Analitika.at.ua. За плечами президента РА Сержа Саркисяна год напряженный, насыщенный событиями и преодолением различных вызовов, которые не заставили себя долго ждать в самых разных сферах. Особенно насыщенной и инициативной была сфера внешней политики: армяно-турецкие отношения, нагорно-карабахская проблема, сотрудничество в рамках ОДКБ, проблемы развития отношений с европейскими структурами, отношения с соседями, повестка, связанная с мировым финансовым кризисом, и так далее. И неудивительно, что в своем приветственном слове съезду "Баргавач Айастан" президент счел нужным остановиться на некоторых из этих проблем. Особенно на тех вопросах, которые являются излюбленной темой для политических спекуляций.
Армяно-турецкие отношения
Конечно, еще до президентства Сержа Саркисяна какой-никакой, а армяно-турецкий диалог имел место быть. Чаще этот диалог носил закулисный характер: армянские и турецкие дипломаты периодически встречались в Женеве, но широко этот диалог не освещался и не рекламировался.
При Серже Саркисяне процесс пошел ускоренными темпами. Началось все с его известных заявлений во время первого визита нового армянского президента в Москву. Затем последовала известная футбольная дипломатия, после которой армяно-турецкие контакты приобрели интенсивный характер на самых различных уровнях и в самых различных форматах. И, кстати говоря, этот интенсивный армяно-турецкий диалог проходил параллельно не менее интенсивному российско-турецкому диалогу.
Подводя промежуточные итоги этого процесса, Серж Саркисян заявил на съезде "Баргавач Айастан": "Мы будем продолжать наш диалог с Турецкой Республикой. Наша цель - установление отношений без предварительных условий и разблокирование границы Республики Армения". О том, что сегодня созданы хорошие предпосылки для урегулирования армяно-турецких отношений, Серж Саркисян говорил и в своем знаменитом выступлении в Мюнхене, где, в частности, выразил надежду, что ко второй половине текущего года уже будут видны результаты нынешнего напряженного армяно-турецкого диалога.
Заметим, что в Мюнхене Серж Саркисян имел встречу с главой МИД Турции Али Бабаджаном, после которой последний очень сдержанно вел себя во время публичной полемики между лидером армянского государства и министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Кстати, в Азербайджане подобную позицию Бабаджана расценили чуть ли не как предательство. Более того, азербайджанские СМИ заговорили о том, что Турция изменила свои прежние «принципиальные» позиции и отказалась от тех предусловий, которые ранее сама выдвигала для установления нормальных взаимоотношений с Ереваном.
Нельзя также не отметить, что в последнее время официальные лица Анкары практически ничего не говорят о былых предусловиях, ограничиваясь лишь пожеланием «синхронизации» урегулирования армяно-турецких отношений с урегулированием проблемы Нагорного Карабаха и глубокомысленными рассуждениями на тему о том, как бы усилия армянского Спюрка по признанию Геноцида 1915 года не "помешали" процессу нормализации армяно-турецких отношений – как будто такие усилия прилагает только Спюрк.
Нельзя также не заметить, что хотя многие в Баку сегодня серьезно озабочены интенсификацией армяно-турецкого диалога, но есть и точка зрения, что все ныне происходящее - не более чем блеф. Так, один из известных азербайджанских политологов Мубариз Ахмедоглу считает, что речь идет только о временных изменениях в политике, которую Турция проводит по отношению к Еревану. "С конца апреля турки начнут игру с Арменией. Не исключено, что заигрывание начнется сейчас и Турция будет вести себя так, как будто верит заявлениям официального Еревана. Сейчас первый год правления президента США Барака Обамы, и не исключено, что он все же признает Геноцид армян, а может, и нет... Тем более что и у Турции существуют опасения по поводу того, что США все же могут признать Геноцид", - считает политолог. В интервью одному из азербайджанских сайтов он отметил, что в данный момент "армяне радуются охлаждению азербайджано-турецких отношений". "Но это временная радость. В течение ближайших месяцев, как говорится, все вернется на круги своя", - заявил Ахмедоглу.
Кто его знает, возможно, Ахмедоглу лучше понимает психологию своих "турецких" братьев. Но если и так, думаем, официальному Еревану не в чем будет себя упрекнуть: мир в очередной раз убедится в лицемерии турецкой дипломатии, что, полагаем, в свою очередь придаст новый импульс движению за признание Геноцида и ответственности нынешних лидеров Турции за политику отрицания Геноцида.
Нагорно-карабахское урегулирование
Первый год президентства Сержа Саркисяна и здесь не прошел "бесследно". Участились переговоры как между Сержем Саркисяном и Ильхамом Алиевым, так и на уровне руководителей МИД двух стран.
В ноябре, впервые спустя 14 лет после заключения перемирия при посредничестве Москвы был подписан документ - Майндорфская декларация, - который обязал Баку уповать исключительно на политический путь решения проблемы при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Два постулата, против которых так часто любили громко выступать официальные лица Азербайджана. Можно также отметить, что все чаще мы слышим о том, что принцип самоопределения является одним из трех важнейших (наряду с принципами территориальной целостности и мирного урегулирования) принципов, на которых может основываться возможное согласие трех сторон конфликта. Все чаще звучит, что без участия Нагорного Карабаха какое-либо урегулирование просто невозможно. Причем речи об этих постулатах ведут не только в Ереване, но и международные посредники и эксперты.
Выше мы уже говорили об определенной степени синхронизации процессов нагорно-карабахского и армяно-турецкого урегулирования. В определенной степени этот фактор действительно имеет место быть. Некоторые эксперты утверждают, что ныне Азербайджан взял последний тайм-аут, связанный с желанием Ильхама Алиева посредством конституционного референдума обеспечить себе пожизненное президентство. Но это, дескать, последняя "отмазка" Баку и после мартовского референдума Азербайджан, наконец, пойдет на так ожидаемые от него компромиссы в переговорном процессе. Кстати, напомним, что недавно о возможных летних подвижках в процессе нагорно-карабахского урегулирования говорила и посол США в Армении Мария Йованович.
Сбудутся ли эти прогнозы? Не будем забегать вперед и не желаем сглазить, но, похоже, и в этом вопросе новый армянский лидер настроен весьма решительно. Что же касается принципиальных подходов армянской стороны к урегулированию, то подходы эти известны и неизменны. В последний раз эти подходы Серж Саркисян подтвердил в ходе уже упомянутого съезда "Баргавач Айастан": "Нагорный Карабах не может составлять часть Азербайджана: для этого нет ни правовых, ни исторических основ и, что самое главное, нет желания граждан Нагорно-Карабахской Республики. Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта мы считаем путем, не имеющим альтернативы, путем, который приведет к признанию права народа Арцаха на самоопределение".
А для особо непонятливых Серж Саркисян на этот раз решил также пояснить причины участия Армении в переговорном процессе с Азербайджаном: "Здесь я также хочу коснуться точки зрения наших "горе -оппонентов": якобы мы не нуждаемся в том, чтобы право народа Нагорного Карабаха на самоопределение признали Азербайджан или международное сообщество. Это очень неправильный подход. Да, право народа Нагорного Карабаха на самоопределение - неотъемлемое право. Но когда наше неотъемлемое право не признают, что мы должны делать? Наш единственный выход - борьба за признание этого права...
Единственный путь - переговоры, и те, кто пытается представить эти переговоры как торг, глубоко ошибаются хотя бы по одной, очень простой причине, потому что Нагорно-Карабахская Республика - наша родная земля и она не имеет цены, а если не имеет цены - торговаться бессмысленно".
В рамках ОДКБ
Официальный Ереван вел активную внешнюю политику и в плане укрепления обороноспособности страны. Заметим, что именно Армения председательствовала на заседании ОДКБ, во время которого было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Решение, которое обратило на себя пристальное внимание мирового сообщества, поскольку был сделан еще один важный шаг для наполнения ОДКБ реальным содержанием.
Более того, сразу после упомянутого заседания ОДКБ прошла информация о том, что Россия и Армения создают объединенную систему ПВО. Об этом 13 февраля сообщил на пресс-конференции в Москве генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. По словам Бордюжи, "то, что создано между Россией и Белоруссией, так называемая объединенная система ПВО - это только часть той работы, которая проводится в рамках ОДКБ". "Мы предполагаем, что такая же совместная двусторонняя система будет создана между Россией и Арменией", - заявил генсек ОДКБ.
Как отметил в ходе съезда "Баргавач Айастан" Серж Саркисян, Армения также вела активную работу в направлении реализации принятых перед Европейскими структурами обязательств, чтобы поставить на прочную основу процесс евроинтеграции страны. "Здесь мы имеем заметные результаты и еще большие ожидания", - подчеркнул президент.
Таким образом, подводя внешнеполитические итоги первого года президентства Сержа Саркисяна, можно отметить, что армянская внешняя политика значительно активизировалась, а приоритетными были вопросы, имеющие непосредственное отношение к решению общенациональных задач и укреплению безопасности страны.
Рубен МАРГАРЯН
golos.am |