Analitika.at.ua. Грузинские власти, окончательно утратив Абхазию и Южную Осетию, делают все, чтобы и без того фантомная территориальная целостность Грузии окончательно отошла в область преданий. Официальный Тбилиси восстанавливает против себя всех, даже вполне законопослушное население Джавакха — региона, в значительной степени населенного армянами и граничащего с Арменией.
На днях глава политического движения «Демократический альянс «Единый Джавахк» Ваагн Чахалян объявил голодовку в знак протеста против ареста грузинскими властями армянских общественных деятелей Григора Минасяна и Сергея Акопджаняна.
Самого Чахаляна арестовали 21 июля 2008 года. Ныне он находится под судом по обвинению в организации в 2006 году акции протеста против фальсификации итогов выборов в органы местного самоуправления в Джавахке. Директор Ахалцихского молодежного центра Григор Минасян и председатель благотворительной организации «Шарль Азнавур» Саркис Акопджанян были арестованы 22 января. Их обвиняют в подготовке преступлений, предусмотренных ч.1 ст.223 (создание незаконной вооруженной группировки) и 314 (шпионаж) УК Грузии. Фактов, на основании которых были сделаны столь серьезные выводы, общественности не предъявили.
Чахалян считает арест Минасяна и Акопджаняна «новой провокацией, которая имеет целью возбудить джавахкских армян на экстремистские шаги и этим дискредитировать мирную борьбу за языковые, образовательные и религиозные права». По словам политика, у населения края очень много проблем: «Грузинские власти осуществляют последовательные шаги по поощрению эмиграции джавахкских армян и изменению этнической картины региона». Среди прочего, в Джавахке «насаждается безальтернативное использование грузинского языка во всех сферах общественной жизни», джавахкским армянам не разрешается основание университета с преподаванием основным предметов на армянском и так далее.
Происходят и более страшные события. 9 марта 2006 года в Цалке был убит этнический армянин Геворк Геворкян. Друзья и родные покойного, собравшиеся, чтобы выразить свой протест, были разогнаны. «Единый Джавакх» возглавил протестующих. 18 и 20 июля прошлого года при невыясненных обстоятельствах — известно лишь, что правоохранители пытались арестовать члена движения Гургена Шириняна (поймать его так и не удалось), — погибли полицейские Артур Беруджанян и Армен Габриелян.
Ваагн Чахалян потребовал от грузинских властей провести справедливое и беспристрастное расследование этих событий, прекратить все уголовные дела, возбужденные в отношении членов «Единого Джавахка», а также политические и экономические репрессии, освободить всех политзаключенных, арестованных за деятельность по защите прав армянского меньшинства и «пресечь все программы, направленные на искусственное изменение демографической картины региона Самцхе-Джавахк и Цалкского района». Кроме того, он призвал «решить все языково-образовательные, социально-экономические и культурные вопросы, волнующие армянство Джавахка и Грузии» — зарегистрировать Армянскую Апостольскую Церковь и вернуть ей все храмы, конфискованные в годы советской власти, разрешить использование армянского языка в работе органов местной власти и в общем делопроизводстве, а также основание в Ахалкалаки армянского университета. «Посредством судов и репрессий грузинским властям не удастся решить каких-либо вопросов; они только углубят недовольство, — предупредил Ваагн Чахалян. — Армяне Дажвахка продолжат свою борьбу».
Армянский союз общественных организаций по освоению и репатриации «Еркир» также выступил с резким заявлением по поводу ареста двух ахалцикских общественных деятелей, расценив его как «провокацию, посредством которой грузинские власти сознательно преследуют цель обострения ситуации, царящей в Самцхе-Джавахке, и армяно-грузинских отношений». Цель арестов, считают «еркировцы», — отвлечь внимание от процесса по делу Чахаляна, а главное, «разыграв перед международным сообществом карту «армянского сепаратизма», уклониться от выполнения международных обязательств, взятых по линии защиты прав проживающих в стране национальных меньшинств, в том числе армянского меньшинства». Используя все ту же карту, Тбилиси также рассчитывает «подтолкнуть власти Армении к новым компромиссам в вопросе решения проблем, возникших перед джавахкскими и грузинскими армянами», полагает союз «Еркир».
Надуманность, нелепость обвинений в отношении Григора Минасяна и Саркиса Акопджаняна поразила армян как в Джавакхе, так и в самой Армении.
По мнению эксперта ереванского аналитического центра «Митк» Эдуарда Абрамяна, «последние действия грузинских правоохранительных органов лишний раз доказывают, что руководство Грузии решило раз и навсегда решить армянский вопрос агрессивным путем».
«Подобные аресты, ликвидация молодых армян-патриотов будет продолжаться до полной деарменизации исконно армянского региона Самцхе-Джавахк, — полагает Абрамян. — Это будет продолжаться до тех пор, пока армянство региона не перестанет считать себя хозяином на своей земле и будет тихо, со страхом в сердце смотреть, как руководство Грузии арестовывает или ликвидирует активных и свободомыслящих армян одного за другим». В случае молчания эксперт предрек джавакхским армянам повторение 1915 года (геноцида армян в Османской Турции) в условиях XXI века.
Армянский политолог, главный редактор портала Voskanapat.info Левон Мелик-Шахназарян, лично знающий Григора Минасяна, убежден, что тот вряд ли может быть связан с оружием. «Я давал ему книги, писал пару раз лекции на отдельные арменоведческие темы, — сказал он «Росбалту». — Григор кажется мне рафинированным сельским интеллигентом, не способным на радикализм. Но то, что он делал, — песни, танцы, исторические и литературные чтения и т.д., должно было беспокоить Тбилиси не меньше, чем вооруженные формирования. Грузия знала, что Армения всегда готова поумерить пыл армянских радикалов».
Истинная причина репрессий в ином. «Возможно, пример Карабаха подталкивает Грузию на радикальные шаги, но это точно будет иметь эффект бумеранга, — рассказывает эксперт. — После вывода российской дивизии из Ахалкалаки социальная ситуация в Джавакхе сильно осложнилась. У людей нет работы. Единственный серьезный источник дохода — отходничество — стал практически невозможен из-за грузино-российских отношений (у джавахкцев грузинские паспорта). Создается впечатление, что Тбилиси прямо-таки провоцирует население региона на социальные бунты, которые легко трансформируются в национальные, а там недалеко и до требований о воссоединении с Арменией».
Дело, впрочем, не только в тяжелой социально-экономической ситуации. В местных армянских школах, отмечает Левон Мелик-Шахназарян, запрещено изучение истории Армении и армянского языка, зато в регионе введены жесткие, по примеру прибалтийских государств, экзамены на знание грузинского. «Очень беспокоит население стремление руководства Грузии переселить в Джавахк месхетинских турок — это неминуемо приведет к крупным столкновениям, — продолжает политолог. — Но даже не это главное. В Грузии идет оголтелая антироссийская и, совсем не в меньшей степени, антиармянская пропаганда. Джавахкцы (как и карабахцы), с исключительной симпатией относятся к России и беззаветно любят материковую Армению. Армянское население, с обоснованной симпатией относящееся к русским, морально страдает и озлобляется. С другой стороны Тбилиси всячески превозносит своих «друзей»: США, Турцию, Азербайджан, что также не поднимает настроение армянскому населению».
Проблема имеет и религиозный, вернее церковный, аспект. Культурологические организации, возглавляемые арестованными, по словам Эдуарда Абрамяна, «уже много лет в одиночку борются против захватнической политики Грузинской Православной Церкви, которая пытается приватизировать главный духовный центр армянства Ахалцихе — церковь Сурб Ншан». Ереванские армяне прямо связывают последние события с активизацией армян Джавахка по защите этой церкви. «Недавно Грузия предъявила претензии на десяток армянских православных церквей... в Армении, — добавляет Левон Мелик-Шахназарян. — Среди сплошь армянского населения они умудрились «найти» свои церкви, некоторые из которых издавна почитаются армянами в качестве важнейших религиозных центров».
Эксперт приводит исторические параллели, вспоминая военный договор, заключенный 16 июня 1919 года между Грузией и Азербайджаном, находившимся в состоянии войны с Арменией. «Схожие условия, не правда ли? — поясняет он. — Статья I того договора гласила: «Договаривающиеся государства обязуются выступать совместно всеми вооруженными силами и военными средствами против всякого нападения, угрожающего независимости или территориальной неприкосновенности одного или обеих договаривающихся сторон». В ноябре того же года Грузия оккупировала Лори. Армяне вынуждены были отозвать с азербайджанского фронта часть подразделений и выбросить грузин из Лори. Сегодня Грузия претендует на лорийские церкви. Уж очень все это знакомо...».
Не вызывает сомнения, что грузинские власти намерены убить одним выстрелом сразу нескольких «зайцев»: продемонстрировать силу как джавахкским армянам, так и Еревану, отвлечь внимание сограждан от проблем Абхазии и Южной Осетии, а также показать активизировавшейся в последнее время оппозиции, что государство по-прежнему находится в «надежных» руках. Судьба же арестованных во многом будет зависеть как от активности армян всего мира, так и позиции официальных властей Армении, исповедующих в отношении Грузии известный принцип «худой мир лучше доброй ссоры».
Яна Амелина
Росбалт
Источник voskanapat.info |