Вторник, 30.11.2021, 08:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 3 » Стратегии Национальной безопасности: Развитие науки в масштабах
Стратегии Национальной безопасности: Развитие науки в масштабах
00:03

Analitika.at.ua. Доклад на слушаниях комиссии по науке и образованию Национального Собрания

 

Будучи одним из ведущих компонентов фундаментальной науки СССР, армянская академическая наука занимала достойное место в формировании авторитета Советского государства как мировой научной державы. На пороге независимости Армения, в отличие от прибалтийских республик, свою политику в области науки сориентировала на уровень слаборазвитых стран. То есть были политически заданы приоритеты и цели карликового масштаба, принципиально не соответствующие интеллектуальному потенциалу армянского народа.

 

 В то же время была распылена промышленная мощь Армении, нацеленная на  разработку и применение наукоемких и передовых технологий. Вместо того чтобы дать толчок формированию новой сети и рынка международного, в том числе регионального, экономического сотрудничества, власти распродали производственные комплексы по цене металлолома, тем самым лишив Армению стратегических перспектив модернизации базирующейся на научных знаниях промышленности. В подобных условиях из-за потери мощных государственных источников финансирования возникли значительные трудности в организации фундаментальных исследований в Армении. Положение дел еще более усугубило то обстоятельство, что власти вновь обретшей независимость Армении недооценили мировые достижения армянских ученых в области физико-математических и других естественных наук, вследствие чего фундаментальная наука была исключена из перечня национальных приоритетов. Это привело к исчезновению условий, необходимых для воспроизводства интеллектуального потенциала, в первую очередь–плодородной среды известных армянских школ фундаментальной науки. Вследствие всего этого Армения теряет свой престиж государства с развитой наукой. Между тем развитие естественных наук в Армении всегда считалось приоритетом: так, еще при основании Академии наук Советской Армении во главе с обществоведом-академиком Иосифом Орбели в учредительном составе президиума 17 из 23 членов были представителями естественных наук.

 

К сожалению, отмеченные непростительные стратегические ошибки, допущенные государством в первые годы независимости, продолжают сказываться не только на областях фундаментальной науки, требующих крупного финансирования исследовательского инструментария, но и на теоретических разделах, не нуждающихся в значительных капиталовложениях. Несмотря на то что ведущие армянские специалисты регулярно переводятся и публикуются в авторитетных зарубежных научных изданиях, их зарплата в Армении остается невероятно низкой – на уровне оплаты труда уборщиц правительственных зданий.

 

Подобное низкое вознаграждение научной деятельности угрожает не только будущему интеллектуального потенциала нации, но и престижу мирящихся с подобной ситуацией властей. Нельзя продолжать осуществлять такую политику, поскольку она со всей очевидностью должна привести к срыву процесса передачи накопленного армянским народом интеллектуального потенциала грядущему поколению ученых, то есть к утере перспектив имеющей большое безопасностное значение фундаментальной науки стратегического масштаба. Важнейшим приоритетом национальной безопасности Армении следует считать полноценное обеспечение правовой, финансовой и социальной поддержки ученых и научных коллективов, занимающихся фундаментальными исследованиями в системе Национальной Академии наук и ведущих вузах.

 

Я знаю о придании президентом нашей республики исключительной важности роли фундаментальной науки в обеспечении стабильного и безопасного развития Армении. Именно в свете приоритетов Стратегии национальной безопасности Армении необходимо оплату труда ученых поднять от нынешнего унизительного уровня до высших разрядных ставок, действующих в нашей республике. Данную проблему чрезвычайной важности следует рассматривать и с точки зрения мотивации вовлеченности в фундаментальную науку талантливой молодежи, обеспечивая ее право на планирование своего профессионального роста и будущего своей семьи на родной земле – в Армении. Это также предотвратит ее отток из страны, угрожающий в случае продолжения необратимым истощением интеллектуальных возможностей нашей нации. В этом аспекте особого внимания заслуживает создание благоприятных профессиональных и финансовых условий для обеспечения возвращения на родину армянской молодежи, обучающейся в иностранных вузах.

 

В связи с императивами реализации Стратегии национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности нашего общества в Республике Армения назрела необходимость системной разработки стратегии развития фундаментальной науки как важнейшего безопасностного ресурса нации и осуществления на ее базе политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу. Важно, чтобы при принятии в этой области решений отправной точкой являлось осознание невозможности оценки коммерческой цены фундаментальной науки в собственном смысле, поскольку она нацелена на обновление дальних горизонтов научной мысли и в этом плане – на концептуальную подпитку отраслевых и прикладных наук. Область отраслевых исследований входит в сферу ведомств. А межведомственная координация продуктов этих исследований, как и коммерческая оценка, и организационно-правовое сопровождение инновационных процессов, требует руководства и управления со стороны специального государственного института, занимающегося вопросами применения продуктов отраслевой науки.

 

На мой взгляд, было бы целесообразно при разработке стратегии развития науки в Армении разделение компетенции произвести таким образом, чтобы ответственность за среднесрочные и долгосрочные перспективы фундаментальной науки была возложена на Национальную Академию наук, а за развитие отраслевых исследований и применение их продуктов в инновационной инфраструктуре экономики – на Комитет по науке, действующий в системе Министерства образования и науки. Разумная организация подобного распределения ролей будет способствовать взаимодополняющему сотрудничеству науки, образования и экономики.

