Analitika.at.ua. Интервью кандидата экономических наук, доцента кафедры организации агробизнеса Госагроуниверситета Максим Даниелян
- Г-н Даниелян, как идет процесс возрождения армянской грозди?
- Крестьянские хозяйства Араратской равнины и других виноградарских зон республики почти с первых же дней приватизации стали варварски уничтожать виноградники и засевать участки зерновыми и кормовыми культурами, несмотря на запрет на переустройство многолетних насаждений. За годы независимости и экономического кризиса 90-х годов выкорчевывались также старые виноградники, из-за чего бесследно исчезло множество стародавних аборигенных сортов и клонов. Кроме того, сразу после приватизации страна лишилась значительной части коллекции Армянского НИИ виноградарства, виноделия и плодоводства в Мецаморе, насчитывающей десятки сортов новой селекции и малораспространенных аборигенных сортов, сотни элитных сеянцев, ценнейшие исходные селекционные материалы. Лишь в 2001г., спустя 10 лет неопределенности, был опубликован первый список сортов винограда, допущенных к использованию на территории РА. В него вошли 52 столовых, технических и универсальных сорта. В 2006г. по приказу министра сельского хозяйства этот список довели до 66 сортов, причем исключительно за счет сортов новой селекции, что, на наш взгляд, противоречит политике районирования сортов. Тем не менее за последние несколько лет, хотя не решены некоторые фундаментальные проблемы отрасли, наблюдаются определенные сдвиги, которые приближают нас к требованиям современного рынка. Отмечу, что начиная с 2003г. площади под виноградниками увеличилась на 17% (2700 га), а валовой сбор – в 2,5 раза. Была преодолена отметка в 200 тыс. тонн.
- Рост закупочных цен на виноград как-то повлиял на развитие отрасли?
- Развитие виноградарства, в частности, закладка новых плантаций, результат оптимизации сбыта виноградного сырья, обеспечение конкуренции перерабатывающих предприятий достигнуты в первую очередь повышением цен на виноград. По сравнению с 1995г. они выросли в 3 раза.
В новых условиях хозяйствования государство, как правило, непосредственно не участвует в процессе ценообразования. Последнее зависит от косвенных факторов: цен на оросительную воду, налога на землю, кредитных ставок и т.д. При установлении конечных цен на товары производитель принимает за основу существующую на рынке среднюю цену, учитывая качество товара и при этом принимая во внимание расходы, сделанные на получение продукции и возможную прибыль.
Почти теми же принципами руководствуется переработчик, ибо цель обоих – получение прибыли, по возможности большей. Если бы они действовали согласованно в одной и той же сфере, интегрировались бы в рамках коопераций, обществ или ассоциаций, то между ними действовал бы принцип более объективного распределения прибыли. С точки зрения производителя винограда, прибыльная деятельность перерабатывающего предприятия дает возможность повысить использование производственных мощностей, осуществить техническое переоснащение и тем самым увеличить объем закупок винограда.
С другой стороны, увеличение прибыли от производства винограда создает возможность с помощью дополнительных вложений внедрить передовые технологии, обеспечить получение высококачественного винограда в больших объемах, удовлетворяющих требованиям переработчика.
Возросшие расценки сыграли решающую роль в выходе виноградарства из кризиса. Однако их нынешний уровень не обеспечивает пропорционального распределения прибыли между производителем винограда, переработчиком и государством. В этом можно убедиться на примере винограда сорта "Арени". По средней урожайности в 100ц/га себестоимость 1 ц в 2006г. составляла 7,6 тыс. драмов, а средняя закупочная цена – 22 тыс. драмов. Из 1кг сорта "Арени" в среднем вырабатывается 0,75 л вина, себестоимость которого, по нашим расчетам, составляет 775 драмов. Заводская цена 0,75 л вина "Вернашен" – 1108 драмов, от его реализации завод получает 266, государство – 379 драмов (с учетом акцизного налога, НДС и налога на прибыль).
Итак, при урожайности 100ц/га условная суммарная прибыль, полученная от производства и переработки винограда сорта "Арени", составляет 7 млн 793,6 тыс. драмов, 17,2% из них получает производитель винограда, 34,1% - завод и 48,7 – государство. Т.е. производитель получает в два раза меньше прибыли, чем переработчик, и в 2,8 раза меньше государства. На наш взгляд, снижение налогового бремени и содействие внутреннему рынку со стороны государства обеспечили бы развитие темпов отрасли.
Исследования показывают, что права производителя ущемляются еще больше при участии посредника в реализации винограда столовых сортов. Так, при средней урожайности 100ц/га себестоимость 1 ц винограда в среднем составляет 9 тыс. драмов. В 2003-2006 гг. оптовая реализационная цена 1 кг винограда столового сорта в среднем составляла 185 драмов, а реализационная рыночная цена – 548 драмов. При хранении винограда, с вычетом 10% естественной потери и расходов в 70 драмов/кг, связанных с перевозкой, хранением и реализацией, прибыль посредника достигает 293 драма. Расчеты показали, что прибыль, полученная от реализации винограда с 1 га при урожайности 100 ц/га, составляет 3 млн 880 тыс. драмов. 24,5% от полученной прибыли - доля производителя винограда, 75,5% - продавца-посредника.
- Возросло ли качество виноградного сырья?
- Прибыль от реализации продукции обеспечивает не только объем производства винограда, но и его товарные характеристики. Известно, что "из некачественного винограда невозможно получить добротное вино, из качественного – вероятно..." Так как производство алкогольных напитков – одна из приоритетных отраслей экономики страны, то мы должны готовить отрасль к конкуренции с внешними старожилами отрасли, непрерывно улучшая качество продукции. Сегодня большая часть ассортимента местных вин, таких как портвейн, кагор, малага, мускат и др., получает высокие награды на международных конкурсах, подчас опережая традиционных национальных производителей. Это значит, что отечественное виноделие имеет широкие возможности быть представленным на внешнем рынке и занять там достойное место. Конечно, экономическая и транспортная проблема ограничивает экспорт. Но есть и другие серьезные проблемы.
Большая часть винодельческих предприятий республики пока не имеет полноценных стратегических программ, учитывающих особенности рынка, а если даже таковые и есть, то они скорее носят саморегулирующийся характер, что объясняется недостатком опыта и неполнотой маркетингового анализа. Считаю, что решение проблемы переработки сельхозпродукции, в том числе винограда, необходимо начать с его реализации. Для этого прежде всего должно быть создано такое правовое поле, где будет возможна свободная конкуренция и где будут защищены интересы производителя и потребителя. Местные органы самоуправления при поддержке правительства и организаций-доноров должны содействовать созданию оптовых и розничных рынков, обеспечивать сокращение расходов на транспортировку товаров и доступность информации о сделках и ценах на рынке. С учетом региональных особенностей реализация указанных мероприятий будет способствовать развитию перерабатывающего сектора и повысит его конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.
Левон Оганесян
Голос Армении |