (Чечла, Чечля) и Саирме, для мусульманского (аджарского) населения вышеназванных сел. В «Словаре топонимов Армении и сопредельных районов» Т.Х. Акопяна не указывается национальная принадлежность населения этих деревень, однако известно, что там жили турки-месхетинцы, сосланные в 1944 году. Позднее в этих местах появились аджарцы-мусульмане. К крупномасштабному строительству этой мечети приступили в начале 2008 года, а закончат уже к концу текущего года. Местное население сообщает, что мечеть строится на средства, предоставленные Турцией, Грузией и Аджарской Автономной Республикой.
На всей территории Самцхе (в Адигенском, Ахалцихском, Боржомском и Аспиндзском районах) сегодня служат два священнослужителя – священник Тер Манук Зейналян (духовный пастырь Ахалцихского, Адигенского и Боржомского муниципалитетов (бывших районов)) и священник Тер Егия (духовный пастырь села Дамала Аспиндзского района). В католических селах Сухлис и Цинубан служат еще двое священнослужителей Конгрегации Мхитаристов – Отец Григор (Григорий) и Тер Погос (Павел). Фактически, если трое из четырех священнослужителей распределены в соответствующих деревнях, то на долю священника Тер Манука Зейналяна выпадают три четверти армян всего региона (свыше 18.000 человек). По его словам, в духовной сфере Самцхе имеется серьезная проблема – это, в первую очередь, нехватка священнослужителей: «Я, служа в этом регионе, чувствую себя практически одиноким, потому что нет священнослужителей. Сегодня нам не хватает 8-9 священнослужителей, у нас много церквей, которые находятся в плачевном состоянии. И церковь Сурб Григор Лусаворич находилась в чрезвычайно плачевном состоянии, когда я пришел сюда на службу: в церкви не было ни принадлежащей конкретно ей территории, ни ограды».
Вследствие культурно-образовательной политике Грузии, благодаря которой армянский язык считается второстепенным предметом, дети и взрослые вообще не знают истории армянского народа. Возникла ситуация, когда народ взял курс на окончательное отдаление от собственной культуры и церкви. Священник Манук Зейналян выразил недовольство по поводу этой ситуации: «Обряды в церкви совершаются как положено, мы проводим литургии, богослужения, проповеди: среды и субботы мы посвящаем проповедям, воскресенья – литургиям. Но людской поток опять же чрезвычайно мал, люди не ходят в церковь».
Армянские учреждения, ответственные за эту сферу, оставили без внимания многочисленные церкви Самцхе, которые находятся либо в полуразрушенном состоянии, либо вовлечены в процесс присвоения со стороны Грузии. А их восстановление может привести как к спасению от окончательной потери армянских архитектурно-исторических памятников, так и к активизации вовлечения ахалцихцев в духовное поле и увеличению духовной пищи в Самцхе. Какие шаги предпринимаются для того, чтобы восстановить права владения в отношении наших исторических ценностей в Самцхе? Ответ священника Манука Зейналяна «вполне удовлетворителен»: «Безусловно, предпринимаются. Конкретно церковь Сурб Ншан в городе Ахалцха, можно сказать, в очень благоустроенном состоянии, однако есть целый ряд политических проблем, из-за которых в этой дивной церкви никакие духовные обряды не совершаются. У нас есть также церкви, которые находятся в чрезвычайно запущенном состоянии, то есть уже стоит проблема их разрушения. Но я затрудняюсь ответить на эту часть вопроса, поскольку у нас нет финансовой помощи, то есть никакой помощи от местных богачей мы не получаем». Абсолютно не сомневаемся в преданности служения нового священнослужителя армянству Самцхе и Святой Армянской Апостольской Церкви, но, тем не менее, то обстоятельство, что описание деятельности Первопрестольного Эчмиадзина ограничивается лишь указанием на благоустроенность церкви Сурб Ншан, доходит до курьеза. А в реальности церковь Сурб Ншан из-за бездарной деятельности ответственных лиц духовной и политической сфер армянства/Республики Армения еще с 1991 года «прервала связи» со Святым Эчмиадзином.
Тем не менее, появление в Самцхе молодого и трудолюбивого священнослужителя – уже отрадный факт, благодаря которому вместо прежних 2-3 верующих бабушек сегодня число верующих армян Самцхе, посещающих церковь, достигло 250-300 человек: можно сказать, что лед начал таять. Хотя и с большим опозданием, но, тем не менее, сегодня перед Тер Мануком Зейналяном поставлена задача сформировать на территории Самцхе крепкую армянскую общину. Насколько удастся Святому Эчмиадзину достичь сплочения армян Самцхе и формирования общины, покажет время. Из-за бездарной деятельности тех же лиц, наделенных ответственностью в духовной и политической сферах Республики Армения, структура, заменяющая общую епархию Джавахка и действующая на территории региона Самцхе-Джавахка-Цалки в рамках Грузинской епархии ААЦ, до сих пор не имеет статуса отдельной епархии. Если Грузинской епархии ААЦ Грузия не дает юридического статуса, и здесь вина в какой-то степени возлагается на грузинскую сторону, то факт, что структуре, заменяющей общую епархию Джавахка, не предоставляется статус отдельной епархии – результат прегрешения исключительно армянских политических/духовных лидеров. Почему также политических лидеров? Да потому, что многие нюансы проблемы имеют исключительно политические оттенки. Так, связывать структуру, заменяющую общую епархию Джавахка, с Грузинской епархией / Тбилиси, в какой-то степени означает демонстрацию подчинения во всех смыслах региона Самцхе-Джавахка-Цалки Тбилиси. А отдельная епархия хотя бы в духовной сфере явно повысит самостоятельность региона, что может открыть дорогу и другим сферам. Вот здесь и зарыта собака, и это главная причина загадочной пассивности, которую проявляет Эчмиадзин в данном вопросе. Политические соглашения вокруг региона Самцхе-Джавахка-Цалки, достигнутые между Республикой Армения и Грузией, «не проигнорировали» и духовную сферу.
В свою очередь, духовный предводитель Самцхе, Тер Манук Зейналян отмечает, что сам он не вмешивается в политические вопросы и не имеет никакой информации по поводу предоставления Грузинской епархии ААЦ юридического статуса, а также открытия отдельной епархии в Самцхе-Джавахке-Цалке. Не считая себя вправе комментировать такие тонкие вопросы политического характера, он наделяет этим правом структуру, заменяющую общую епархию Джавахка. Говоря о связи между Самцхе и Грузинской епархией, священник Тер Манук Зейналян с удовлетворением отметил, что конкретно со структурой, заменяющей епархию, и городом Ахалцха связь налажена: почти ежедневно епископ Вазген Мирзаханян звонит и узнает о проблемах Самцхе. Он уже 4-5 раз посещал Ахалцху, участвовал в службах и выступал с проповедями. О захваченной церкви Сурб Ншан в Грузинской епархии ААЦ пока «не забыли»: предводитель Грузинской епархии ААЦ, епископ Вазген Мирзаханян в связи с захватом церкви Сурб Ншан «выразил беспокойство». На территории Самцхе, помимо церквей, действующих под руководством четырех вышеупомянутых священнослужителей (город Ахалцха, д. Дамала, д. Сухлис и д. Цинубан), функционирующие церкви, где, однако, нет священников, есть также в селах Цугрут, Цира, Покр Памач, Мец Памач, Орал и Сазел. Благодаря своей преданной работе, молодой духовный пастырь Тер Манук Зейналян по составленному им графику успевает в разные дни месяца побывать в этих деревнях и провести богослужения.
В различных уголках Самцхе – части региона Самцхе-Джавахка-Цалки – Адигенском, Ахалцихском, Боржомском и Аспиндзском муниципалитетах (бывших районах) вместе взятых ныне проживают около 23.000 армян. Армяне как Ахалкалака и Ниноцминды, так и Самцхе могут только выступать в качестве гаранта «прохождения» Республики Армения через этот военно-стратегический регион и историческую родину к внешнему миру и морю. В этом плане проблема перестает быть сугубо нравственной.
Ваэ Саркисян
mitq.org |