Analitika.at.ua. Турецкое правительство в последнее время активно лоббирует участие Ирана в проекте газопровода NABUCCO, так как осознает, что без Тегерана этот проект осуществить невозможно. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил заместитель директора научно-исследовательского центра "Нораванк" Севак Саруханян.
"Определенно, укрепление ирано-турецких отношений в энергетической сфере сделает проект NABUCCO реализуемым. Конечно, это уже не тот NABUCCO, который предполагался 4 года назад, так как новый будет ориентирован на получение газа из Ирана, а не из каспийского региона, так как на самом деле политических проблем для поставок газа из Казахстана и других стран каспийского бассейна намного больше", - отметил политолог.
Саруханян объяснил, что крупнейшее газовое месторождение "Северный Парс" лежит в Персидском заливе, и проблема статуса Каспийского моря его не касается. Нет также проблемы несуществующего пока Транскаспийского газопровода, нестабильности в Грузии и карабахского конфликта, создающих угрозу потенциальному южнокавказскому отрезку газопровода. "Без Ирана осуществление проекта маловероятно, если же он присоединится к проекту, то NABUCCO, скорее всего, реализуется, потому что экспортный потенциал Ирана - от 80 до 100 млрд. кубометров газа в год. NABUCCO рассчитан на гораздо меньший объем, и может существовать уже только за счет иранского газа", - отметил он.
Саруханян также прокомментировал давосское выступление Владимира Путина, пообещавшего, что Северный и Южный потоки смогут обеспечить бесперебойное снабжение Европы газом. "Постройка этих газопроводов очень положительно повлияет на европейскую энергетическую безопасность, но все равно вопрос постройки газопровода из Ирана сохранится. Европейцы очень много говорят о том, что хотят диверсифицировать поставки, но на самом деле речь идет о поиске новых источников, которые смогут восполнить пробел, который появляется в Европе в связи с резким уменьшением добычи природного газа в Норвегии. Потребление газа в Европе растет, добыча газа на европейском континенте резко уменьшается. Европа не может не использовать все возможности для добычи газа", - отметил он, подчеркнув, что в скором будущем Европе может не хватить и российского газа.
Необходимость постройки NABUCCO по территории Ирана Саруханян обосновал еще и отсутствием реальной альтернативы иранскому газу. По его словам, из Африки газ поставляется в сжиженном виде на кораблях, что дорого и опасно, а аналогичный вариант для газа из Персидского залива усложняется еще и проблемой пиратства. Следовательно, возникает необходимость именно в газопроводе. Кроме того, эксперт отметил, что присоединение Ирана к проекту намного облегчит транспортировку туркменского газа, если в этом будет необходимость. "Иран - ключевой игрок на этом поле. Бывший президент Ирана Мохаммад Хатами заявил о своем обязательном участии на грядущих президентских выборах, так что если в Иране еще и сменится политическое руководство, возможностей повышения роли Ирана в энергетической сфере будет намного больше", - подчеркнул Саруханян.
При подобном развитии событий Южный Кавказ, конечно же, потеряет свое транзитное значение, однако, по мнению аналитика, на Армению это никаким образом не повлияет. "Мы и так не участвовали в региональных энергетических проектах, и все разговоры о том, что в случае сдачи Карабаха Азербайджану трубопроводы пошли бы по нашей территории - всего лишь мифы... Армения не стала бы участником NABUCCO или других газопроводов, так что на нее это никак не повлияет. С другой стороны, уменьшится роль Азербайджана в качестве транзитного фактора международной энергетической безопасности - следовательно, уменьшится его значение в регионе", - заключил он. |