 

Целесообразно установить механизмы ответственности Национальной Академии наук как государственного учреждения, обладающего современной гибкостью и играющего активную роль в мировой научной сети, с обеспечением прозрачности и эффективности расходования на конкурсной основе бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на фундаментальные исследования. Также очевидна необходимость формирования системы параметров, позволяющих эффективно судить об уровне развития областей армянской фундаментальной науки. Представляется особо важным преобразование президиума академии в наделенную современными организационно-финансово-правовыми возможностями структуру, обеспечивающую сотрудничество со всемирной научной сетью. На мой взгляд, стратегическое значение имело бы восстановление статуса Национальной Академии наук как коллективного консультанта правительства в вопросе научного обоснования принятия решений национального масштаба.

 

Основными задачами Госкомитета по науке могут стать координация формирования межведомственной среды развития отраслевых знаний, повышение восприимчивости корпоративного сектора экономики к технологическим инновациям, гармонизация и развитие отраслевой науки, влияющей на инновационную среду. Важна разработка таких проблем формирования инновационных инфраструктур, как налогообложение, таможенный инструментарий, регулирование интеллектуальной собственности.

 

Ключевыми задачами комитета могут быть также активное позиционирование отраслевых исследований и разработок в региональной и мировой экономике, формирование и масштабирование эффективных механизмов партнерства частного и государственного секторов и развитие наиболее эффективных элементов производственной инновационной инфраструктуры. Здесь можно было бы предложить концентрацию ресурсов на проектах, связанных с международной кооперацией, в том числе в рамках взаимодействия с Евросоюзом.

 

Без решения задач систематизированного развития фундаментальных и прикладных наук и инновационного внедрения их продуктов в практику Армения к тому же лишится научной основы для непрерывного развития среднего и высшего образования. В этом отношении достойна внимания новая научно-образовательная политика российских властей, согласно которой академические принципы Болоньи применяются избирательно, с учетом собственного положительного опыта, а также с использованием преимуществ государственного управления фундаментальной наукой посредством системы государственных академий. Итак, мы предлагаем рассматривать проблемы науки и образования в контексте приоритетов национальной безопасности, делая акцент не на схоластическом выявлении угроз и мер по их парированию, а на разработке стратегии устойчивого развития системы долгосрочного финансового, правового и институционального обеспечения как фундаментальной и отраслевой науки, так и образования.

 

Серьезной проблемой национальной безопасности следует считать глубокую коррумпированность системы аттестации и научной квалификации научных кадров в нашей республике. В первую очередь следует восстановить академические стандарты подготовки и защиты диссертаций на соискание кандидатских и докторских степеней. В случае продолжения существующей, всем нам хорошо известной порочной практики написания диссертаций за оплату и торговли учеными степенями неизбежно произойдет деградация научных потенций нашей нации. Требует настороженности и стремление некоторых лиц под покровом борьбы против коррупции ликвидировать ВАК Армении в целях обеспечения своего бесконтрольного стяжательства в области научной аттестации.

 

Я надеюсь, что борьба с коррупцией в сфере аспирантской подготовки, аттестации научных кадров и присуждения ученых степеней приведет к внедрению системы строгих, академически верифицируемых квалификационных стандартов.

 

Несколько слов о стратегических исследованиях в области политологии безопасности. Межведомственная разработка Стратегии национальной безопасности под руководством бывшего министра обороны и ныне действующего президента республики г-на Сержа Саргсяна заложила основу для формирования национальной школы политологии безопасности. Следует отметить, что делаются первые шаги в направлении формирования области стратегических исследований, стартовала активная деятельность в данном направлении государственных организаций – Института политических исследований при президенте, фонда “Нораванк”, Института Дро. В этом контексте Институтом национальных стратегических исследований Министерства обороны по договоренности с ВАК Армении разработан академический паспорт новой для нашей республики специальности, соответствующей американскому эквиваленту Security Studies. Разворачивается профессиональное сотрудничество нашего института с такими “мекками” безопасностной политологии, как Гарвардский университет, Национальный университет обороны США, Академия государственной службы при президенте РФ, Европейский центр стратегических безопасностных исследований им. Дж. Маршалла. Надеюсь, что наше сотрудничество с Национальной Академией наук, Ереванским госуниверситетом, Министерством образования и науки, ВАК Армении и фондом “Нораванк” позволит преодолеть те претенциозные, самодеятельные и дилетантские элементы, которые характерны для такой важной области знаний в республике, каковой является политология стратегических исследований в области национальной безопасности.

 

Завершая выступление, имею честь отметить важность настоящих слушаний и выразить надежду, что сегодняшнее обсуждение в Национальном Собрании не станет бесплодной тратой времени, а явится серьезным стимулом для решения стратегических задач развития науки и образования, представляющих жизненно важные ценности национальной безопасности армянского народа.

 

Г.КОТАНДЖЯН

Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 879
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru