Analitika.at.ua. Анализ ситуации внутри Армении, процессов, происходящих в стране, не менее важен, чем анализ того, что и как происходит вне Армении и как это может повлиять на страну.
Есть несколько факторов, чреватых довольно серьезными последствиями. Это мировой финансовый кризис, который, по всем прогнозам, аукнется здесь в полную силу именно в 2009 году, приток мигрантов-армян, жертв финансового кризиса, особенно из России. Слабость власти, ее непопулярность в народе, в том числе в связи с событиями 1 марта и инспирированными судебными процессами. Возможная активизация оппозиции и митинговой волны. Противоречия внутри самой властной элиты, и вполне вероятный раскол коалиции. Вкупе с существующими давлениями на Армению в связи с переговорным процессом по Карабаху и событиями 1 марта все это может привести к тому, что текущий год станет одним из самых сложных в новейшей армянской истории.
Мы попросили прокомментировать внутриполитическую ситуацию члена-корреспондента Академии наук Армении, директора Института философии, социологии и права, президента Армянской социологической ассоциации, профессора Геворка Погосяна.
- Думаю, общая тенденция сохранится. Вряд ли стоит ожидать резких изменений во внутриполитической жизни Армении в 2009 году. Весь груз проблем, тяжелых проблем, которые возникли в 2008-ом и раньше и не получили своего разрешения в силу очень многих обстоятельств, так же остро будет стоять в 2009-ом. Для их разрешения требуется политическая воля, консолидация властной элиты, серьезные управленческие нововведения, правильная кадровая политика, доверие народа, конструктивная оппозиция.
Ничего этого пока нет. Предвыборная программа, сама по себе неплохая, провалена по многим пунктам, власть очень сильно подпортила себе имидж действиями 1 марта, а судебные процессы, последовавшие за этим, никак не способствовали восстановлению этого имиджа. В том числе и за пределами Армении. Оппозиция говорит о политзаключенных, апеллирует к международному сообществу и, по-видимому, будет делать это и дальше. Власть обвиняет оппозицию в расшатывании внутриполитической ситуации и будет делать это и дальше. Обоим легче обвинять друг друга, чем найти общий язык. Общество разочаровано. Оно надеялось в результате выборов получить сильную и прогрессивную власть наряду с сильной и конструктивной оппозицией. Но получило слабую власть и агрессивную оппозицию.
- Может ли эта ситуация стать революционной?
- Не думаю. Конституционный суд признал выборы состоявшимися, и требования о внеочередных выборах лишены юридического обоснования. Вполне может быть, что оппозиция снова активизируется, но предполагать, что в Армении в результате этих усилий произойдет смена власти - это просто наивно. Не будет ни внеочередных президентских, ни парламентских выборов. Но я и не разделяю ту точку зрения, что оппозиция - это средство давления на власть в чьих-то руках, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Армении. Конечно, этот фактор присутствует. Но в то же время оппозиция опирается на широкие слои населения, недовольных властью. То есть социальная база у оппозиции довольно серьезная. Оппозицию не экспортировали сюда на американских вертолетах. И это надо четко понимать, и в первую очередь это должна понять сама власть.
Народ недоволен властью, недоволен отношением власти к себе, недоволен тем, кто именно представляет власть, кто находится во власти, то есть, по большому счету, недоволен кадровой политикой. Есть серьезные претензии к судебной системе, к экономической политике, когда экономика монополизирована кучкой людей, получающих сверхприбыли, к уровню жизни в Армении, к полному правовому произволу. И заткнуть рты не получится. Мы все ж таки не тоталитарная страна, не Азербайджан, пусть уж меня извинят мои азербайджанские коллеги.
- С одной стороны - власть, не решающаяся пойти на системные изменения, с другой - серьезное недовольство населения. Чем же это чревато, на взгляд социолога?
- Будет продолжаться обычная грызня. На мой взгляд. Обливание друг друга грязью, информационные сливы в прессе. Одним словом, армянская составляющая внутренней политики.
- А финансовый кризис? Ведь, с одной стороны, масса людей возвращается на историческую родину, причем с пустыми карманами, с другой - в самой Армении увеличивается число безработных. Плюс сокращаются объемы денежных переводов. К чему все это может привести на фоне уже существующих социально-экономических проблем?
- К серьезной криминализации общества. Этот процесс наблюдается уже сейчас. Возросло число квартирных краж, угонов, разборок и т.д. И это очень опасный процесс. Особенно на фоне слабой власти. За эти семнадцать лет все усилия были направлены на то, чтобы построить государство. Чтобы состоялись государственные институты власти. А проблемы строительства общества остались как бы вне внимания. В итоге получилось, что государственные институты власти состоялись не вполне, а гражданское общество не состоялось вовсе. С достаточной долей уверенности можно утверждать, что пока наше государство в целом не вполне состоялось. Отсюда и многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Можно ли ожидать серьезного социального взрыва по совокупности всех этих факторов? Не думаю. Но если раньше политическая жизнь в Армении оживлялась только от выборов к выборам, и власти удавалось воспроизводить себя без особых сложностей, используя наработанные политические технологии, то сегодня страна дошла до того состояния, когда воспроизводство уже не получится. И косметические изменения для того, чтобы просто имитировать деятельность, также никого не обманут. Надо многое менять как в системе управления, то есть в менеджменте, так и в самом обществе.
- Сегодня очень много разговоров о необходимости третьей силы. Которая должна выработать новый курс и повести страну в новом направлении...
- Я не вижу этой третьей силы. Правда, необходимость в ней действительно есть. Нужны новые лица. Новые идеи. А для этого необходима смена поколений в политике. Как во власти, так и в оппозиции. Надо освободиться от людей, обремененных своим прошлым, грузом ошибок, принадлежностью к тому или иному клану. Для новой Армении нужны новые молодые политики с современным мышлением. Одним словом, такая ниша есть в политическом и социальном поле. А один из законов социологии говорит о том, что если ниша есть, ее кто-то обязательно займет. Кто, я не знаю. Но рано или поздно это произойдет.
- Что ж, будем надеяться, что обновление произойдет раньше, чем мы думаем.
- Будем надеяться. Но только надежды для этого недостаточно. Надо, чтобы каждый из нас хоть немного чувствовал личную ответственность за все, что происходит с нами и нашей страной.
Вел беседу Арам Яврумян
ДЭ |