Пятница, 29.11.2024, 06:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 8 » Россия создала аналог НАТО и Международного валютного фонда
Россия создала аналог НАТО и Международного валютного фонда
00:02

Analitika.at.ua. Ереван активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

 

Как уже сообщалось, в Москве на внеочередном саммите руководителей государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности было принято важное решение о создании коллективных сил оперативного развертывания (КСОР). Планировалось, что обсуждение этого вопроса займет около часа, однако на самом деле руководители стран-союзников совещались более трех часов.

 

Президент Серж Саргсян, который проводил саммит в качестве главы государства, являющегося на данный момент председателем ОДКБ, подчеркнул, что развитие и укрепление военной составляющей ОДКБ укрепит безопасность всех стран, входящих в организацию. “Если в течение нескольких месяцев мы создадим силы оперативного реагирования, то это усилит безопасность всех государств ОДКБ”, — уверен президент Армении.

Относительно пресловутого “особого мнения” Узбекистана, президент которого Ислам Каримов подписал документ о создании КСОР с оговорками, Серж Саргсян заметил, что “ничего особенного в этом нет”. Речь идет лишь о том, что Ташкент будет участвовать в этих силах, так сказать, на “разовой основе”, при проведении тех или иных отдельных операций, в которых сочтет нужным свое участие — при возникновении кризисных ситуаций.

В принципе, в этом действительно нет ничего экстраординарного. Говорить о разногласиях между участниками договора по этому поводу не приходится. Объем участия у всех стран различный. Основную нагрузку взяла на себя, разумеется, Россия, которая будет представлена 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизией и 31-й гвардейской штурмовой бригадой ВДВ. Это в общей сложности 8 тысяч штыков. Еще 4 тысячи бойцов в виде десантно-штурмовой бригады предоставит Казахстан. Остальные пять государств дадут в распоряжение КСОР по одному батальону. Таким образом, можно сказать, что коллективные силы будут насчитывать ориентировочно около 12 тысяч человек. Однако это, судя по всему, не все. Казахстан предложил дополнить боевые подразделения отрядами министерств по чрезвычайным ситуациям и МВД с тем, чтобы была возможность в оперативном режиме высылать спасателей, к примеру, в зоны природных или техногенных катастроф. А возможно, и в районы массовых выступлений экстремистского характера — этим, видимо, продиктовано желание видеть в составе КСОР специальные полицейские силы. Кстати, помимо этого новая структура включит в себя также службы наркоконтроля, противодействия незаконной миграции, спецслужбы.

Все это, как заметил президент России Дмитрий Медведев, заметно отличает создаваемый “кулак” от уже имеющихся в распоряжении ОДКБ сил быстрого развертывания. Последние, заметил г-н Медведев, “существовали только на бумаге”. Видимо, отныне все должно быть по-другому. Во всяком случае российский руководитель выразил уверенность, что “по своему боевому потенциалу КСОР окажется не хуже, чем силы Североатлантического альянса”.

Несмотря на то что, по экспертным оценкам, одно только создание нормативной базы для новой боевой структуры займет никак не менее трех месяцев, сам факт аполитического решения о формировании КСОР большинству наблюдателей представляется значимым. Напомним, что “наращивать военную составляющую ОДКБ” президент Медведев предложил в прошлом году на фоне обострения отношений с Западом из-за грузино-южноосетинского конфликта. При этом наблюдатели считают, что дело тут даже не столько в чисто военном аспекте, сколько в том, что создание КСОР “позволит плотнее скрепить связи между членами блока, что существенно при усилении в последнее время попыток влияния тех же США на некоторых из них”.

Что касается затрат на содержание ОДКБ, а теперь и его “объединенной армии”, то, по сложившемуся порядку вещей, половину их покрывала Россия. Теперь г-н Медведев сообщил, что Москве придется повысить свою долю в бюджете ОДКБ на четверть. Учитывая, что в прошлом году на деятельность Организации было выделено 150 миллионов рублей, то несложный подсчет показывает — в наступившем году Москве придется раскошелиться на сумму порядка 94-95 миллионов рублей. Это не считая затрат на содержание российской части контингента КСОР.

 

Впрочем, на самом деле очередная военно-политическая интеграционная инициатива обошлась российской стороне далеко не так дешево. На последовавшей вслед за саммитом ОДКБ встрече руководителей стран — членов Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс) — в эту структуру Армения входит в качестве наблюдателя — было принято решение о создании совместного инвестиционного фонда по борьбе с кризисом в размере 10 млрд долларов. Из этой суммы 7,5 млрд приходится на долю России. По язвительному выражению одной из московских газет, “обеспечение лояльности партнеров обходится Москве все дороже”. Уже известно, что Россия выделила Киргизии и Белоруссии стабилизационные кредиты по 2 миллиарда долларов, а Армении — кредит на 500 миллионов “зеленых”. Очень кстати, если учесть сокращение объемов частных трансфертов, поступавших до начала кризисных явлений в нашу страну в основном из той же России. Кроме того, Киргизии списан госдолг в размере 180 миллионов и в виде гранта подарено 150 миллионов — в качестве приза за изгнание американской военной базы с территории этой страны. Что касается кредитов, то предполагается, что их когда-нибудь придется возвращать. Однако условия их предоставления, по словам Дмитрия Медведева, “приемлемы для тех стран, которые попали в сложные ситуации”. Правда, что означает в данном случае термин “приемлемые”, президент России раскрывать не стал.

Сравнивая новосозданный антикризисный инвестфонд с Международным валютным фондом и даже называя его “аналогом” последнего, московские газеты убеждены, что в результате “у стран-заемщиков появится дополнительный резон выполнять рекомендации России. На этот раз как кредитора”. Это неприкрытый намек на то, что методы “сухого” военного и политического давления на постсоветских сателлитов в необходимых случаях будут дополнены “пряниками” в виде российских финансовых вливаний в их экономику. Что еще больше сближает обновленный российский подход с модусом действий в аналогичных вопросах стран Запада, в особенности США. И, возможно, это даже неплохо (а уж объективно — наверняка), что правила союзнической игры приобретают относительно более четкий, внятный характер. Государства, участвующие в интеграционных процессах в зоне традиционного геополитического влияния России, должны по крайней мере надеяться, что, придерживаясь соответствующих внешнеполитических приоритетов, они получат взамен нечто ощутимое. Иначе преобладание одного вектора, не обеспеченное ничем иным, кроме ритуальных клятв в вечной дружбе и братстве, справедливо может быть расценено как пренебрежение собственными национальными интересами.

На это можно возразить, что Россия и раньше давала материальные преференции союзным странам либо государствам, которых надеялась видеть в числе таковых. Немало материальных выгод за постсоветские годы имели на этом Белоруссия, Украина, ряд стран Средней Азии, да и Армения, тут скрывать нечего.

В этой связи небезынтересна реакция Азербайджана. Бакинская газета “Зеркало” пишет в своем последнем номере, что “российские власти даже не скрывают, что ОДКБ преследует две цели: предотвратить расширение НАТО на Восток и сохранить контроль над энергетическими ресурсами и маршрутами их транспортировки хотя бы на пространстве СНГ. И то, и другое имеет непосредственное отношение к Азербайджану. Одним из основных кандидатов в члены НАТО является Грузия — стратегический союзник и сосед Азербайджана. Рано или поздно официальному Баку придется определиться по поводу степени важности Грузии и России для Азербайджана.

Азербайджан также является ключевым звеном в диверсификации маршрутов доставки энергоресурсов из Каспийского бассейна на мировые рынки. По данному вопросу договориться с Россией также невозможно. Ведь проблема не в столкновении экономических интересов. Даже если через Nabucco на европейские рынки будет доставлен и туркменский, и иранский газ, то это не может негативно повлиять на экономические интересы России. Рынок очень велик, места хватит всем, экономические интересы всегда можно согласовать. Однако для России контроль над источниками энергоресурсов, как и над маршрутами их доставки на мировые рынки, прежде всего европейские, является инструментом в реализации геополитических интересов. Причем, как показали последние события, этот фактор используется Россией в качестве рычага давления как на страны-экспортеры, так и страны — потребители энергоресурсов, прежде всего ведущие государства Евросоюза. Россия не может и не хочет отказаться от этого серьезного рычага влияния и давления. Вот тут-то интересы Азербайджана и России уж точно не совпадают. А пока Азербайджан делает вид, что не замечает угрозы, исходящей от КСОР. Создание единого военного контингента ОДКБ не представляет опасности для Азербайджана, заявил официальный Баку”.

Что ж, в этом случае нельзя даже сказать, что им, мол, виднее. Очевидно стремление сделать хорошую мину при плохой игре, и азербайджанские журналисты это понимают. А официальный Баку и должен демонстрировать казенный оптимизм, таковы правила игры. В любом случае очевидно, что ни Россия, ни Запад не откажутся без борьбы от защиты своих насущных интересов в каспийском регионе. Как далеко зайдет эта борьба, какие формы она примет, какими будет вестись методами — увидим и даже почувствуем на себе. Причем, думается, достаточно скоро.

 

Армен ХАНБАБЯН

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 727
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru