Analitika.at.ua. В Брюсселе и Будапеште прошли дискуссии по вопросу диверсификации потоков газа с Востока на Запад.
Москва тем временем продвигает собственный проект, который позволит ей и впредь оставаться главным поставщиком углеводородов в ЕС. А в позиции европейцев, которые, казалось бы, после недавнего “газового кризиса” между Россией и Украиной заявили, что возвращаются к этому проекту, дабы не зависеть от российско-украинских “газовых разборок”, не все однозначно. Самые резкие заявления прозвучали из уст представителей Чехии. Глава чешского МИД Карел Шварценберг считает: главный урок газового кризиса состоит в том, что “Россия и Украина не являются надежными поставщиками газа”, поэтому “проект Nabucco (по территории Турции, в обход России) становится еще более важен”. Но с этим в Европе согласны не все. В этом плане встреча в венгерской столице представляется любопытной. Среди ее участников Турция, Германия, балканские страны, Венгрия, США, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Ирак, Египет и Грузия, то есть экспортеры газа, предполагаемые транзитеры и потребители.
Венгерский премьер Ференц Дьюрчань, чья страна, кстати, ранее согласилась участвовать в российском проекте “South Stream” (“Южный Поток”), заявил, что участники встречи сосредоточатся на поиске источников финансирования Nabucco и ресурсов для заполнения этой трубы. Инвесторами могли бы стать Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Вроде бы ЕИБ дал предварительное согласие частично профинансировать проект, а в штаб-квартире ЕБРР пока молчат. Это не случайно. В Будапеште было подтверждено: в вопросе заполнения трубы ЕС рассчитывает на Казахстан, Туркмению и Азербайджан. Ранее эти утверждали, что не могли бы поставлять газ Европе без посредничества России. Однако сейчас все может измениться. Ведь в дни работы саммитов в Брюсселе и Будапеште президент РФ Дмитрий Медведев успел побывать в Узбекистане. И узбекский президент Ислам Каримов после переговоров — в том числе и по сотрудничеству в энергетической сфере — однозначно заявил, что продает и будет продавать весь свой газ России.
Вот почему россияне довольно спокойно отнеслись к решениям и заявлениям и брюссельской, и будапештской конференций. Посетивший Венгрию первый вице премьер правительства РФ Виктор Зубков подчеркнул, что Nabucco “может стать хорошим памятником амбициям”. Зубкову вторил и зампред “Газпрома” Александр Медведев, совершавший турне по Восточной Европе и присоединившийся в Венгрии к вице-премьеру. Он заявил, что “только природа не терпит пустоты, но в истории есть случаи, когда трубы оставались пустыми”. А вот газопроводу “South Stream”, по его словам, не угрожает не только пустота, а даже мировой финансовый кризис. В итоге Венгрия провозгласила, что “Южный Поток” “служит целям энергобезопасности” страны, хотя и не заявила о выходе из Nabucco. Затем в Москве побывал Пьер Морель, спецпредставитель ЕС по конфликту в Грузии и спецпредставитель ЕС по Центральной Азии. Подтвердив, что в ЕС уверены в необходимости в данном газопроводе, он в то же время призвал к осторожности относительно любых конкретных сроков. “Мы должны мыслить долгосрочными категориями, чтобы построить нечто стабильное, опирающееся на хорошее партнерство для расширения источников энергоснабжения в ЕС”, — констатировал Морель. Вместе с тем он выразил и плохо скрываемое раздражение тем фактом, что президент РФ Д.Медведев поторопился заручиться газовыми ресурсами Средней Азии: “Мы признаем интересы России в Центральной Азии. Но мы все можем играть в регионе свою роль. Взаимозависимость должна стать правилом для долгосрочного управления крайне важным энергетическим потенциалом Центральной Азии”.
Итак, вопрос о Nabucco по-прежнему провисает. Похоже, в Европе впечатлены тем, что “трубы бывают пустыми”. На этом фоне заявление постпреда РФ при ЕС Владимира Чижова о том, что газопровод “Nord Stream” (“Северный Поток”, через Балтику в Германию) войдет в строй уже в текущем году и его уже не критикуют в европейских СМИ, прозвучало весьма символично. Объективности ради добавим, что Ильхам Алиев заявил о наличии в Азербайджане гигантских запасов газа, которых-де “хватит на сто лет”. Он высказался в пользу строительства “Набукко”, однако не стал скрывать своего разочарования низкой активностью потенциальных европейских инвесторов. К тому же в условиях сокращения мирового газового рынка из-за кризиса Баку вообще не считает нужным расширять газодобычу. Так что вопрос о прокладке этого газопровода в ближайшем будущем не будет слишком актуальным.
НВ |