Analitika.at.ua. Визит главы правительства Тиграна САРКИСЯНА и замминистра градостроения Нарека САРКИСЯНА в Организацию по изучению армянской архитектуры явился для ее сотрудников приятной неожиданностью. В этом они усмотрели знаковое событие в истории RAA — такова ее английская аббревиатура. Главной причиной стало, конечно, не здоровое любопытство, а причина вполне конкретная. Над RAA сгустились совсем не символические тучи. Дело в том, что уже девять лет как они занимают три комнаты в академическом Институте искусств. 22 февраля 2000 года RAA вселилась в эти квадратные метры на правах арендатора...
Основал RAA доктор архитектуры Армен Ахназарян, гражданин Германии, ровно 40 лет назад. Профессиональный архитектор с немецким дипломом, он посвятил себя поиску и изучению памятников армянской архитектуры-истории за пределами Армении. Он многократно ездил по странам рассеяния, на территорию исторической Армении, выявил, обмерил и описал множество памятников. В 89-м он встретился с Самвелом Карапетяном, коллегой-подвижником в Армении, который в свою очередь с 1978 года на свой страх и риск занимался тем же — в Грузии и Азербайджане. Дело заладилось. С 90 года они параллельно с собственно изысканиями искали также место для своей организации. Время было всем известно какое, так что процесс растянулся на десять лет. До архитектуры ли, когда в дверь стучится капитализм, вернее, его самобытная армянская модель. Каждый метр на вес золота. Наконец выход был найден — сто метров в Институте искусств. Сегодня здесь работают 20 человек. Президент-основатель — доктор Армен Ахназарян, председатель-директор — Самвел Карапетян.
Недавно руководство Института искусств попросило, как говорится, освободить помещение. Объясняется это прежде всего тем, что институту не хватает полезной площади. Ученого народа много, комнат мало. Может быть, это действительно так, хотя известно, что искусство научные сотрудники изучают в основном дома. При этом вовсе не хочу сказать, что Институту искусства не нужны комнаты. Нужны. Но ведь RAA — это вовсе не нечто чуждое, а, можно сказать, свои, родные, коллеги, хотя и вне системы АН.
Здесь по крупицам собран и продолжает собираться ценнейший, вернее, бесценный материал, касающийся архитектурно-строительной деятельности армян за рубежами своей страны. Понятно, что все это имеет огромное значение для армянского космоса. За прошедшие годы RAA провела огромную работу. Здесь сконцентрированы сведения о 12 тысячах поселений исторической Армении, о 3 тысячах поселений Киликии и Малой Армении, о полутора тысячах населенных пунктов, в основном городов во всем мире, где жили, живут или оставили след наши соотечественники. В RAA проводится паспортизация памятников армянской истории, процесс этот еще далек от завершения, но то, что уже сделано, очень впечатляет. 10 тысяч памятников Северного Арцаха, 12 тысяч — Карабаха, 4,5 тысячи — Нахичевана. Паспортизованы памятники в Грузии, в первую очередь в Картли-Кахетии и в Тбилиси — около 2 тысяч, в историческом гаваре Гугарке около 3,5 тысячи памятников. Паспортизована уже и часть армянских памятников в Иране. По мнению Самвела Карапетяна, в Западной Армении сегодня уцелевших армянских памятников около 30 тысяч, учтены только 3,5 тыс. Когда-то же их было более 200 тысяч, не считая Киликии и Мец Айка, но десятки тысяч были уничтожены после геноцида 1915 года и исподтишка истреблялись вплоть до последнего времени. Так же обстояло с армянскими памятниками Киликийского царства, хотя и уцелело около двух тысяч.
В RAA ведут сбор материалов о памятниках в диаспоре вплоть до Глендейла. В десятках стран, в Турции (Анатолия), в том же Стамбуле. Оцифрованы почти 145 тысяч фотографий, чертежей-обмеров памятников, карт. Легко сказать — собраны материалы. Собраны — совсем не то слово. Большинство сделано собственноручно: сфотографированы, обмерены, подготовлены чертежи, схемы, карты. Многое просто уникально. Не будем забывать при этом, что часто фотографии и обмеры делались под не совсем дружественным приглядом. В соседних странах очень нервно реагируют на изыскания, проводимые RAA, самим Самвелом Карапетяном.
Кроме того, RAA занимается издательской деятельностью. Выпущено с 1997 года 11 названий научных трудов, некоторые также на русском и английском языках. Кроме того, выпущены карты, буклеты, брошюры. Последний вышедший том посвящен Ахалцихе (С.Карапетян), готовы к выпуску “Микротопонимика Арцаха”, “Армянские лапидарные надписи Алеппо”, “Памятники исторического Артаза” (А.Ахназарян). RAA выпустила два фильма на CD: о разрушенном армянском некрополе в Джульфе (Президентская премия за 2007 год), а также “Молчание” — о жизни армян Грузии. RAA восстановила Дадиванк в Карабахе на средства спонсоров.
За все годы существования RAA, при том что исполняет очень важную для Армении миссию, не дождалась государственной поддержки. Единственный раз это сделал бывший премьер-министр Андраник Маргарян незадолго до смерти. Благодаря ему был финансово обеспечен весь 2007 год, приобретена машина, на которой и осуществляются экспедиции. Финансирование RAA взял на себя Армен Ахназарян. Львиная доля средств — его личные средства. С этой целью он продал отчий дом в Тегеране. Известную помощь организации оказывают и его друзья, отделение RAA в США. Этого, как показывает жизнь, уже недостаточно. А тут еще вдруг возникшая проблема помещения...
Визит премьер-министра Тиграна Саркисяна и замминистра градостроения Нарека Саркисяна (кстати, последний много лет сотрудничает с RAA, он же инициировал этот визит) внушил серьезную надежду на светлое будущее RAA. Т.Саркисян, по его словам, был потрясен результатами деятельности организации. Очевидно, правительство возьмется за решение трех вопросов: госфинансирования, привлечения спонсоров, наконец, нового помещения. Это требует, конечно, времени, но в том, что премьер настроен решительно, сомневаться не приходится. Ну а пока будут вестись поиски нового, более обширного помещения (площади 10х10 метров очень немного для двадцати человек, компьютеров, сканеров, библиотеки, архива), RAA должна оставаться на месте. В конце концов, здесь делают не менее важную работу, чем в Институте искусств. Надо потерпеть.
Карэн МИКАЭЛЯН
НВ |