Пятница, 23.02.2024, 22:04
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 16 » Нагорный Карабах за неделю: Баку готов принести в жертву 10000 военнослужащих?
Нагорный Карабах за неделю: Баку готов принести в жертву 10000 военнослужащих?
00:19

Analitika.at.ua. Призывы к урегулированию

 

19-20 февраля в Вене пройдет зимняя сессия ПА ОБСЕ, в которой примут участие более 270 парламентариев из 56 стран-членов ОБСЕ. Три комитета ПА проведут обмен мнениями по вопросам политики, безопасности, экономики, науки, технологии, экологии, культуры, прав человека и гуманитарных вопросов. Актуальными по Азербайджану вопроса - нагорно-карабахский конфликт, ситуация в южнокавказском регионе, темы энергетической безопасности также найдут обсуждение. На совместном заседании трех комитетов пройдут обсуждения на тему "Созидание безопасности Новой Европы". (ANS PRESS).

 

Специальный представитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Горан Ленмаркер видит "хорошие возможности" для урегулирования нагорно-карабахского конфликта в этом году и призывает стороны воспользоваться этой возможность, учитывая "дефицит времени". "Я надеюсь, что мой визит в регион будет позитивным сигналом того, что нагорно-карабахского конфликта находится на пути к мирному урегулированию", сказал Ленмаркер в интервью сайту ОБСЕ. ("Аравот").

 

Азербайджан и Армения должны увеличить усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как передает Day.Az со ссылкой на телеканал AzTV, об этом заявил генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис. По его словам, Совет Европы готов внести лепту в переговорный процесс по урегулированию конфликта. "Совет Европы проявляет большое внимание к региону Южного Кавказа и приветствует любой положительный результат, достигнутый в ходе переговоров. Как известно, Совет Европы принял несколько резолюций по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Эти резолюции призывают Азербайджан и Армению к совместному решению конфликта. Для урегулирования проблемы необходимо, чтобы между странами состоялись эффективные переговоры, способные дать конкретные результаты. В ходе встреч с президентами я чувствую подвижки и надежды на урегулирование конфликта. Верю, что до завершения срока моих полномочий конфликт будет урегулирован", подчеркнул Терри Дэвис.

 

Новый подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) будет заниматься изучением нагорно-карабахского конфликта, а также других конфликтов во избежание войн на территории Европы. Как сообщил АрмИнфо глава подкомитета ПАСЕ, член парламента Великобритании Дэвид Вилшир, создание подкомитета было реакцией на войну между членами СЕ - Россией и Грузией, в частности, для извлечения уроков из этого конфликта. По словам Вилшира, одной из основных целей подкомитета будет организация конференций для всех тех стран, которые находится под мониторингом, и конфликт между которыми может привести к вспышке насилия. Цели конференций будут заключаться в том, чтобы узнать о том, что в настоящее время делается в этом направлении различными международными организациями, такими как ООН, ОБСЕ, НАТО, СНГ, Совет Европы, Евросоюз. "Мы все вместе должны прилагать усилия и работать над предотвращением войн в Европе в будущем", отметил Вилшир. Однако по его словам, работа над разрешением "замороженных" и "горячих" конфликтов не входит в сферу их деятельности. "Тем не менее, мы должны изучать и понять природу конфликтов, как нынешних, так и прошедших. В этом отношении, в сфере нашего внимания будет и нагорно-карабахский конфликт. Если наша работа будет успешной, она станет одним из факторов, которая привлечет внимание стран-членов СЕ к опасности размораживания конфликтов и предотвращения войн", резюмировал Вилшир.

 

Армения & Азербайджан vs Турция

 

По сообщению армянских и азербайджанских СМИ, турецкая газета Hurriyet сообщила, что "Армения и Азербайджан достигли частичного соглашения вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта". "Это соглашение было достигнуто после того, как министр иностранных дел Турции Али Бабаджан встретился с должностными лицами обеих стран. После этого, стороны якобы договорились вокруг четырех пунктов плана урегулирования карабахского конфликта. Согласно Hurriyet, Азербайджану будут отданы несколько контролируемых Нагорным Карабахом городов, администрацию Карабаха будут осуществлять временные органы управления, а Кельбаджарский район будет возвращен после определения статуса Нагорного Карабаха. Железнодорожное и автомобильное сообщение между Арменией и Азербайджаном будет возобновлено, в районе границы Армении и Нагорного Карабаха будут размещены миротворческие силы.

 

Публикацию Hurriyet опровергли в МИД Армении. Переговоры по урегулированию карабахской проблемы при участии Турции не проводятся, заявил, в частности, пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян. "Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян неоднократно заявлял, что переговоры по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских предложений", подчеркнул Балаян. Сообщение газеты Hurriyet опровергло и внешнеполитическое ведомство Нагорного Карабаха. (Armenia Today).

 

Информация турецкой газеты Hurriyet о деталях урегулирования нагорно-карабахского конфликта является абсурдом. Об этом, передает азербайджанское агентство "АПА", заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Касаясь размещения в Лачинском районе миротворческих сил, хочу напомнить, что об этом неоднократно заявлялось. Стороны заявляли о возможном размещении миротворческих сил в регионе на каком-либо этапе урегулирования. При этом подчеркивалось, что этот контингент не может быть сформирован из вооруженных сил соседних стран и стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ", отметил он. Ибрагим считает, что те, кто распространил эту информацию, хотят создать проблемы между двумя братскими странами. "Однако, они этого не добьются", заключил глава пресс-службы МИД Азербайджана.

 

Закрытый и секретный процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который проходит при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, приводит к недостатку информированности общества, особенно если учесть, что власти Армении и Азербайджана должным образом не готовят общества своих стран к возможности заключения мирного соглашения по Карабаху. Об этом заявил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Ричард Гирагосян, комментируя радио "Свободе" публикацию в турецкой газете Hurriyet. "МГ ОБСЕ является единственной структурой, у которой есть полномочия посредничества в процессе урегулирования карабахского конфликта. Но недостатком этого формата является то, что НКР не участвует в переговорном процессе как непосредственная сторона конфликта", заметил Гирагосян, добавив, что отсутствие карабахской стороны в переговорах становится причиной недоверия. "Последние "откровения" турецкой прессы по поводу секретных переговоров по карабахскому конфликту только подрывают усилия, направленные на установление долгосрочного мира в регионе. Самое страшное то, что нехватка информации и прозрачности переговорного процесса стимулирует распространение ложных сообщений и укрепляет радикальные мнения", подчеркнул Гирагосян.

 

На вопросы агентства "Новости-Азербайджан" отвечает директор Центра политических инноваций и технологий Азербайджана Мубариз Ахмедоглу

 

О чем, кроме известных миру истинах о территориальной целостности Азербайджана, говорили, по вашему мнению, министры ИД Азербайджана и Турции?

 

Для ответа на ваш вопрос нужно пройтись по последним событиям в турецко-армянских отношениях. В последние месяцы на данном направлении заметно определенное оживление, состоялись уже 4 турецко-армянские встречи на высоком уроне. В то же время это привело к противоречиям в армянской диаспоре в США. Армянская диаспора США вообще крайне недовольна Арменией - как из-за нерешительности Еревана в вопросе признания миром "геноцида", так и вследствие армяно-турецкого сближения. Президент Армении Серж Саркисян озабочен охлаждением внимания диаспоры к Армении, так как это может привести к обнищанию его страны, питающейся помощью диаспоры. В настоящее время европейские и американские армянские диаспоры даже не признают полномочия главы новосозданного в Армении министерства диаспоры Грануш Акопян. Для того чтобы подстегнуть интерес зарубежных армян к Армении, Саркисян стимулирует сближение между Анкарой и Ереваном, с целью оживить диаспору и привлечь на нужды Армении новые зарубежные инвестиции. Саркисян пугает диаспору тем, что будет вынужден, оставшись без средств, искать помощи у Турции. Не случайно президент РФ Дмитрий Медведев назвал армян "особой материей". Они желают одной пулей убить двух зайцев, и, улучшив отношения с Турцией, вбить клин в отношения Азербайджана и Турции. Как известно, до сих пор Анкара, давая согласие на установление дипломатических отношений с Ереваном, ставила два условия: это отказ армян от продолжения политики признания "геноцида", и освобождение занятых карабахских территорий Азербайджана. Теперь армяне предлагают туркам забыть о Карабахе, и заняться урегулированием только армяно-турецких противоречий. Мне кажется, что Али Бабаджан принял это предложение армян, и сейчас приехал в Баку для того, чтобы заручиться согласием Азербайджана. Я не знаю, что ему ответил Эльмар Мамедъяров, но я не верю, что наша страна примет этот вариант.

 

Следовательно, переговоры были напряженные...

 

Конечно, отношения Азербайджана и Турции остаются напряженными. Вспомните поднятый в начале февраля вопрос о демонстрации на азербайджанском телевидении турецких телесериалов, без перевода на азербайджанский язык. Это не случайно.

 

Но в заявлении МИД о встрече Бабаджана и Мамедъярова говорится об обсуждении турецкой платформы безопасности на Кавказе, принципа территориальной целостности Азербайджана и т.д.

 

Ну конечно, что же им еще заявлять. Эти фразы перекочевывают из одного заявления азербайджанского МИД в другое, как будто в мире есть страны, которые подвергают сомнению нашу территориальную целостность. Иран, Канада, США и Россия признают Карабах азербайджанской территорией, так что такое же заявление со стороны Турции не является чем-то новым и важным. В этих заявлениях на самом деле ничего нет, хотя каждый день в регионе происходят новые события, которые, конечно же, анализируются на встречах министрами Азербайджана и Турции. ("Новости-Азербайджан").

 

Официальная Анкара желает стимулировать вялотекущий процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом сказал посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч: "Встречи, касающиеся процессов в регионе, проходили в рамках Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, а также Мюнхенской международной конференции по безопасности. Однако переговоры продолжаются. Конечно же, мы желаем, чтобы все соответствовало интересам Азербайджана". Кылыч отметил, что вопрос в связи с нагорно-карабахским конфликтом постоянно стоит на повестке: "Это вопрос, который постоянно актуален для обсуждений. Потому что это в интересах всего кавказского региона. Мы желаем стабильности и мира в этом регионе. Однако этот процесс идет вяло, не так быстро, как мы желаем". ("Analitika.az").

 

Возможную реакцию Азербайджана на сближение отношений между Арменией и Турцией прокомментировал директор Турецкого проекта Международной кризисной группы Хьюг Поп: "Азербайджан и Турция нужны друг другу. Однако многие азербайджанцы обескуражены тем фактом, что Турция начинает переговоры с Арменией. Конечно, в Азербайджане будет эмоциональная реакция. Я не знаю, чем закончатся переговоры, однако Турция в конце концов примет решение, соответствующее ее интересам. Как мне известно, большое число людей в Анкаре считают Азербайджан близким другом и до последнего будут считать превыше всего интересы этой страны. Однако если открытие границ в конечном итоге будет отвечать интересам Турции, турки пойдут на этот шаг". Хьюг Поп отметил, что сближение Турции и Армении может помочь Азербайджану: "То есть, это сближение может успокоить общую атмосферу, показать, что сотрудничество лучше конфликта. Я не говорю, что на сто процентов будет так. Однако мы должны хорошо подумать об этом". Хьюг Поп также коснулся возможности открытия Турцией границ в случае, если Армения выйдет из семи районов вокруг Нагорного Карабаха: "Никто не знает, есть ли связь между этими двумя вопросами. Даже если связь есть, мы не знаем, будет ли это простая договоренность или же она будет подкреплена официальными документами. Но Армения должна покинуть районы вокруг Нагорного Карабаха для того, чтобы конфликту был положен конец. Это совершенно ясно. Однако должно быть определено, когда и в какой форме пройдет этот процесс. Предполагаю, что дипломаты ведут секретные переговоры именно по этой причине. Каждый понимает, что конфликт должен быть разрешен. Это не наше любимое дитя, чтобы мы постоянно держали его при себе. Конфликт не должен оставаться гноящейся раной". ("525-я газета").

