Суббота, 22.06.2024, 08:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 17 » ПРО: PRO и Contra
ПРО: PRO и Contra
00:00

Analitika.at.ua. Одним из наиболее сложных "подарков", оставшихся новой администрации США в наследство от эпохи Джорджа Буша, является проблема разработки и развертывания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) США. Вопрос этот был одним из определяющих в мировой военно-политической обстановке в 2000-2008гг., и сейчас его решение является достаточно актуальным. Возможно ли прекращение данной программы?

 

НАЧАЛО СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА СОЗДАНИЯ НПРО США относится к 2001-2002гг. (хотя попытки формирования подобной системы предпринимались еще в 1980-е годы). В 2002г. США в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне. В военно-техническом плане НПРО представляет собой сложную эшелонированную систему (пусковых установок, сенсоров и т.д.), размещенную на наземных, воздушных, морских и космических носителях. Специфика системы в том, что значительная часть ее элементов вынесена за пределы США, что придает комплексу ярко выраженный наступательный характер. В ходе разработки НПРО обросла рядом международных программ, предусматривающих формирование и развитие подобных систем в вооруженных силах союзников США в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предусматривается, что национальные системы будут тесно взаимодействовать с американской ПРО. В настоящее время программа продолжает выполняться, и на 2009г. уже развернута значительная часть компонентов системы.

 

В политическом плане программа ПРО была в первую очередь отражением курса администрации Буша на единоличное и силовое разрешение мировых проблем. Хотя официально заявляется, что она  направлена против так называемых стран-изгоев - Северной Кореи и Ирана, в реальности она преследовала другие цели. С одной стороны, речь шла о давлении на Россию, с другой - об обеспечении военного контроля над Евросоюзом. В последнем случае примечательно, что программа осуществлялась с опорой на проамериканских новых членов ЕС из Восточной Европы, что обеспечивало выполнение трех задач: большую привязку этих государств к США, как следствие - разлад в рядах ЕС, а также долговременное американское военное присутствие на территории объединенной Европы. Точно так же - азиатский "полюс" ПРО был нацелен против Китая и имел своей целью более прочную привязку к США Японии и стран Юго-Восточной Азии. Параллельно разработка ПРО обеспечивала значительный технологический прорыв американским вооруженным силам и серьезно нарушала глобальный баланс сил в пользу США.

 

Второй важный аспект имел внутриамериканское измерение: осуществление программы было в интересах военно-промышленного комплекса (ВПК) США, обеспечивая долларовый дождь, которым питались многочисленные подрядчики и субподрядчики. Так, только корпорация "Боинг" получила в течение 10 лет около $16 млрд на разработку компонентов ПРО. Кроме того, развертывание системы было частью курса Буша по поддержанию американской экономики за счет военных заказов.

 

СЕГОДНЯ СИТУАЦИЯ КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИЛАСЬ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ. Можно выделить по крайней мере две причины, по которым стоило бы либо сократить объемы программы, либо вообще свернуть ее. Во-первых, очевидна несостоятельность курса Буша на одностороннюю и силовую гегемонию - у США сегодня нет ни экономических, ни военных ресурсов на ее обеспечение. В то же время развертывание ПРО вызвало рост напряженности в отношениях со странами, которые уже достаточно интегрированы в мировую экономику и от которых США серьезно зависят экономически, - с Китаем и Россией. Прекращение либо сокращение ПРО создаст повод для улучшения отношений с ними, и не случайно Москва уже выступила с заявлением о возможности отказа от размещения ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области, если США откажутся от планов по развертыванию элементов ПРО в Восточной Европе. Можно ожидать, что и в дальнейшем проблема свертывания или какой-либо модификации системы ПРО будет предметом торга на международной арене.

 

Второй аспект связан с внутриамериканскими проблемами. В условиях кризиса в США активизировались разговоры о необходимости сокращения раздутых военных расходов и свертывания ряда наиболее амбициозных программ. С самого начала ПРО была, пожалуй, наиболее дорогостоящей программой ВС США, и ее общая стоимость имеет постоянную тенденцию к росту. Так, в настоящее время бюджет США выделяет на нее около $10 млрд ежегодно, а по оценкам экспертов Конгресса, к 2024г. стоимость программы может достигнуть $250 млрд (по другим оценкам, к 2030г. эта сумма может составить $1 трлн.). В то же время очень велики технические риски, и ряд авторитетных экспертов выражают серьезные сомнения в эффективности системы.

 

Сейчас трудно сказать, насколько в условиях кризиса экономика США вообще потянет финансирование НПРО. Однако в случае принятия решения о прекращении или сокращении объемов программы президент Обама наверняка столкнется с мощным сопротивлением ВПК и его лоббистов в Конгрессе и правительстве. Впрочем, все не так однозначно и в экономическом плане. Крупные военные заказы всегда были одним из средств оживления капиталистической экономики и свертывание программы неизбежно отрицательно скажется на уровне занятости на предприятиях ВПК.

 

По всей видимости, в какой-либо форме как минимум модификация программы НПРО неизбежна. В качестве вариантов можно прогнозировать сокращение ее географического охвата (отказ от развертывания в тех или иных регионах), исключение разработки наиболее технически рискованных компонентов системы, а также более активное содействие союзникам США в разработке национальных систем. В любом случае НПРО останется своего рода лакмусовой бумажкой контуров как американской, так и мировой политики, и дальнейшая судьба программы станет отражением их долгосрочных тенденций.

 

Давид АРУТЮНЯН

golos.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 714
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru