Четверг, 25.04.2024, 17:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 10 » Южный Кавказ – мини-модель многополярного мира
Южный Кавказ – мини-модель многополярного мира
08:09

Analitika.at.ua. Прошедшая 6-7 февраля Мюнхенская конференция по безопасности в 45-й раз собрала по традиции ведущих политиков мира. Престижный саммит, где можно поговорить в неофициальной обстановке, посетили 350 делегатов из 50 стран мира, в том числе главы двенадцати государств, многочисленные наблюдатели. Деятельность форума освещали более четырех сотен журналистов. В работе конференции принял участие президент Армении Серж Саркисян, посетивший 6-8 февраля с рабочим визитом Мюнхен.

 

Открыл конференцию министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмаер. Основными темами обсуждения на форуме стали  контроль над вооружениями и будущее ядерного оружия, европейская безопасность в контексте нефти и газа, отношений НАТО, России, Ближнего Востока, а также управление в условиях нестабильности в регионах Южного Кавказа и Западных Балкан. В обсуждении последней темы основными докладчиками стали президент Армении Серж Саркисян, министр иностранных дел Турции Али Бабаджан, а также главы внешнеполитических ведомств Балканских стран. Свою точку зрения относительно проблем в регионе Южного Кавказа представил лидер Армении, выступив на конференции с речью.

 

По словам Сержа Саркисяна, в течение более 70 лет будучи изолированным от важнейших мировых процессов в качестве отдельного фактора, Южный Кавказ сегодня утверждает свое международное значение как транспортный коридор, важнейший маршрут экспорта и транзита энергоресурсов, как платформа для установления демократии. Сегодня, несмотря на существующие разногласия и противоречия, государства Южного Кавказа уверенней оценивают свою роль и значение в международных процессах. Армения, одна из этих стран - государство, которое верит в ценности свободы, мира и сотрудничества. "Мы верим, что только региональное сотрудничество и диалог могут обеспечить реализацию нашего общего видения мирного и стабильного развития региона," - заявил президент, добавив, что именно на достижение этой цели направлены усилия Армении. По словам С.Саркисяна, лидеры региона часто заявляют о стремлении к миру, сотрудничеству и стабильности, однако все это станет возможно, если интересы всех участников региона, имеющих четкую и определенную роль, будут не противопоставляться друг другу, а сочетаться.

 

По определению главы государства, Южный Кавказ является мини-моделью многополярности мира. Это один из тех регионов, где есть кажущиеся непреодолимыми разделительные линии, где международно признанная политическая карта отличается от реальности, где стабильность чрезмерно уязвима, а восстановление  мира  требует совместных и целенаправленных усилий.

 

Как отметил С.Саркисян, наряду с поиском ответов на вопросы, касающиеся будущего, правильно было бы говорить также и об уроках развитий последних лет, кровавых событий прошлого года и международного финансово-экономического кризиса. "Страны региона, сверхдержавы и все игроки, имеющие в регионе интересы, хотя бы на своих ошибках должны понять, чего делать нельзя. 2008-й преподнес нам уроки, которые мы должны усвоить", - отметил С.Саркисян, выделив три из них.

 

ПЕРВЫЙ УРОК заключается в том, что, по мнению президента, августовские события показали всем реальный уровень напряженности ситуации на Кавказе и серьезность существующих здесь опасностей и вызовов. "Это было напоминанием всем вовлеченным сторонам о том, что в этом регионе любое неосторожное слово, любой непросчитанный шаг чреват непредсказуемыми последствиями и что гонка вооружений, увеличение военного бюджета, милитаристские заявления накаляют атмосферу, что неизбежно приводит к провокациям, действиям и таким ситуациям, которые, как это обычно бывает, могут выйти из-под контроля лиц, ответственных за создание этой атмосферы", - подчеркнул президент, добавив, что угроза применения силы таит в себе опасность для мира и стабильности и такие заявления не должны оставаться без адекватного отклика. 

 

УРОК ВТОРОЙ. Говоря о непозволительности увеличения разделительных линий, вместе с тем следует помнить, что холодная война окончена, и, следовательно, не должны применяться политические стиль и логика этого большого противостояния. По словам С.Саркисяна, Армения на собственном опыте почувствовала последствия разделения региона.

 

НАКОНЕЦ, ТРЕТИЙ УРОК, суть которого заключается в важности развития альтернативных транзитных путей в регионе. "О важности региона говорилось много. О какой важности речь, когда какая-либо потенциальная напряженность может свести к нулю экономическое значение всего региона как минимум на какой-то период, - подчеркнул президент, отметив, что для укрепления экономического значения региона необходимо в первую очередь развитие альтернативных маршрутов.

 

По мнению президента, глобальный финансово-экономический кризис и преподнесенные им уроки заставят перейти к наиболее эффективным моделям энергетического и транспортного развития региона. Как отметил С.Саркисян, если раньше высокий уровень ресурсных цен позволял в отдельных случаях прибегать к экономически явно неоптимальным решениям, забывая, что между двумя точками кратчайший путь – по прямой, тратить лишние миллиарды для удовлетворения каких-то амбиций, то теперь, в условиях низкого уровня цен на энергоносители и ограничения международной экономической активности, когда региональные проекты, с точки зрения возврата инвестиций, станут более дорогими, маловероятна разработка иррациональных региональных проектов. В создавшихся условиях фактор экономической эффективности с новой силой войдет в геополитическую плоскость и станет невозможно принимать кабинетные решения о создании новых маршрутов. "Это означает, что прошли времена политических железнодорожных путей, дорог, трубопроводов, - подчеркнул президент. – Следует осознать простую реальность: невозможно говорить о стабильности на Южном Кавказе, если в регионе будет продолжаться политика взаимного изолирования и исключения из региональных процессов". Президент констатировал, что неоднократно продемонстрированный по отношению к Армении подобный подход, к сожалению, не нашел соответствующего отклика со стороны международного сообщества. "Международный экономический кризис объективно заставит, чтобы регион как большая экономическая единица стал более эффективным", - резюмировал С.Саркисян.

 

Говоря о перспективе Южного Кавказа, С.Саркисян отметил, что видит будущее региона в сочетании существующих интересов. К числу сегодняшних вызовов глава государства отнес возможность связать не только Восток и Запад, но и Север и Юг, стать перекрестком мира и сотрудничества.  Президент выразил уверенность в том, что потенциал совместных усилий  стран Южного Кавказа намного больше, чем каждой из них в отдельности.

 

"Мы должны усвоить уроки прошлого для того, чтобы  предотвратить продолжающуюся в регионе милитаризацию и углубление разделительных линий", - отметил С.Саркисян. По его словам,  в регионе сегодня есть лидеры, готовые к нестандартным решениям, которые могут, выйдя за рамки существующих клише, принимать решения и проявлять политическую волю для их осуществления. И это дает основания быть более оптимистичным в отношении будущего Южного Кавказа, заключил президент.

 

Отвечая на вопрос депутата Бундестага  относительно перспектив открытия армяно-турецкой границы, Серж Саркисян отметил, что визит главы Турции осенью прошлого года стал серьезным стимулом в деле нормализации двусторонних отношений.  По его словам, за прошедшие месяцы главы внешнеполитических ведомств Армении и Турции провели интенсивную работу. "Думаю, что мы идем по верному пути. И если так будет продолжаться, то во втором полугодии мы сможем говорить об иных отношениях", - подчеркнул Серж Саркисян.

 

В своем выступлении министр ИД Турции Али Бабаджан тоже отметил, что процесс протекает в правильном направлении и призван  нормализовать отношения между Арменией и Турцией. 

 

Как проинформировал журналистов министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, начиная с сентября 2008 года он неоднократно встречался со своим турецким коллегой. И подобные площадки – международные форумы, конференции – используются для того, чтобы еще раз встретиться и обсудить главный вопрос, связанный с урегулированием армяно-турецких отношений. По словам Э.Налбандяна, после встречи президента Армении и премьер-министра Турции в Давосе главам внешнеполитических ведомств двух стран было поручено приложить дополнительные усилия для урегулирования армяно-турецких отношений. С этой целью и состоялась встреча министров в Мюнхене. "Встреча была конструктивной, мы движемся вперед, все более приближаясь к урегулированию отношений", - отметил Э.Налбандян, добавив, что в ближайшее время министры ИД двух стран встретятся вновь.

 

Отметим, что в рамках рабочего визита в Мюнхен президент Армении встретился с канцлером Германии Ангелой  Меркель. Были обсуждены двусторонние отношения, уровень которых был высоко оценен лидерами обоих государств. Были обсуждены также международные региональные вопросы, Ангела Меркель пригласила президента Армении в ближайшее время посетить Германию.

 

Аревик ЧИЛИНГАРЯН

Golos.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 818
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru