Analitika.at.ua. Одним из наиболее значимых геополитических событий последнего времени можно по праву назвать, казалось бы, неожиданный накал взаимоотношений между Израилем и Турцией. Что не преминуло сказаться на появлении в средствах массовой информации ряда объяснений такому, на первый взгляд, странному раскладу в геополитической ситуации региона. Равно как и действиям самих игроков.
Например, директор турецкого проекта Международной кризисной группы Хьюг Поп считает, что если Эрдоган в своих действиях преследовал политическую цель, то это делалось для того, чтобы усилить позицию национального лидера в Турции и укрепить позицию своей партии накануне муниципальных выборов.
Однако вряд ли такого рода действия направлены исключительно на обеспечение победы на муниципальных выборах. К тому же, если лидер партии пытается укрепить позиции своей партии за счет выпадов в сторону Израиля, то не значит ли это, что в турецком обществе существует весьма сильный антисемитизм.
Между тем, такого рода проявления являются результатом целого ряда факторов, среди которых и активизация политики Турции в Закавказье. Дело в том, что вовлечение Анкары в геополитику Южного Кавказа чревато весьма серьезными проблемами, как в самой Турции, так и во всем Ближнем Востоке. Проблема в том, что Турция может укрепить свои позиции в Закавказье посредством тюркизма или пантюркизма, и наиболее перспективным партнером с этой точки зрения для Турции предстает Азербайджан. Такая система ценностей, можно сказать, была уже предложена Азербайджану еще в начале 1990-х годов, и выражается она в формуле “два государства – одна нация”.
Но если тюркизм станет основой внешнеполитической самодостаточности Турции, то это непосредственно отразится на многомиллионном курдском населении этой страны, этнический ареал которых, кстати, соприкасается с Закавказьем. Тюркизм вызовет серьезную озабоченность у курдов и окажет сильнейшее влияние на их действия и политику. Понятно, что для поддержания внутренней сплоченности внутри, Турция должна будет как-то компенсировать недовольство и недоверие и предложить внутреннему рынку, особенно сегменту нацменьшинств некую общую, наднациональную идеологию, способную обеспечить стабильность и внутреннюю самодостаточность турецкого общества.
Такой идеологией может быть только ислам. Но комбинация тюркизма и ислама может вызвать кардинальную трансформацию геополитики на всем Ближнем Востоке. К примеру, арабскими странами, особенно соседними, это может быть воспринято в качестве возрождения Османской империи. Это может вызвать у них опасения и дать качественно новый толчок интеграционным процессам в арабском мире. Одним из государств, которое, точно, будет весьма встревожено консолидацией арабского мира, будет Израиль. Понятно, что для противодействия этому Тель-Авив будет вынужден задействовать все свои рычаги, в том числе, и потенциал еврейской диаспоры в мировом масштабе.
Именно в данном контексте и можно интерпретировать скандал в Давосе, когда наиболее целесообразной мишенью для нападок стал именно Израиль. Во-первых, Анкара фактически официально утвердила ислам в качестве наднациональной идеологии. Во-вторых, таким способом Турция хотела успокоить арабских соседей относительно уровня потенциальной угрозы со своей стороны.
Как видим, на Ближнем Востоке происходят кардинальные изменения и в данном контексте особое значение приобретет роль армянских государств. В свете активизации политики Турции на Южном Кавказе, особенно в плане комбинации тюркизма и ислама, на порядок усиливается значимость и роль Армении для Грузии, Ирана, Израиля, арабского мира. У Армении и Арцаха появляются хорошие шансы стать узловыми государствами в регионе, как ключевых компонентов системы безопасности не только в Закавказье, но и на всем Ближнем Востоке и Центральной Азии. Но для этого необходимо еще более укреплять нашу государственность, жизнестойкость которой зависит от степени прочности триединства Армения-Арцах-Диаспора, а также внутренней сплоченности армянского народа.
Давид Бабаян
defacto.am |