 

КСОР ОДКБ и карабахский конфликт

 

Как сообщает ИА REGNUM, 4 февраля в Москве на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ лидеры стран-участниц Организации (Армения, Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) подписали проект решения о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

 

Подписание соглашения о создании Коллективных сил быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ) - итог военной политики, направленной в регионе против Азербайджана. Об этом Day.Az заявил председатель Партии Народного фронта Азербайджана, сопредседатель блока "Азадлыг" Али Керимли. "Создание данного блока, в который входят семь стран во главе с Россией, свидетельствует о появлении новых союзников у Армении. Это, в свою очередь, создает опасность для территориальной целостности Азербайджана. Данный факт показывает, что эти страны в любой момент могут оказать ей поддержку. Азербайджан должен проводить такую политику, чтобы собрать вокруг себя стран-союзников для донесения своей правды всему миру", - отметил Керимли.

 

Единый военный контингент стран -участниц Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не служит гарантом мира в регионе, заявил в беседе с Day.Az председатель партии "Умид", депутат Милли Меджлиса Игбал Агазаде. По его словам, работа данного военного блока ничем не отличается от СНГ. "С помощью этого блока Россия может вмешиваться в независимые страны и удерживать свой контроль над ними. Причем Россия будет вмешиваться в другие страны от имени всех участниц, представленных в ОДКБ. Необходимость в данном блоке возникла во время событий в Грузии. В то же время, за всеми действиями этой организации стоит Россия, которая управляет этой организацией. На мой взгляд, для Азербайджана данный военный контингент не представляет опасности", - отметил он.

 

Принятое на саммите ОДКБ решение о создании Коллективных сил быстрого реагирования создает прочную политическую, договорно- правовую и военную базу для противодействия на случай агрессии в отношении какой- либо страны-члена ОДКБ. Такое мнение выразил руководитель Института национальных и стратегических исследований МО Армении, генерал-майор Айк Котанджян, сообщает пресс-служба МО Армении. "Учитывая печальный опыт войны в Южной Осетии в августе прошлого года, формирование реального механизма противодействия агрессии является дополнительной гарантией от авантюристических шагов тех, кто лелеют надежду на военное решение Карабахского конфликта, угрожают нарушить международную безопасность как в региональном, так и внерегиональном масштабе", - отметил Котанджян. По его словам, формирование военной составляющей ОДКБ позволит также повысить эффективность коллективной борьбы с международным терроризмом, транснациональной преступностью, наркотрафиком, повысить подготовленность на случай стихийных бедствий и техногенных катастроф. (АрмИнфо).

 

"Создание совместных военных сил ОДКБ не повлияет на переговоры по нагорно-карабахскому конфликту, которые проходят под эгидой Минской группы ОБСЕ", - заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. По словам Брайзы, сопредседатели Минской группы успешно работают друг с другом и со сторонами, вовлеченными в конфликт. "Это нашло отражение в позитивной динамике, появившейся совсем недавно на встрече президентов Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева 28 января в Цюрихе", - отметил американский дипломат. ("Новое время", Ереван).

 

Первым испытанием на прочность для сил быстрого реагирования ОДКБ может стать защита Армении в случае возобновления боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM эксперт по проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян. "Первым испытанием для сил быстрого реагирования ОДКБ, если конечно их успеют создать, может стать защита Армении в случае возобновления боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта", - считает эксперт. "Тот факт, что президент Армении акцентировал необходимость срочного создания совместных вооруженных сил ОДКБ, свидетельствует о том, что его беспокоит ситуация в зоне карабахского конфликта. И действительно, обстановка на линии фронта тревожная, обстрелы позиций сторон стали рядовым событием", - продолжил Якубян. По мнению эксперта, самой уязвимой точкой в зоне ответственности ОДКБ является Армения. "В свое время генсек организации Николай Бордюжа прямо заявил, что ОДКБ не будет вмешиваться в карабахский конфликт в случае его расконсервирования. Но что будет, если в конфликт вмешается Армения? В этом вопросе у членов ОДКБ нет и не будет консолидированной позиции", - резюмировал Виктор Якубян.

