Analitika.at.ua. В Грузии разворачивается очередной громкий скандал. На сей раз он связан с муссирующимися в Тбилиси слухами о предстоящей продаже Москве Грузинской железной дороги (ГЖД). Гланым лоббистом российских интересов называют при этом хорошо известного в обоих государствах олигарха и политика Каху Бендукидзе, который, разумеется, действует в полном согласии с указаниями “агента России” президента Саакашвили.
Парадоксально, но факт: несмотря на войну и разрыв дипломатических отношений с Россией, Грузия сохраняет с северным соседом достаточно тесные экономические связи. Напомним, что в минувшем декабре Москвой и Тбилиси был оформлен меморандум о совместном управлении в течение 10 лет крупнейшей в стране ИнгуриГЭС на границе с Абхазией. Мощность введенной в строй в 1978 году электрстанции 1300 мВт, а особенность состоит в том, что плотина находится на территории собственно Грузии, а остальные объекты, в том числе щит управления, — в Абхазии. Если до весны меморандум превратится в контракт с “Интер РАО ЕЭС”, то сотрудничество с российской стороной принесет ГЭС ежегодно до 24 млн долларов дохода. Российская сторона при этом будет закупать и экспортировать вырабатываемые летом излишки электроэнергии. Подобные намерения, разумеется, вызвали открытое негодование Сухума, так что считать эту сделку полностью завершенной пока рано.
Теперь же оппозиционная печать с еще большим негодованием пишет о еще одной якобы готовящейся сделке. Тбилиси вроде бы вот-вот продаст России государственную железную дорогу. А это, напомним, ни много ни мало почти 1,5 тысячи километров путей, 1422 моста, 32 тоннеля, 22 пассажирских вокзала и 114 погрузочных станций. В ГЖД работают более 15 тысяч человек. Кроме того, излишне напоминать, что в любой стране железные дороги считаются (и являются) объектами стратегического назначения.
Основным “фигурантом” готовящегося за кулисами власти “предательского действа” оппозиционеры считают Каху Бендукидзе. Одна из местных газет написала, что “Бендукидзе — один из вдохновителей продажи стратегических объектов Грузии под флагом либеральной экономики. Теперь мавр сделал свое дело и может спокойно возвращаться в свою Россию”. Напомним, что г-н Бендукидзе в 2004 году вернулся в Грузию из Москвы, где “трудился на должности” одного из ведущих олигархов, был совладельцем множества предприятий, включая важнейший оборонный холдинг “Силовые машины”. В родном Тбилиси, куда он возвратился по личному приглашению президента Саакашвили, олигарх зянял пост госминистра по экономическим реформам. Уже в это время его стали называть “лоббистом российских интересов”. Впоследствии Бендукидзе еще более поднялся по номенклатурной лестнице, став начальником аппарата правительства. Это, впрочем, не избавило его от обвинений. Так, в период войны в Южной Осетии высокопоставленного чиновника прямо называли “российским шпионом”.
В связи с этим политолог Рамаз Климашвили заявил, что “мы становимся российской колонией. Агрессивная риторика по отношению к России — это только ширма. Практически все отдаем России. Видимо, железная дорога — последний стратегический объект, который интересен русским”. Кстати, разговоры о продаже ГЖД ведутся давно. В 2006-2007 годах власти предлагали ее покойному ныне олигарху Бадри Патаркацишвили в обмен на телекомпанию “Имеди”. Тот не согласился. Затем было объявлено о передаче на 99 лет права на управление железной дорогой зарегистрированной в Великобритании компании, которая обещала инвестировать 3 млрд долларов в течение 10 лет. Но затем эта вроде бы уже состоявшаяся сделка сорвалась. На сей раз, однако, все может сложиться иначе. Во всяком случае оппозиционные газеты пишут, что российская делегация, которая должна прибыть в Грузию для переговоров о продаже железной дороги, посетит Тбилиси уже в ближайшее время. И якобы неофициальным, но реальным владельцем объекта станет находящийся за пределами страны, однако весьма близкий к президенту Михаилу Саакашвили бизнесмен Реваз Шарангия. А это означает, что истинным инициатором сделки является даже не Каха Бендукидзе, а сам глава государства. Который вознамерился продать железную дорогу с тем, чтобы на вырученные средства осуществить некие проекты, которые помогут ему удержаться у власти. Стало быть, батоно Саакашвили — предатель национальных интересов и прямой агент Москвы. Из всего этого можно сделать только один вывод: в соседней стране власть и оппозиция вполне достойны друг друга.
НВ |