Четверг, 25.04.2024, 04:06
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 7 » Сотрудничество армянских и турецких кинематографистов
Сотрудничество армянских и турецких кинематографистов
00:15

Analitika.at.ua. Когда в декабре прошлого года 9 молодых кинодеятелей из Турции по приглашению "Золотого абрикоса" приняли участие в армяно-турецком киносеминаре, то обе стороны не преминули использовать возможность завязать диалог о том, каким образом с помощью кино донести до турецкого обывателя истину о прошлом.

 

Послесловие к армяно-турецкому киносеминару

 

Однажды во время "Айфеста"-2005 из Университета искусств Лондона представили странную сценографию. В малый темный зал кукольного театра впускали на 5-7 минут по 10 человек зрителей, и они поднимались на сцену, где за столом сидела гламурная девица в красном с бокалом вина в руке и с сигаретой. На столе с помощью видеопроектора появлялись человечки и двигались в отведенном им пространстве. Вдруг девушка стряхнула пепел с сигареты.Человечек остановился перед препятствием. Потом капнула из бокала и даже прыснула на человечков одеколоном – и человечки тут же открыли зонтики. А потом самоуверенная и всемогущая молодая женщина собрала человечков по одному в коробочку и заперла их. Автор замысла пытался выразить так мысль, что мы управляемы сверху и Божественное око направлено на нас. Именно такое впечатление производят сегодня набирающие темп армяно-турецкие отношения, всячески стимулируемые Западом.

 

Однако, смею сказать, что Бог не только сверху управляет нами, но также обитает внутри нас самих и выбор всегда за нами - быть управляемыми или самим управлять процессами.

 

В какую форму облечь правду

 

- Вы сказали правду, нужно ли было?

 

В фильме турецкого режиссера Эзела Акая "Где ты, Фирузе?", который мы посмотрели во время семинара, речь шла не об исторической правде, а о той крылатой правде, в которую если человек искусства не поверит, то не сможет создать нечто правдивое. Одной правды недостаточно, чтобы тебе поверили.

 

ВОТ, НАПРИМЕР, ПРЕКРАСНЫЙ  ФИЛЬМ ВАРДАНА ОВАННИСЯНА "Человеческие истории о войне и  мире", который был показан в первый же день семинара, с огромным успехом демонстрировался на многих фестивалях и, как правило, вызывал желание приобрести для показа по телевидению. Но как только становится известно, что речь идет о реальной войне и настоящей смерти, то желание это пропадает: ''мы не можем нашему телезрителю настоящую смерть показывать''.

 

- Давайте снимем фильм по книге Рафаэля Ногалеса де Мендеса "4 года под полумесяцем", - предложил документалист Гагик Арутюнян,- это свидетельства венесуэльского очевидца, который служил в османской армии.

 

- Почему не сделать игровой фильм?- возразил ему Эзел Акай.

 

- У меня мышление документалиста.

 

- Для документального фильма нужно документальное исследование, а в случае с игровым скажут: хорошо соврали, да правда вышла наружу.

 

Акай утверждал, что друг с другом враждуют не народы, а правительства, сегодня же как будто интересы двух народов и правительств начали совпадать, и его больше всего заботит то, чтобы все обсуждаемое в узком кругу кинематографистов стало достоянием и человека с улицы.

 

Обе стороны жаждали затронуть острые углы.

 

 - Я дам вам 7 фильмов - покажите их по телевидению. Есть и политические фильмы, но развлекательного характера.

 

Действительно, фильм Акая "Где ты, Фирузе?" искусно разоблачал тонкости шоу-бизнеса, но делал это в жанре экшн, т.е. динамично и развлекательно. В ответ Гагик Арутюнян предложил: "Любого турка повезу в любое место. Хотите - в Карабах? И то же пусть сделают турки!"

 

Чихдем Матер, представлявшая общественную организацию "Анадолу Кюльтюр", напомнила о роли Гранта Динка в этом диалоге. Среди гостей присутствовала и Лусин Динк, племянница погибшего журналиста. Она тоже выступила с предложением - от слов перейти к делу.

 

Скелеты в шкафу

 

- Я не ищу сюжеты, они сами меня находят. - Так сказала красавица Мюжде Арслан и рассказала об одной курдской истории, связанной с ее теткой по отцу.

 

НО СНАЧАЛА О ГОРОДЕ МАРДИНЕ и о бафиле, проживающих там: "Я родилась в Мардине, местности, полной прегрешений. В Мардине можно встретить много тех, кого называют бафиле. Это гявуры мужского пола, которых усыновили когда-то курды: они не знают армянского и фанатично привержены мусульманству. Однако поколение молодых, отправляясь в Стамбул на учебу, возвращается к своим христианским корням".

 

У Мюжде в шкафу хранился курдский скелет. Она сделала об этом авторский фильм под названием "Последняя игра". Ее бабушка по отцу, выйдя замуж, родила дочку, но муж ее бросил и исчез. По законам намуса нельзя было оставаться одной с ребенком, поэтому у бедной женщины отнимают ребенка и отправляют к родственникам мужа в соседний Диарбекир. Ее снова выдают замуж, и, уже будучи бабушкой, она признается сыну, т.е. отцу Мюжиде, что у нее есть дочь Гюзиде, которую она никогда не видела. Отец Мюжиде желает найти свою сестру и вместе с Мюжиде отправляется в Диарбекир. Увы, судьба Гюзиде от рождения была несчастливой, и она была убита, став второй раз жертвой намуса. А случилось вот что. Когда наступило время выдавать ее замуж, Гюзиде предложили жениха, но она предпочла ему его брата. Спустя два месяца после свадьбы неизвестный постучал в дверь и выстрелил ей в голову. Все были убеждены, что это было дело рук брата ее мужа.

 

- Судьба Гюзиде очень типична,- сказала Мюжиде, которая внешностью очень походила на свою тетку.

 

Другой режиссер, Фрад Манджухан, признался в наличии греческого скелета в своем шкафу, а Эйлем Кафтан – армянского. "Видите, как трудно нам приходится,- пошутили турки. - С одной стороны - армяне, с другой - греки, с третьей - курды, а посередине намус". На что армяне тоже ответили шуткой: "Нам тяжелее: с одной стороны - армяне, с другой – тоже армяне, с третьей - опять армяне..."

 

 В конце концов кто-то из армян воскликнул: "Неужели среди вас нет нормального турка?!" - ''Я'' - отозвалась смуглая Сенем Тузен. Но о ней чуть позже.

 

Проекты, замыслы и фильмы

 

Итак, в индивидуальной памяти каждого жителя Турции присутствует некая историческая память. Земля Анатолии, Эгейское побережье, Средиземноморское и Черноморское побережья хранят в своих недрах истории, которые, предаваясь молчанию, становятся все более взрывоопасными. Фрад Манджухан дал этому такое определение: "В нас сидит бомба, которая должна взорваться, но эта бомба заложена чужими руками".

 

ЗЕЙНЕП ГЮЗЕЛ ПРЕДЛОЖИЛА ДВА ПРОЕКТА:

 

1. Провести беседу среди пожилых людей в двух приграничных городах - Карсе и Гюмри. Титры только на армянском и турецком, никакого третьего языка. Все сказанное собрать воедино в одном рассказе и посмотреть, выплывет ли наружу что-то общее.

 

2. Турчанка Сибел и армянка Ани знакомятся в университете. Решают вместе снять квартиру. Подруги симпатизируют друг другу, но Ани больше заботится о Сибел, а Сибел злоупотребляет этим. И вот однажды Ани исчезает. Сибел только сейчас начинает понимать, что ничего не знает об Ани и вообще об армянах...

 

- Ну ладно, хватит, - пробует умерить пыл молодых режиссеров киновед Гарегин Закоян. - Мне кажется, мы забегаем вперед и начинаем с конца нашего пути. Представьте, какую реакцию вызовут все эти проекты: не знали - узнали, не любили - полюбили: похлеще любого бразильского сериала. Надо начинать с маленького человека, с героя гоголевской "Шинели". Сколько народностей проживает в Анатолии, в том же Стамбуле, чьи переживания могут взволновать зрителя.

 

И Закоян предложил сделать фильмы, посвященные культуре и традициям малых народов. Пока не поздно.

 

Много еще проектов было выдвинуто, а Фрад решил создать фильм, в котором расскажет о жителях разных стран. Но когда ему посоветовали осуществить проект с разными режиссерами, Фрад ревниво возразил: ''Фильм, как женщина - его нельзя ни с кем делить".

 

Сенем Тузен

 

Сенем Тузен принадлежала к кочевому племени туркменов, которых на протяжении всей истории Османской империи до основания республики склоняли к оседлости. Она очень рассудительна, но при этом имела дикий вольный нрав. У нее был проект фильма, посвященного Комитасу, и она так полюбила этот образ, что, увидев его памятник, жадно расцеловала его.

 

 У СЕНЕМ СОЗРЕЛ ОЧЕНЬ ДЕРЗКИЙ ПЛАН выхода из столетнего исторического кризиса. План очень масштабный, такой же масштабный... каким был план Геноцида. Она предлагает туркам начать марш или шествие с тех мест, откуда выселяли армян, и пройти весь их путь до Дер-Зора. Чтобы быть прощенными. Чтоб замолить чудовищный грех...

 

 Ее можно понять. Ее можно поддержать. Ведь она хочет организовать всенародный марш ПРОТЕСТА против того, что было. Чтоб больше его не было.

 

АНКАРА, 26.01.09. НОЯН ТАПАН. Общественное телевидение Турции (TRT) выступило с инициативой создания нового телесериала. Цель фильма под названием "Развод" - содействовать прекращению вражды между армянским и азербайджанским народами. Об этом передают турецкие СМИ. По некоторым сведениям, фильм будет сниматься в семи различных странах, в том числе в Армении, Азербайджане, Чечне. Один из эпизодов будет снят в Ереване.

 

Цовинар СИМОНЯН-ЛОКМАГЕЗЯН

Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 845
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru