Analitika.at.ua. Решением правительства сфера продажи ковров ручной работы освобождается от уплаты налога на прибыль и на добавленную стоимость. Данные законодательные изменения были приняты в четверг на заседании правительства.
По словам премьер-министра Тиграна Саркисяна, ручное ковроделие издревле считается в Армении народным промыслом. Исследования же показали, что если перевести его в сферу промышленного производства, то ручное ковроделие потеряет свою конкурентоспособность и самобытность.
Специалисты уверены, что весь ковровый “генофонд” давно вывезен за пределы Армении. В темные 90-е хозяева ковровых раритетов отдавали бесценный товар за гроши. То, что осталось, — остатки былой роскоши.
На них клюют в основном туристы-соотечественники, увозя с исторической родины ее основную визитную карточку. Летом продажа ковров набирает обороты. Но пик покупаемости приходится на осень и весну, когда в Армению приезжают туристы среднего и старшего возраста. А летом так, молодежь одна, говорит Нара Овсепян, менеджер магазина Gaben, что на улице Туманяна. Основная часть товара отправляется во Францию, США, Италию, Испанию, Германию и Великобританию. Предпочтение при покупке отдается коврам красно-бордовых оттенков. Колор порой напрямую зависит от страны проживания покупателя. Так, 90% американцев берут ковры темно-красной и синей цветовых гамм. Французы, наоборот, предпочитают пастельные тона, если голубой, то очень светлый.
В основном разбирают “молодые” ковры. Это те, возраст которых не превышает 40 лет. Ковер выше 100 лет — уже раритет со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Для транспортировки за рубеж подобный экземпляр необходимо снабдить специальным разрешением. Сертификат на выезд выдает специальная комиссия Министерства культуры. Процесс этот не из скоротечных, ведь эксклюзивность товара поначалу доказывает консилиум профессионалов. И уже потом на повестку дня ставится вопрос о дальнейшей судьбе национального достояния. Порой процесс может затянуться не на один месяц. Понятно, что часть древнейших экспонатов покидает страну нелегальным путем. Какая часть — история умалчивает.
Во избежание всяческих недоразумений при пересечении госграницы при продаже товара магазин выдает своеобразную родословную ковра. Тут написано все: когда, где и кем был произведен шедевр ручной работы. Для профессионала распознать все эти параметры на глаз — пара пустяков. Достаточно лишь взглянуть на изнаночную сторону товара, и можно ставить окончательный “диагноз”.
Ковроделие всегда являлось одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства Армении. В начале XIX века, когда турецкому султану захотелось основать производство ковров в Константинополе, это было поручено сделать именно армянам. Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Йорка и в частных коллекциях. Древнейший из них, ковер 1202 года с армянской надписью, был исполнен в селе Бананц области Гандзак, ныне Гянджа. В лондонском музее Виктории и Альберта хранится ковер XVII века. Впрочем, все адреса трудно перечислить.
Современные ковроделы и художники и сейчас выделывают ковры ручной работы, пользующиеся большим спросом во всем мире. Ныне в Армении действуют две-три крупные компании, занимающиеся производством ковров ручной работы. Существует также домашний бизнес по ковроделию, но у него большие проблемы с экспортом товара. В сфере производства данного товара насчитывается на сегодняшний день более 800 рабочих мест. В свое время это число доходило до 2-3 тыс. Восстановить былую картину, конечно, довольно трудно. Но можно хотя бы сохранить то, что имеется сейчас...
Мариэтта МАЛУМЯН
НВ |