Четверг, 25.04.2024, 11:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 7 » Обзор СМИ: Оружейный скандал
Обзор СМИ: Оружейный скандал
00:27
Analitika.at.ua. Азербайджан направил заявление по поводу информации о передаче российского оружия Армении в Саудовскую Аравию и, через нее, в другие исламские государства. Как сообщает 1news.az, заявление МИД также распространено среди остальных государств Организации исламской конференции (ОИК). В заявлении МИД Азербайджана выражается категорический протест в отношении вооружения страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ одной из сторон карабахского конфликта. Мы получили ответ российской стороны по поводу информации о безвозмездной передаче Россией Армении вооружения на 800 млн долларов. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами сообщил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Эта информация находится в центре нашего внимания. Нас к этому вынуждает факт безвозмездной передаче в 1996 году Россией Армении вооружения на сумму миллиарда долларов", сказал он.

 

Ответ Министерства иностранных дел России на ноту Азербайджана касается только списка оружия, представленного азербайджанской стороной. Об этом, передает бакинская "525-я газета", заявил посол России в Азербайджане Василий Истратов. Сотрудник "АПА" задал дипломату вопрос: "В ноте МИД России говорится, что Министерством обороны РФ не передавалось и не продавалось в 2008 году армянской стороне вооружений и военной техники по номенклатуре и в количествах, которые стали предметом некоего документа. Значит ли это, что в ином количестве и номенклатуре за этот период оружие передавалось?" Отвечая на вопрос, Истратов заметил, что глава МИД Лавров говорил о том, что военно-техническое сотрудничество Россия ведет со многими странами, включая также Азербайджан и Армению: "Данный ответ касается только представленного списка, однако это не означает, что РФ никогда и никоим образом не продавала и не передавала российское оружие Армении. Данный документ является фальшивкой, вот это самый главный вопрос". Дипломат сказал, что не владеет информацией о том, в каком объеме, в какие сроки и на каких условиях это оружие передавалась.

 

Находившись с рабочим визитом в Москве, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев встретился со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым. Как сообщает "525-я газета", на встрече, в частности, состоялись обсуждения, связанные с сообщением о передаче Россией Армении оружия на 800 млн долларов. Сердюков заявил, что его страна не передавала Армении в 2008 году оружие в указанных объемах и номенклатуре. Однако, отмечает газета азербайджанские депутаты не верят утверждениям России. Член Комиссии парламента по вопросам обороны и безопасности Эльман Мамедов заявил "525", что это не первое снабжение вооружением Армении со стороны России: "Россия передает Армении не только оружие, но и одежду, продукты питания. У Росии имеется две крупные военные базы в Армении. Российские военные размещены не только в Армении, но также и на оккупированных территориях Азербайджана. Это очень опасно для региона. Я неоднократно говорил и сейчас хочу повторить, что то что Россия является страной-сопредседателем, ее участие в мирном процессе, противоречит всем принципам и международным юридическим нормам. Поэтому, необходимо либо отказаться от Минской группы ОБСЕ, либо отстранить Россию от сопредседательства. Россия - участник в возникновении этого конфликта и сейчас продолжает свое участие. Поэтому, парламент должен проявить резкое отношение к данному вопросу". Депутат Сиявуш Новрузов считает, что факт вооружение Армении Россией должен быть вынесен на обсуждение на уровне международных организаций: "Этим необходимо доказать, что вооружение Армении опасно не только для Азербайджана, но и для всего региона. Ведь существуют международные договора, в которых отражено количество военой техники, которым может обладать то или иное государство". Новрузов считает, что вопрос должен быть вынесен на обсуждение на уровне ПАСЕ, ООН, НАТО. Депутат, отметивший, что знаком со списком и видами отправленного в Армению вооружения, заявил, что срок пригодности этого оружия истек: "После длительного пользования это оружение должно быть выбрашено как старый метал. Естественно, что бы ни было, незаконная отправка этого воружения в Армению является преступлением. Несмотря на это, это вооружение намного отстает от военой техники, которой владеет Азербайджан, не надо попросту беспокоить общественность". Депутат Захид Орудж также считает, что вооружение опасно не только для Азербайджана, но также и для всего региона: "Учитывая это, я поддерживаю обращение моих коллег к руководству парламента. Официальная Москва пытается скрыть факт передачи оружия". Орудж напомнил, что страна, которую она вооружает, оккупировала 20 процентов азербайджанских земель: "В таком случае, какая цель в вооружении страны численностью населения в 3 миллиона. Что хочет сделать Россия? Россия должна вновь внести ясность в этот вопрос, и если на вооружения не было, то это должно быть обосновано достоверными фактами".

 

"Сегодня Баку очень удобно использовать информацию о передаче оружия Армении для того, чтобы выступить за резкое изменение статус-кво в процессе Нагорно-Карабахского урегулирования", пишет завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов. По его словам, это - повод для критики роли Москвы и для требований ее выхода из состава Минской группы. "С такими лозунгами уже стали выступать и депутаты Милли Меджлиса Азербайджана, и влиятельные эксперты. Очень часто стали повторяться и сравнения нынешнего Азербайджана (страдающего от российского вероломства) с Грузией (пострадавшей от него же в дни "горячего августа" 2008 года). Для сторонников сравнительного анализа вывод очевиден: Россия - виновница того, что в Нагорном Карабахе никак не наступит справедливый мир. Отсюда логически следует другое умозаключение - вывод России из игры (в частности, из Минской группы), торпедирование Московской декларации (какие же декларации можно подписывать с двурушниками?), пересмотр статус-кво с возможным переманиванием Запада на свою сторону. В общем, знакомый по событиям в соседней Грузии сценарий "разморозки" конфликта. Возлагать ответственность на Россию страны на постсоветском пространстве за 17 лет после распада СССР хорошо научились. В самом деле, не надо никакой рефлексии по поводу собственной политики, своих просчетов и неумения достигать компромиссов", отмечает Маркедонов. ("Республика Армения").

 

Мы не знаем источник, который выступает под анонимом "американский дипломат" и цитируется азербайджанской прессой. Об этом PanARMENIAN.Net заявили в пресс-службе посольства США в Ереване. "У посольства США в Армении нет информации о том, что Россия передала вооружение Армении. Российское и армянское правительства отрицают эту сделку. Мы уверены, что Армения остается приверженной своим обязательствам по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ)", подчеркнули в пресс-службе посольства США.

 

Инициированная Азербайджаном информационная утка по поводу передачи Россией вооружения Армении на Западе возымеет весьма ограниченный практический эффект. Такое мнение высказал руководитель департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян в статье, опубликованной на сайте Politcom.ru. Как отмечает эксперт, все это происходит в условиях, когда официальный Баку сам инициирует региональную гонку вооружений, угрожает своим многомиллиардным военным бюджетом, пытается шантажировать Армению и Карабах "скорым" началом войны. Одним из логичных объяснений, по мнению Минасяна, могут быть факторы, лежащие во внутреннем поле Азербайджана. "Теперь, после многолетних демонстративных и громогласных заявлений высшего азербайджанского руководства о начале в самом ближайшем будущем боевых действий, ему очень трудно объяснить населению своей страны, почему же тогда Азербайджан не начинает наконец-то свою победоносную войну для "освобождения Карабаха". И тут вдруг появляется очень удобная причина для внутриобщественной "легитимизации" невозможности начала Азербайджаном войны в Карабахе: русские вновь дали столько оружия армянам, что мы опять не можем начать войну". Таким образом, с одной стороны, власти Азербайджана нагнетают реваншистские настроения среди населения страны, а с другой - пугают его российско-армянским военным сотрудничеством. С точки зрения Минасяна, Азербайджан пытается использовать очередной повод активизации армяно-российского военного сотрудничества для получения новых пропагандистских дивидендов на Западе. "Однако и тут ситуация также не такая простая. Несмотря на имеющиеся и с каждым разом все более усиливающиеся субъективные (а местами даже иррациональные) антироссийские стереотипы на Западе, союзник России и член ОДКБ Армения никогда не рассматривалась на Западе как исключительно пророссийский актор кавказской региональной политики. Нагорный Карабах в восприятий западной политической элиты никогда не стоял в одном ряду с Абхазией, Южной Осетией или Приднестровьем, а Азербайджан никогда не рассматривается как такое же безусловно прозападное государство, как Грузия, и поэтому заслуживающее поддержки Запада", отмечает эксперт. По словам эксперта, "давно существует четкое осознание того, что на Южном Кавказе Армения при любых внешних обстоятельствах всегда будет намного "прозападнее" Азербайджана, и одновременно Ереван будет восприниматься Москвой как намного более близкий региональный партнер и военно-политический союзник, чем Баку". ("Де-Факто").

 

Независимый военный эксперт Азад Исазаде считает, что, в принципе, оружейный скандал между Азербайджаном и Россией удалось замять. "И тут вопрос состоит не в том: удалось доказать факт передачи российского оружия Армении или нет, а в том - насколько этот оружейный скандал актуален для сегодняшнего Азербайджана, нужно ли нам это доказывать. Дело в том, что кому-то необходимо было слить информацию или дезинформацию в прессу и вызвать скандал между Азербайджаном и Россией. Кому это было выгодно, необходимо выяснять МНБ и военной разведке", считает Исазаде. По мнению Исазаде, дальнейшего развития этот оружейный скандал не получит, все уйдет в песок и на двусторонних отношениях между Россией и Азербайджаном данный скандал никак не отразится. "Но периодически, когда каким-то политикам в Азербайджане будет выгодно вспоминать об этом скандале, он опять будет всплывать в местной прессе. Западу разжигать этот скандал не выгодно, не имея на руках доказательств", отметил он. И всё же, по мнению эксперта, видимо, азербайджанская сторона все же располагает некими косвенными фактами поставок российского оружия в Армению. "Поэтому ведутся переговоры, а фактически торги, дабы решить этот вопрос с выгодой для обеих сторон. К примеру, наша страна за молчание может попросить Россию закрыть глаза на какие-то действия Азербайджана, или добиться поставок соответствующего количества оружия в Азербайджан", заключил Исазаде. ("Эхо").

 

 

На вопросы Trend News отвечает директор Европейских программ Международной Кризисной Группы (CrisisGroup) Сабина Фрейзер

 

- Возможно ли разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в 2009 году?

 

Ключом к урегулированию конфликта являются лидеры и народы Азербайджана и Армении. Это, в первую очередь, азербайджанцы и армяне, в том числе из Нагорного Карабаха, которым необходимо найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Это решение должно быть достигнуто путем мирных переговоров, а также учитывая права человека и основополагающие интересы всех заинтересованных сторон в конфликте, для обеспечения стабильного, устойчивого и справедливого мира. Внешние игроки, будь то Минская группа ОБСЕ, или отдельные государства, могут играть лишь второстепенную роль в формировании динамики конфликта и помощи сторонам прийти к миру. Мы не можем полностью исключить возможность подписания мирного соглашения в 2009 году. Однако даже если Армения и Азербайджан подпишут мирное соглашение, то потребуются годы, чтобы укрепить доверие между азербайджанцами и армянами, которые должны научиться мирно сосуществовать в Нагорном Карабахе и в других местах. Таким образом, решение нагорно-карабахского конфликта - долгосрочный процесс. Мы не можем исключать возможности значительного прогресса на пути к миру в 2009 году. И Армения, и Азербайджан продолжают переговоры при содействии Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских принципов. Августовский кризис в Грузии увеличил важность для международного сообщества в скорейшем урегулировании конфликтов на Южном Кавказе. Несмотря на то, что Московская декларация, подписанная в ноябре азербайджанским, армянским и российским президентами, преимущественно воспринимается, как попытка России улучшить свой международный имидж после войны в Грузии. Однако она стала важным событием, так как это первый документ, подписанный между Арменией и Азербайджаном с 1994 года, призывающий к политическому урегулированию конфликта. Турция также расширяет свои региональные усилия на Кавказе. Нормализации армяно-турецких отношений положительно повлияет на нагорно-карабахский мирный процесс. Таким образом, учитывая последние достижения, есть некоторые основания для осторожного оптимизма. Однако, как я уже сказала, решение таких сложных проблем, как нагорно-карабахский конфликт - долгосрочный процесс, и окончательное разрешение займет не менее десяти лет. Для начала этого процесса крайне важно, чтобы руководители всех сторон постарались создать среди своего населения правильное понимание Мадридских принципов и поощряли меры укрепления доверия между обществами двух стран.

 

- Возможно ли, на Ваш взгляд, возобновление военных действий?

 

Война может вспыхнуть в любое время до тех пор, пока конфликт не урегулирован, и две армии сталкиваются в окопах. Августовская война в Грузии показала, насколько хрупким является статус-кво в регионе. Но у нее был и эффект сдерживания в том смысле, что она показала, какие катастрофические последствия может повлечь возобновление боевых действий. Это возлагает особую ответственность на плечи лидеров Азербайджана и Армении не допустить аналогичного сценария в Нагорном Карабахе, который представляет собой еще большую проблему в обеспечении региональной и европейской безопасности, чем война в Грузии в августе 2008 года. Лидеры Азербайджана и Армении должны выиграть от усиливающегося внимания со стороны международного сообщества к Южному Кавказу и использовать их помощь для достижения мирного урегулирования.

 

Как Вы думаете, какие же принципы в проекте рамочного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта остались несогласованными?

 

Предложения Минской группы, официально представленные министрам иностранных дел Армении и Азербайджана на Мадридском саммите ОБСЕ в ноябре 2007 года, являются основой сегодняшних переговоров. Эти предложения, известные также как "базовые принципы" - результат ряда встреч глав МИД Армении и Азербайджана с 2004 года в Праге, названный "пражским процессом". Эти предложения известны, и ранее были разработаны в соответствующих докладах Кризисной группы "План мира" (2005) и "Рискованная война" (2007). Эти предложения предусматривают определение окончательного статуса Нагорного Карабаха путем всенародного голосования на последнем этапе мирного процесса, после того как будут предприняты все остальные меры доверия, включая отказ от применения силы, постепенный вывод армянских сил с оккупированных территорий, возвращение перемещенных лиц в свои дома и возобновление торговли и связи. У сторон, однако, есть значительные разногласия по вопросу о возвращении Кельбаджарского и Лачинского районов, формы голосования, которое будет определять итоговый статус Нагорного Карабаха, и по вопросу о возвращении азербайджанских переселенных лиц в Нагорный Карабах до того, как пройдет это голосование. Минская группа в настоящее время работает со сторонами конфликта по преодолению оставшихся разногласий, целью чего является подписание азербайджанским и армянским лидерами "базовых принципов". Кризисная группа считает, что продолжающиеся переговоры на основе Мадридских предложений, - наилучшие рамки для мирного урегулирования конфликта. В Азербайджане широко распространены ошибочные представления и шаблонный тип мышления по поводу этих предложений, как будто они представляют собой скрытый заговор с целью узаконить отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Аналогичные опасения существуют и в Армении. Крайне важно, чтобы руководители Азербайджана и Армении информировали и консультировались с обществом своих стран по поводу предложений Минской группы. Повышение гражданской осведомленности и дискуссий с азербайджанскими и армянскими коллегами очень важно для достижения прогресса в мирном процессе.

 

- В СМИ распространилась информация по передаче Армении российского вооружения на сумму около 800 миллионов долларов. Как Вы считаете, не приведут ли такие действия к подрыву мирного процесса?

 

Я прочитала об этом в азербайджанских СМИ и на данном этапе мне трудно судить об этой проблеме. Российская сторона опровергает это сообщение, а у нас нет независимого подтверждения этой претензии. Однако, если это правда, этот факт, несомненно, подрывает позицию России в качестве председателя Минской группы ОБСЕ и беспристрастного посредника в нагорно-карабахском конфликте. Передача оружия также противоречит резолюции Совета Безопасности ООН 853 (1993), которая настоятельно призывает государства "воздерживаться от поставок любого оружия и боеприпасов, которые могли бы привести к эскалации конфликта или продолжению оккупации территории". Кризисная группа считает, что любые поставки оружия, как в Армению, так и в Азербайджан, до тех пор, пока нагорно-карабахский конфликт не разрешен, служат лишь подрыву мирного процесса, приводят к дальнейшей милитаризации и служат тому, что и без того скудные ресурсы используются не в интересах населения. (Analitika.az).

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 808
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru