Analitika.at.ua. В конце прошлой недели Командующий сухопутными войсками Израиля генерал-майор Ави Мизрахи, выступая перед выпускниками офицерской школы в Галилее, обратился к вопросу Турции, которая “на протяжении всей своей истории вела войны, проливала кровь, убивала, а сейчас премьер-министр этой страны обвиняет Израиль”. Генерал заявил, что г-ну Эрдогану “следует получше ознакомиться с историей собственной страны и вспомнить, как поступали турецкие войска с армянами в ходе Первой мировой войны, а также с курдами и греческим населением северного Кипра в наше время”.
После слов Мизрахи в турецкий МИД был срочно вызван для разъяснений израильский посол Габи Леви, которого в итоге уполномочили передать Тель-Авиву протест турецкого правительства. Службы безопасности Турции в свою очередь заявили, что не потерпят таких замечаний в адрес своей страны.
Оперативно отреагировала и пресс-служба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля), заявив: “Генерал высказал свою личную точку зрения, а не мнение всей армии Израиля”.
Прав Ави Мизрахи или виновен — тема горячего обсуждения в Израиле. Вчера Haaretz выступила с редакционной статьей, озаглавленной “Циничное использование нравственности”, в которой, по сути, сказала то, о чем думает любой здравомыслящий человек. Израильским госчиновникам и генералам не было бы дела до геноцида армян, если бы не ухудшившиеся отношения с Анкарой, если бы не вызывающее поведение Эрдогана в Давосе, бросившего в лицо президенту Шимону Пересу обвинение — “Вы очень хорошо знаете, как убивать”... Газета напоминает, что уже и МИД страны публично пообещал признать геноцид армян в ответ на критику Анкары, обвиняющей Израиль в геноциде арабов. Напомним, на днях прокуратура Турции дала ход заявлению с требованием возбудить уголовное дело в отношении израильского руководства, чьи действия в секторе Газа исламская организация “Мазлум-дер”, она же инициатор “иска”, квалифицирует как геноцид. Впрочем, и сам Эрдоган за этот период, с начала израильской операции “Литой свинец” в Газе, неоднократно прибегал к термину, введенному в обращение известным евреем-юристом Рафаэлем Лемкиным. Премьер-министр Турции, видимо, “не помнит”, что Лемкин изначально использовал слово “геноцид” для характеристики событий 1915 года в Оттоманской империи.
Бесспорно, представители израильского руководства и генералитета оказались перед большим соблазном: в сложившейся ситуации крайне трудно воздержаться от советов Эрдогану, от напоминания ему собственной истории. Турецкий премьер, выступив в роли главного обвинителя Израиля, конечно же, спровоцировал союзника, традиционно предпочитавшего не вникать в “турецко-армянские дела”. Более того, Шимон Перес, которого Эрдоган так “прижал” в Давосе, на протяжении лет лично обеспечивал Анкаре поддержку еврейского лобби в США. Циничное заявление Переса — “Бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду” — давно уже в истории. Не исчезли бесследно и слова бывшего посла Израиля Ривки Коэн, которая на пресс-конференции, и не где-нибудь, а в самом Ереване отсоветовала нам сравнивать “армянскую трагедию” с “еврейским холокостом”. Правда, честные голоса в Израиле всегда звучали, о нравственном долге признать геноцид говорили известные ученые, общественные и политические деятели, раввины... И даже высокопоставленные госчиновники. К примеру, Йосси Бейлин, бывший министр юстиции, который считал, что “так не должно быть”. “Я думаю, что наше отношение к такому ужасному историческому событию не может быть обусловлено нашими дружественными связями с Турцией, несмотря на то что эти связи для меня как для человека, приложившего много усилий для их развития, особенно важны. Я также вижу противоречие между политическим и этическим курсом. Произошло нечто, что нельзя характеризовать иначе как геноцид. Полтора миллиона людей исчезли. Это нельзя считать случайностью, это было сделано преднамеренно. Я не думаю, что государство должно принимать официальное решение по этому вопросу, но мы должны объяснить туркам, что мы не можем принять их политическое требование — игнорировать историческое событие”. Этическая позиция не может диктоваться политическими соображениями — безуспешно настаивал Бейлин. Аналогичного мнения придерживался и министр образования Израиля Йосси Сарид. “Мы как евреи, жертвы холокоста, должны выразить свое отношение к боли других народов”, — говорил он 24 апреля 2000 года.
Тем не менее государственная политика оставалась неизменной, и армянские законопроекты в Кнессете “благополучно” блокировались. В нынешнем марте, согласно израильским СМИ, члены Кнессета вновь обратятся к Армянскому вопросу. На сей раз, по мнению некоторых аналитиков, геноцид будет признан. Однако в Анкаре почти уверены, что этого не произойдет. Ведь, как сказал после инцидента в Давосе министр иностранных дел Турции Бабаджан, “отношения Турции и Израиля — стратегические отношения. ...В арабском окружении, в котором отношений между Турцией и Израилем практически не будет, существование Израиля будет нелегким. Израильтяне тоже понимают это”.
Что касается нас, армян, то и мы прекрасно понимаем, что наш вопрос давно уже стал “инструментом” международной политики. И если вдруг Израиль признает геноцид, то для нас это ровным счетом ничего не будет означать. Тель-Авив если и пойдет на этот шаг, то всего лишь из желания наказать Анкару. Мы, конечно, можем пассивно наблюдать за событиями на турецко-израильском “фронте”, но можем и выразить свое отношение. МИД РА, в частности, может заявить протест или несогласие по поводу использования Израилем Армянского вопроса для сведения счетов с Турцией, подчеркнув, что признание геноцида армян не должно быть обусловлено соображениями политической целесообразности текущего момента, более того, признание и осуждение геноцидов, в том числе и холокоста евреев, — это тест на приверженность нравственности и этичности государств и народов.
НВ
|