Analitika.at.ua. Что должно лежать в основе региональной энергетической безопасности? Что должно быть для Армении ориентиром в условиях глобальной конкуренции за ресурсы, в которую все более активно включаются компании из стран, не располагающих запасами углеводородного сырья, достаточными для обеспечения их экономического развития? Какое место может занимать Армения на энергетической карте региона? И, наконец, какую роль может и должна играть информационная поддержка в разработке и продвижении тех или иных проектов в энергетике?
Ответы на эти вопросы являются ключевыми для выработки эффективной политики Армении, нацеленной на достижение реальной интеграции стран региона в области энергетики.
1. Информационные войны в энергетике и политизированность ряда проектов
Сегодняшние региональные энергетические проекты упираются, по политическим причинам, в ограниченность транзитных схем и не являют собой образец многостороннего регионального сотрудничества. Первопричиной такой ситуации является политическое соперничество, имеющая место конкуренция энергетических «тяжеловесов» за доступ к месторождению, скважине, трубе. Такая конкуренция в регионе Южного Кавказа подменяет реальное сотрудничество и втягивает наши страны в ненужную и бесперспективную полемику вокруг политически, а не экономически обоснованных проектов.
Сегодня много говорится о потребности в новой архитектуре безопасности в мире и, в частности, на Южном Кавказе. Думаю, было бы правильным и уместным говорить также и о необходимости формирования новой архитектуры энергетической безопасности региона.
Нужно констатировать, что на разных уровнях, в том числе на национальном, крайне недостаточно и зачастую односторонне освещается энергетическая ситуация в регионе. Не секрет, что политизированность энергетических проектов Южного Кавказа бьет по карману каждого жителя стран региона. Между тем низкая осведомленность населения стран региона приводит к тому, что элиты проводят в жизнь политические проекты, не имеющие должного экономического обоснования, тем самым закладывая «мину замедленного действия» под энергетику и генерируя дальнейшие спекулятивные проявления на международных рынках энергоносителей, что, весьма вероятно, явится причиной очередных глобальных финансовых и экономических кризисов.
Поэтому нужно новое качество информационного сопровождения для обеспечения поддержки инициатив политической и бизнес-элит в сфере энергетики. Нужна устойчивая обратная связь «власть-бизнес». Нужна такая ситуация, при которой креативные планы и проекты бизнес-элиты имеют объективную и высокопрофессиональную поддержку в информационной среде, тем самым создавая для политических лидеров стран региона необходимый «фон» и мотивацию распознать эти проекты как жизнеспособные и важные для развития страны. Отмеченное взаимодействие в идеале должно послужить созданию необходимой комфортной среды для взаимной интеграции энергетических программ в регионе.
В настоящее время, к сожалению, ситуация далека от указанных ориентиров. Каждая из стран, безусловно, сама выбирает свою систему и модель развития для обеспечения нужд энергетической безопасности, но при этом практически не учитываются тенденции и проекты, развивающиеся в соседних странах, где, на наш взгляд, имеются широкие возможности для взаимодействия и колоссальное поле для оптимизации национальных энергетических секторов.
Отмеченное происходит:
из-за отсутствия уверенности в возможности политической и экономической интеграции стран региона, исходя из чего каждая из стран берет на вооружение концепцию обеспечения максимальной энергетической независимости и самодостаточности,
из-за практически полной политизированности информационного сопровождения всех энергетических проектов, как национальных, так и региональных.
На мой взгляд, сегодня необходимо:
совместными усилиями выработать определенный «кодекс поведения» в информационном пространстве, особенно в освещении региональных энергетических проектов. В основе данного кодекса должны лежать принципы честного и объективного взгляда на вещи, прагматизм и нацеленность на сотрудничество;
использовать имеющиеся информационные ресурсы для распространения прогрессивных форм и методов управления энергетикой и активного участия населения в обсуждении проблем энергетической безопасности стран нашего региона и Армении в частности;
неустанно повышать профессиональный уровень участников информационного процесса. Информация должна быть профессиональной и качественной. Сегодня, к сожалению, редко можно встретить высокопрофессиональный и объективный анализ энергетических проектов и моделей развития.
Одним из главных условий улучшения качества жизни людей в странах региона является создание на Южном Кавказе свободного рынка энергоресурсов путем равноправного объединения национальных энергетических систем, коммуникационных коридоров и всего имеющегося научно-технического потенциала стран. Эта одна из важнейших задач международной дипломатии. «Энергия без границ» – это должно стать лозунгом!
2. Новое качество политики Армении
Сегодня можно констатировать, что Армения, не обладая собственными запасами углеводородных ресурсов и выходом к морю, на фоне сложных и неоднозначных политико-экономических процессов, имеющих место в государствах региона, демонстрирует яркий и мощный пример успешного решения задачи по поддержанию необходимого уровня энергетической безопасности страны.
Одним из инструментов дальнейшего повышения степени энергетической безопасности Армении является выработка на государственном уровне качественно новой экспортной политики, которая должна быть нацелена на создание уникальных и крайне эффективных возможностей для активизации внешнеэкономического обмена Республики Армения с соседними странами, посредством которого можно существенно повысить степень энергетической безопасности страны. Армении необходимо занимать крайне активную позицию по выработке и последовательной реализации новых региональных проектов, имеющих общую «точку схождения» для стран нашего региона. В условиях протекающих глобальных финансовых и экономических кризисов реальной альтернативы региональному сотрудничеству, особенно в энергетике, просто нет.
Обладая двумя газопроводами и мощностями подземного хранения газа, а также избыточными конкурентными генерирующими мощностями, Армения имеет все шансы стать своего рода либеральной энергетической площадкой регионального масштаба. Решение этой непростой задачи предполагает реализацию в ближайшем будущем как в экономике Армении в целом, так и в энергетике, в частности, амбициозных программ, цели и задачи которых можно изложить следующими ключевыми тезисами:
повышение энергетической безопасности Армении посредством формирования конкурентного экспортного рынка;
разработка и реализация государственной политики РА по реальной поддержке энергетических проектов, ориентированных на экспорт, в основе которой должна быть гибкая ценовая политика;
выработка согласованных позиций стратегических партнеров по расширению регионального энергетического сотрудничества, в которое должны быть вовлечены не только ближайшие соседи Армении, но и Туркменистан, Ирак и другие страны.
Вот главные условия, при которых Армения может превратиться в энергетическую «базу» региона – дальнейшая либерализация внешнеэкономического обмена, расширение доступа к инновационным достижениям, передовым техническим стандартам и методам государственного и корпоративного управления экономикой, реальный переход к новому качеству экспортной политики. Роль профессиональной информационной поддержки в реализации отмеченной амбициозной программы, безусловно, велика.
Все перечисленное не может быть реализовано в полной мере без понимания всеми странами региона объединяющей перспективы энергетического сотрудничества, готовности принять и соблюдать правовой режим, который согласован с установленными международными нормами и не подвержен произвольному, одностороннему изменению. Сегодня Армения расценивает наличие в регионе новой энергетической ситуации как очень позитивный для себя факт и осознает реальную возможность быть вовлеченной в крупные региональные энергетические проекты, в которых она имеет все шансы стать одним из ключевых игроков на энергетической карте Южного Кавказа.
И последнее. Мы считаем, что реализовать данную масштабную задачу будет намного легче при наличии должного уровня информационной поддержки наших инициатив и проектов, на что мы и рассчитываем в нашей деятельности.
Карен Карапетян
noravank.am |