 

На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский военный эксперт Мехти Мехтиев

 

В настоящее время система коллективной безопасности строится по региональному принципу. Существуют три региональные войсковые группировки: российско-белорусская (восточноевропейская), российско-армянская (кавказская) и центральноазиатская. Представляет ли российско-армянская войсковая группировка ОДКБ угрозу для Азербайджана?

 

Если рассуждать о потенциальном источнике угрозы для Азербайджана, то нельзя забывать о том, что на территории Армении находится 102-я Российская военная база, которая оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МиГ-29. Убежден, что силы этой российской военной базы в Армении окажут помощь этой стране в случае, если Азербайджан попытается вернуть свои оккупированные территории. Сам же факт существования российско-армянской войсковой группировки, имеющейся в системе коллективной безопасности, не представляет прямой угрозы территориальной целостности Азербайджана. Но в то же время, наличие этой группировки демонстрирует то, что Россия, являющаяся сопредседателем Минской Группы ОБСЕ, имеет высокий уровень военного сотрудничества с Арменией, которая оккупировала территории Нагорного Карабаха, что дает основание для озвучивания заявлений о невозможности присутствия России в качестве страны, которая занимается путями урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

 

Как мы видим, Армения и в военном вопросе целиком и полностью опирается на Россию. А на кого опирается в военном вопросе Азербайджан?

 

В вопросе решения поставленных задач и обеспечения территориальной целостности государства Азербайджан полагается только на Вооруженные Силы нашей страны. Хотя, безусловно, с учетом регулярно поступающей информации о той или иной военной помощи Армении со стороны России получается, что наша страна изначально поставлена в неравные условия с агрессором, оккупировавшим территории Азербайджана. С другой стороны, Азербайджан, в случае принятия решения о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны, не собирается переходить границу Армении, а будет вести военные действия по восстановлению собственных границ в пределах, признанных мировым сообществом. А это дает Азербайджану юридические основания считать агрессором ту страну, которая открыто поддержит Армению в ходе боевых действий по освобождению оккупированных территорий нашей страны.

 

Уж коли мы заговорили о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны ответьте, насколько соответствуют действительности слова депутата Милли Меджлиса Бабы Тагиева о том, что азербайджанская армия за 48 часов сможет освободить оккупированные территории и дойти до армяно-азербайджанской границы?

 

Безусловно, ныне уровень боеготовности азербайджанской армии находится на очень высоком уровне и он значительно выше уровня боеготовности армянской армии. Это - не мое личное мнение, а мнение целого ряда военных экспертов, имеющих возможность сравнивать положение дел в Вооруженных силах Азербайджана и Армении. Конечно же, за 48 часов азербайджанская армия не сможет освободить оккупированные территории и дойти до армяно-азербайджанской границы. Но наша армия способна выполнить поставленную задачу в кратчайшие сроки.

 

А какие жертвы в живой силе может понести азербайджанская армия в случае принятия решения о военном пути возвращения оккупированных территорий нашей страны?

 

Как известно, для успеха в боевой операции стороне, перешедшей в наступление, необходимо достичь трехкратного преимущества над противником. Стало быть, на один батальон армянской армии нам нужно будет иметь три батальона азербайджанской армии. Безусловно, будут и жертвы. На мой взгляд, для успешного завершения операции по возвращению оккупированных территорий, азербайджанской армии придется принести в жертву порядка 10.000 военнослужащих. (Day.Az, с сокращениями).

 

Создание коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ - правильное решение, хоть и несколько запоздалое, заявил в беседе с корреспондентом армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян. "Страны ОДКБ, в том числе и Армения, сегодня с разных сторон подвергаются различным вызовам, и эти вызовы нуждаются в адекватном ответе", - отметил он. Собственно на переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта создание сил никак не повлияет. "Позиция Армении до сегодняшнего дня однозначна - Армения продолжит настаивать на признании Азербайджаном правовой корректности провозглашения и существования Нагорно-Карабахской республики. Другое дело, что создание сил оперативного реагирования может несколько остудить пыл заявлений, которые постоянно звучат из Азербайджана, и заставит их задуматься над поисками мирного урегулирования конфликта, а не военного", - отметил он.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 771
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru