Analitika.at.ua. О таком мощном факторе экологического риска, как радиация - не видимом, не слышимом и не ощущаемом - у нас говорят мало или вовсе умалчивают. Специалисты утверждают, что наибольший вклад в коллективную дозу облучения населения обеспечивает газ радон. До недавнего времени мало кто задумывался, что от радона страдают также люди, не имеющие никакого отношения к урану или атомной энергетике. Серьезно изучать его воздействие на население на Западе начали более 30 лет назад. В НАТО в свое время был даже создан специальный комитет по этой проблеме, а в США едва ли не в каждом доме есть датчики уровня радона и радоновая защита. Концентрация радона в открытом воздушном пространстве примерно в 5 раз ниже, чем в помещении. Получается, что основное облучение мы получаем в собственном доме.
Прокомментировать ситуацию в Армении с мониторингом содержания радона и защитой населения мы попросили директора Центра эколого-ноосферных исследований НАН РА, действительного члена Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности и Российской академии естественных наук, д.геол.-мин.н. Армена Сагателяна.
- Если оставить в стороне радиоактивное загрязнение окружающей среды, вызванное различными техногенными факторами, то существует немало других факторов экологического риска, вызванных естественной радиацией. Это, в первую очередь, месторождения радиоактивных руд. В Армении эксплуатируемых месторождений пока нет. Однако существуют и другие проявления радиации, например, повышенная радиация пород, которая может быть вызвана наличием в них радиоактивных изотопов. Если в строительстве используется песок, полученный из таких пород, то панель в доме, изготовленная с использованием такого песка, начинает "фонить".
И, наконец, одним из основных факторов экологического риска является радиоактивный газ радон, который выделяется из недр земли. Это нормальный энергетический процесс, когда земля отвечает на какие-то физические возмущения выдачей порции радона. Как правило, его в природе немного, и он является в ряду других показателей одним из индикаторов землетрясений. Считается, что в условиях землетрясения количество радона возрастает. Причем радон выделяется не только в тектонически активных районах, но и на платформах. Радоновая проблема достаточно распространена и обусловлена тем, что, если на открытых пространствах радон быстро рассеивается, то в зданиях и сооружениях он накапливается в подвалах и на нижних этажах. Причем, по данным последних исследований, этот газ может скапливаться и на верхних этажах под воздействием электромагнитных полей.
В чем же проблема? Радон является источником альфа-частиц. Это наиболее энергоактивные частицы со слабой проникающей способностью. Они не пробивают даже лист бумаги, и кожа может защитить от них. Но если альфа-частицы попадают на незащищенные кожей участки, то они оказывают сильное разрушающее воздействие. Когда мы дышим, альфа-частицы попадают непосредственно в легкие. Так поражаются легкие и кровь. Сегодня многие эксперты считают, что значительный процент заболеваний раком легких и лейкемией обусловлен воздействием радона. Многие страны занимаются этой проблемой. Мы активно сотрудничаем со Швецией. Их ученые одними из первых начали заниматься этой проблемой, и сегодня она в Швеции решена. Все их здания обеспечены системой радоновой защиты.
- Что она из себя представляет?
- Эта вещь достаточно примитивная. Контур здания защищается от проникновения подземного воздуха. Это битумная или резиновая прослойка в бетоне фундамента. Или другой вариант - дренажная система. Под полом насыпается слой гравия, наружу выводятся трубы, через которые радон выходит за пределы здания. Инженерных решений сегодня очень много. Все они недорогие и эффективные. Главное здесь - желание защитить население от этого фактора риска.
В Армении эта проблема имеет две стороны. Первая - полная неосведомленность населения, вторая - нежелание соответствующих госструктур рассматривать ее как одну из составляющих национальной безопасности. О том, что эта проблема заслуживает серьезного внимания властей, свидетельствует тот факт, что рост злокачественных новообразований очень хорошо коррелирует с периодом после Спитакского землетрясения. Буквально через год после трагедии, по данным Минздрава, пошел пик таких заболеваний. Последние годы постоянный рост рака легких также коррелирует со всплесками содержания радона, который мы фиксируем на нашем полигоне.
Следует отметить, что пристрастие наших соотечественников к евроремонту превратило многие жилые здания в непроветриваемые термосы. Если раньше за счет сквозняков шло хоть какое-то проветривание, то сегодня все наглухо закрыто, что дополнительно повышает концентрацию радона. Плюс к этому у нас многие породы также имеют повышенную радиоактивность, например, перлиты. В силу радиоактивности многих месторождений перлитов они раньше не разрабатывались. Теперь же все это бесконтрольно вовлечено в эксплуатацию в качестве стройматериалов.
Сегодня на малых и средних карьерах, на эксплуатацию которых надо получать массу разрешений на всех уровнях, никто не ведет контроля по радиоактивности. Эта достаточно серьезная для Армении проблема осталась вне внимания властей. Более того, мы неоднократно предлагали мэрии Еревана оценить хотя бы безопасность детских садов, так как для детей допустимые нормы содержания радона в 2,5 раза ниже, чем для взрослых. Сегодня невооруженным глазом видно, что дети, родившиеся за последние 10 лет, имеют ослабленный иммунитет. Эти дети, попадая под значимые дозы радиации, становятся самой серьезной группой риска. Оценка радоновой безопасности детских садов не требует больших денег, и наши местные власти могли бы что-то сделать.
Хочу отметить, что по просьбе властей одного из промышленных городов Армении мы провели замеры в трех детских садах, где во всех спальнях было зафиксировано превышение допустимых доз.
- А возможно ли создание такой радоновой защиты в давно построенных зданиях?
- Если в жилых зданиях есть подвальные помещения, то это технически возможно. Что касается детских учреждений, то многие детские сады и школы не имеют подвалов, и дренажные системы создать невозможно. Вероятно, здесь необходимо использование герметики. Следует отметить, что сегодня нигде в мире не ведется строительство без проверки локальной территории на содержание радона. Все крупные города в цивилизованных странах имеют карты радоновой опасности, где отмечены участки с повышенным содержанием радона, при этом требуется производить замеры радона как только оконтурен фундамент.
На Международном геологическом конгрессе, проходившем недавно в Норвегии, огромная секция была посвящена проблемам радона, и я услышал много интересного о том, какие превентивные меры принимаются с целью обеспечения радоновой безопасности.
- Недавно был принят новый Генплан развития Еревана. Рассматривалась ли проблема радоновой безопасности в процессе его разработки и принятия?
- Абсолютно не рассматривалась. Генплан разработан и принят без учета такого фактора экологического риска, как радиоактивная безопасность.
- Сейчас ведется активная застройка. Были ли случаи обращения к вам застройщиков по вопросам замеров радона и создания радоновой защиты?
- Таких случаев не было. С одной стороны, эта проблема сознательно или несознательно замалчивается, с другой - население абсолютно не информировано. Эта очень серьезная проблема, которая в силу природных факторов, к сожалению, становится все более угрожающей, но не находит своего отражения ни во властных структурах, ни у населения.
Беседовала Юлия Кулешова
ДЭ |