Analitika. "Визит президента Армении в Тбилиси сразу после августовских событий не только подчеркнул важность добрососедских взаимоотношений между двумя странами, но и поднял много других вопросов". Об этом корреспонденту ИА ОСинформ заявил эксперт аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян.
«Визит показал, что для Армении намного важнее дружелюбные отношения с Тбилиси, нежели с Москвой, однако время показало, что эти преждевременные действия, оказались довольно грубыми и повредили армянским позициям в Самцхе-Джвахке.
Есть два мнения касательно визита Саркисяна в Тбилиси: одно, что это своеобразный заказ Москвы, поскольку повлиять на внутригрузинские процессы Кремль уже может только через Ереван. Есть и другое мнение, совершенно противоположенное первому. Оно касается, прежде всего, активности нового посла США в Армении, которая и стала основным идеологом встречи Саркисян-Саакашвили, дабы показать Кремлю, что Ереван не такой уж пророссийский, как кажется некоторым. Если эти мнения все же имеют какие-то реальные основы, то можно констатировать плачевный факт того, что независимость армянского внешнеполитического института после ухода Роберта Кочаряна полностью расшаталась и не может представлять волю светского государства.
Армения вполне могла бы сыграть роль посредника между Грузией и Россией, что было бы выгодно как Москве, так и Тбилиси. Вместо того, чтобы четко обосновать свои политические позиции в вопросе российско-грузинского противостояния, усиливать факторы влияния на Грузию, руководство Армении гордиться «безоблачностью» своих взаимоотношений с Грузией, что, прежде всего, связано с финансовой выгодой некоторых чиновников руководства, у которых крупный бизнес, связанный с Грузией.
Любопытно, что сразу же после возвращения президента Армении в Ереван, в Тбилиси закрыли вещание армянского Первого канала, а постройка массивной стелы возле церкви Сурб Норашен было продолжено. Декабрьский визит премьер-министра Тиграна Саркисяна ознаменовался тем, что запертые грузинскими священнослужителями двери Сурб Норашен были открыты и в ней, при участии армянской делегации, была прослужена месса. Казалось, руководство Армении все же взялось за решение армянского вопроса Грузии, однако и здесь эта одноразовая акция на публику всего лишь ухудшила ситуацию. Во-первых антиармянские настроения усилились в парламентских кругах Грузии, а антиармянски настроенные государственные чиновники этими действиями армянской делегации начали оправдывать все дальнейшие антиармянские шаги в Самцхе-Джавахке и в Тбилиси. За последнее время Грузия постепенно навязывает политический торг с Арменией его же арестованными активистами и культурно-историческими памятниками, что для всего армянонаселенного региона может обернуться катастрофой в социально-общественной и национальной жизни.
За 17 лет независимости Армении руководители поменялись трижды, но политика в отношении Грузии не изменилась. Политико-психологическая фобия по ухудшению взаимоотношений с Грузией во многом являются причиной нынешних бед самой армянской государственности. В отличие от Армении, которая стремительным образом теряет все факторы давления на Грузию, Баку лишь усиливает их. На фоне агрессивной ассимиляционной политики грузинского руководства в отношении армян Самцхе-Джавахка, руководитель внешнеполитического ведомства и президент Армении продолжают закрывать глаза на явную массовость ущемлений прав коренного армянского населения Самцхе-Джавахка. В то время как Самцхе-Джавахк является единственным армянонаселенным регионом Грузии, связывающим Республику Армения и НКР с внешним миром и Россией. Грузия, Турция и Азербайджан – каждые в свою очередь пытаются деэтнизировать, тюркизировать или грузинизировать регион, пока руководство Армении не осознало всю важность армянонаселенности этого региона. Вместо того чтобы начать активный процесс по автономизации этого важнейшего региона, руководство Армении пытается всячески угодить грузинской стороне, мотивируя это опасениями о том, чтобы «Грузия не перекрыла последний путь к внешнему миру» - позиция, которая сама по себе считается ущербной и негативной для самой армянской государственности.
У Азербайджана и Турции намного больше причин не ссориться с Грузией, однако два тюркоязычных государства не упускают возможности всячески усиливать тюркоязычный фактор в Грузии путем экономических инвестиций и политической автономизации регионов Квемо-Картли, части Кахетии и Аджарии. Усиление тюркского фактора в Грузии осуществляется на фоне полной пассивности Армении в этом процессе. Армянский фактор в Грузии каждым годом только ослабляется и исчезает, как исчезает армянское население региона. В то время как Армения с сильным Самцхе-Джавхком могла бы играть на много более важную роль для России в вопросе конфронтации с Грузией, нежели сегодня.
Исходя из нынешних реалий в Грузии и недальновидности армянского государства, общество Самцхе-Джавахка должно само сделать ответные шаги в отношении грузинской агрессии и повсеместной политики «разбавливания» этнического фона армянонаселенного региона. Здесь необходимо заметить, что грузинские правоохранительные органы, арестовавшие 22-го числа армянских активистов в Ахалцихе, при осуществлении этого безосновательного действия были уверены в том, что армянство региона уже не в состоянии защитить свои элементарные права даже самым элементарным путем», - считает Эдуард Абрамян.
Источник - ИА ОСинформ. |