Analitika.at.ua. Вокруг Южно-Кавказского региона в последнее время происходят фундаментальные геополитические процессы, которые условно можно охарактеризовать как транспортную геополитику. Этот компонент геополитики усиленно продвигает ряд региональных и глобальных игроков. Учитывается этот компонент и со стороны Армении.
В данном контексте особый интерес представляет транспортная геополитика Ирана. Как известно, в последнее время актуализировался вопрос строительства железной дороги Армения - Иран. Реализация данного проекта, по предварительным данным, займет около пяти лет и обойдется в $1,5-2 млрд. Однако расходы стоят того, тем более если рассматривать проект сквозь призму времени.
Дело в том, что выход к иранским железным дорогам сулит хорошие экономические перспективы. Достаточно указать, что население Исламской Республики превышает 65 млн человек. За последние пятнадцать лет Иран вдвое нарастил свою железнодорожную сеть. Сегодня в стране более 9 тыс. км стальных магистралей европейского стандарта. Ежегодно вводятся 300-500 км новых железных дорог, перестраиваются и модернизируются старые линии. Предполагается, что к 2020 году протяженность сети Ирана достигнет 25 тыс. км. Именно железная дорога станет основой консолидированной (рельсовой, шоссейной и авиационной) национальной транспортной сети.
Это означает, что посредством Ирана можно будет выйти к Персидскому заливу и другим странам, тем более что Иран уже объявил о намерении в ближайшие годы стать главным железнодорожным перекрестком в центре Азии и предпринимает в данном направлении серьезные шаги. Уже через два-три года Тегеран планирует иметь трансграничные железнодорожные переходы со всеми соседними странами.
Так, уже в первом полугодии 2009 года должна вступить в эксплуатацию долгожданная новая колея Бам - Захедан - Мирхавех, которая соединит Тегеран и всю иранскую сеть с пакистанской железной дорогой. Сейчас между Ираном и Пакистаном, где колея имеет индостанский стандарт 1676 мм, идут переговоры по продлению европейской ветки внутри страны до города Кветта, что будет содействовать притоку перевозок в Европу.
В ближайшие месяцы ожидается также завершение строительства 190-километровой магистрали от иранского Кхафа до афганского города Герат. Дорога существенно сократит транзит в иранские порты грузов из Центральной Азии. К тому же около года назад в Ашхабаде было подписано трехстороннее ирано-туркмено-казахское соглашение о строительстве нового трансграничного трека по восточному берегу Каспийского моря из Горгана (Иран) через Туркмению до Узеня (Казахстан). Грузовой транспортный потенциал линии оценивается в 3-5 млн тонн в год, с развитием кооперации может быть увеличен до 12 млн тонн.
Понятно, что посредством Ирана Армения может выйти и к центральноазиатским рынкам, а оттуда – к Китаю. Впоследствии же особый интерес для нас могут представить также планы Китая и Пакистана соединить свои железнодорожные сети. Посредством Ирана и Пакистана Армения также может выйти на огромный китайский рынок, а оттуда выйти к рынкам стран АСЕАН. Уже сейчас между Китаем и этими странами интенсивно идет строительство Паназиатской железной дороги протяженностью 5,5 тыс. км. Данная железная дорога пройдет по маршруту Сингапур - Куала-Лумпур - Бангкок - Пномпень - Хошимин - Ханой - Куньмин. Одно из ответвлений Паназиатской железной дороги пойдет в Бирму. Более того, посредством Ирана и Пакистана Армения сможет также выйти и на индийский рынок. Кстати, в данном контексте заслуживает внимания и тот факт, что работы по строительству железной дороги Армения - Иран может финансировать и правительство Китая.
Данные перспективы окажут влияние не только на экономическую сторону жизнедеятельности армянских государств, но и на политические аспекты. После строительства железнодорожной линии Армения - Иран так часто упоминаемые рядом зарубежных кругов и подхватываемые определенными внутренними кругами доводы о транспортной изолированности Армении и связывание этих аспектов с урегулированием карабахско-азербайджанского конфликта становятся попросту неактуальными. Становится ясно, что Армения, учитывая свое географическое положение, вполне в состоянии наладить эффективный выход на перспективные экономические рынки, а также усилить комплементарную основу своей внешней политики.
Необходимо всегда помнить одно: реализация всех этих проектов непосредственно связана с жизнеспособностью армянской государственности, будущее которой в первую очередь связано с решением карабахского вопроса. Отсюда вывод: нельзя допускать, чтобы в системе безопасности Арцаха появилась какая-либо брешь. Ибо тогда эффективно осуществлять транспортную геополитику, тем более сохранить государственность будет попросту невозможно.
Давид БАБАЯН
Голос Армении |